Введение понятия нарицательных и собственных имен существительных. 2 кл Программа Занкова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Макаренкова Марина Ивановна

Осмысление предлагаемых знаний происходит с опорой на жизненный опыт учащихся, на применение учебной и дополнительной литературы. Активизации познавательной деятельности и осознанию программного материала способствует на уроке практическая работа. Благодаря работе « в паре» ученики лучше усваивают изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Sobstv._i_naric._sushch.rar871.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Автор: Макаренкова Марина Ивановна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 2, г Ковдор

Класс 2,

 Программа: Л.В.Занкова

Название материала:

Введение понятия нарицательных и собственных имен существительных.

Предназначение: для проведения урока по русскому языку.

Оборудование: - мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом

Авторский медиапродукт: презентация.

Авторские комментарии:

Презентации созданы с использованием Интернет - ресурсов ( фото).

Урок «Понятия нарицательных и собственных имен существительных.»

Слайд № 4 в правом верхнем углу гиперссылка на чистописание, кликнуть мышкой после появления в кадре трёх сочетаний букв. Затем кликнуть на картинку с прописными буквами, затем на ручку.

Слайд № 6 гиперссылка Физминутка.

Слайд № 8 - пение соловья

Слайд № 9- пение дроздов

Слайд № 15 использование триггера. Нажимать на рисунок при появлении пальца.

Тема урока: Введение понятия нарицательных и собственных имен существительных.

Вид урока; урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель; развитие умения употреблять большую букву.

Задачи- формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках); -развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы; расширять кругозор учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийное приложение.

Слайд 2. Путь к познанию.

Вступительное слово учителя Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Шагаем по ступеням по щелчку мыши

НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД

Слайд 3. отгадай загадки

Назовите первые буквы этих слов.( Р В Г )

Какими они могут быть при письме? ( прописные, строчные)

Слайд № 4

Продолжите цепочку строчных букв : ргв, рвг,

Слайд № 5

Прочитайте рассказ.

Что общего у слов, заменённых картинками?

(существительные)

Объясните, чем отличаются слова, которые заменены рисунками?

Одни имена, другие предметы

Кто знает в чём разница? ( одни пишутся с большой буквы, другие с маленькой)

Кто догадался о чём будем говорить на уроке?

Когда писать заглавную букву, а когда строчную.

В каком случае имена нарицательные могут стать именами собственными.

 (Когда эти слова могут обозначать имена )

Слайд № 6.

Делаем вывод. Что может быть ещё именем собственным?

Прослушайте стихотворение.

Буква обычная выросла вдруг Стала заметно выше подруг

Смотрят с почтеньем

На букву подруги

Но почему, за какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело -

Ставиться в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо,

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк

В букве большой уважения знак.

Что вы услышали?

Физминутка

Слайд №7. Группировка.

-        Распределите слова на две группы:

Ковдор. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик. Собаки.

Ира.

Возможные варианты группировки (устно):

  1. М. р.- Ж. р.
  2. Собственные - нарицательные.
  3. Мн.ч. - Ед. ч.
  4. Одушевлённые - Неодушевлённые
  5. Переносится - не переносится.
  6. Ставим ударение и не ставим ударение..

  1. Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
  2. (Ковдор, Гагарин, Ольга Петровна, Дик, Ира).
  3. Как называются эти слова? (имена собственные).
  4. По щелчку мыши имена собственные выделяются.
  5. Выпишите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы, в зависимости от места слова в предложении. Как называются эти слова? (нарицательные). Когда они пишутся с большой буквы? (в начале предложения).

По щелчку мыши имена нарицательные подчёркиваются.

Слайд № 8.  Составь предложение.

-        Составь и напиши предложения с данными словами: Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.

 (Серёжа Соловьёв слушал пение соловьев.)

По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения

Слайд№ 9. Составь предложение.

Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Скворцов. Сделал.

(Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.)

По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.

-Назовите имена собственные.

По щелчку мыши задание проверяется.

Слайд № 10. Разбор предложения.

-        Подчеркните грамматическую основу предложения.

По щелчку мыши задание проверяется.

Учитель обращает внимание детей на то, что подлежащее может быть выражено двумя существительными. В данном случае имя и фамилия.

Слайд №11

Подведём итоги. Что обозначает каждое из записанных слов?

Слайд № 12. Почему так?

Работа над новым материалом «Кавычки». Постановка проблемы.

На экране по щелчку мыши появляются пары картинок:

А) рисунок белки (под ней написано белка); рядом конфета, а на ней написано  «Белка»

Б) камень сейд, под ним написано сейд; магазин с названием «Сейд»

Слайд № 13. Почему так?

В) ковдорчанин, газета «Ковдорчанин»

 Г) брусничка, детский сад «Брусничка».

Разбор картинок с пояснениями учителя.

Слайд № 14. Обобщение.

  1. Когда употребляются кавычки в письменной речи с именами собственными?
  2. Ребята, а какие газеты и журналы выписывают в вашей семье? (ответы учеников).
  3. О чём пишут в газетах,  журналах?   (ответы учеников).
  4. Сейчас у нас много средств массовой информации. А как люди раньше узнавали о новостях?
  5. Заслушиваются ответы детей.

Сделать вывод об употреблении в письменной речи кавычек с именами собственными.

Слайд № 15. Знаешь ли ты названия мультфильмов?

Работа по учебнику. Упражнение 100.

Картинки из мультфильмов появляются на экране. Беседа с учащимися. Щелкнуть мышью по изображению. Вместо него появляется название мультфильма. Названия мультфильмов записать в тетрадь.

Слайд № 16. Вывод. Рефлексия Заполнить 8-ю строку таблицы.

-        Ребята, теперь вы можете заполнить последнюю строку таблицы?  Высказывания детей. Заполняется таблица. Что запомнилось на уроке?

Слад № 17.

Домашнее задание.

Упр. № 97. Вместе со взрослыми найди города на карте.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Цель: создать условия для формирования умений различать имена существительные собстве...