Введение понятия нарицательных и собственных имен существительных. 2 кл Программа Занкова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Осмысление предлагаемых знаний происходит с опорой на жизненный опыт учащихся, на применение учебной и дополнительной литературы. Активизации познавательной деятельности и осознанию программного материала способствует на уроке практическая работа. Благодаря работе « в паре» ученики лучше усваивают изучаемый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Sobstv._i_naric._sushch.rar | 871.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Автор: Макаренкова Марина Ивановна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 2, г Ковдор
Класс 2,
Программа: Л.В.Занкова
Название материала:
Введение понятия нарицательных и собственных имен существительных.
Предназначение: для проведения урока по русскому языку.
Оборудование: - мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом
Авторский медиапродукт: презентация.
Авторские комментарии:
Презентации созданы с использованием Интернет - ресурсов ( фото).
Урок «Понятия нарицательных и собственных имен существительных.»
Слайд № 4 в правом верхнем углу гиперссылка на чистописание, кликнуть мышкой после появления в кадре трёх сочетаний букв. Затем кликнуть на картинку с прописными буквами, затем на ручку.
Слайд № 6 гиперссылка Физминутка.
Слайд № 8 - пение соловья
Слайд № 9- пение дроздов
Слайд № 15 использование триггера. Нажимать на рисунок при появлении пальца.
Тема урока: Введение понятия нарицательных и собственных имен существительных.
Вид урока; урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель; развитие умения употреблять большую букву.
Задачи- формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках); -развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийное приложение.
Слайд 2. Путь к познанию.
Вступительное слово учителя Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
Шагаем по ступеням по щелчку мыши
НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД
Слайд 3. отгадай загадки
Назовите первые буквы этих слов.( Р В Г )
Какими они могут быть при письме? ( прописные, строчные)
Слайд № 4
Продолжите цепочку строчных букв : ргв, рвг,
Слайд № 5
Прочитайте рассказ.
Что общего у слов, заменённых картинками?
(существительные)
Объясните, чем отличаются слова, которые заменены рисунками?
Одни имена, другие предметы
Кто знает в чём разница? ( одни пишутся с большой буквы, другие с маленькой)
Кто догадался о чём будем говорить на уроке?
Когда писать заглавную букву, а когда строчную.
В каком случае имена нарицательные могут стать именами собственными.
(Когда эти слова могут обозначать имена )
Слайд № 6.
Делаем вывод. Что может быть ещё именем собственным?
Прослушайте стихотворение.
Буква обычная выросла вдруг Стала заметно выше подруг
Смотрят с почтеньем
На букву подруги
Но почему, за какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело -
Ставиться в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо,
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк
В букве большой уважения знак.
Что вы услышали?
Физминутка
Слайд №7. Группировка.
- Распределите слова на две группы:
Ковдор. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик. Собаки.
Ира.
Возможные варианты группировки (устно):
- М. р.- Ж. р.
- Собственные - нарицательные.
- Мн.ч. - Ед. ч.
- Одушевлённые - Неодушевлённые
- Переносится - не переносится.
- Ставим ударение и не ставим ударение..
- Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы.
- (Ковдор, Гагарин, Ольга Петровна, Дик, Ира).
- Как называются эти слова? (имена собственные).
- По щелчку мыши имена собственные выделяются.
- Выпишите слова, которые можно писать то с маленькой, то с большой буквы, в зависимости от места слова в предложении. Как называются эти слова? (нарицательные). Когда они пишутся с большой буквы? (в начале предложения).
По щелчку мыши имена нарицательные подчёркиваются.
Слайд № 8. Составь предложение.
- Составь и напиши предложения с данными словами: Соловьёв. Пение. Серёжа. Слушал. Соловьёв.
(Серёжа Соловьёв слушал пение соловьев.)
По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения
Слайд№ 9. Составь предложение.
Саша. Скворечник. Скворцов. Для. Скворцов. Сделал.
(Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.)
По щелчку мыши слова появляются на экране. После выполнения работы детьми на экране появляется вариант предложения.
-Назовите имена собственные.
По щелчку мыши задание проверяется.
Слайд № 10. Разбор предложения.
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
По щелчку мыши задание проверяется.
Учитель обращает внимание детей на то, что подлежащее может быть выражено двумя существительными. В данном случае имя и фамилия.
Слайд №11
Подведём итоги. Что обозначает каждое из записанных слов?
Слайд № 12. Почему так?
Работа над новым материалом «Кавычки». Постановка проблемы.
На экране по щелчку мыши появляются пары картинок:
А) рисунок белки (под ней написано белка); рядом конфета, а на ней написано «Белка»
Б) камень сейд, под ним написано сейд; магазин с названием «Сейд»
Слайд № 13. Почему так?
В) ковдорчанин, газета «Ковдорчанин»
Г) брусничка, детский сад «Брусничка».
Разбор картинок с пояснениями учителя.
Слайд № 14. Обобщение.
- Когда употребляются кавычки в письменной речи с именами собственными?
- Ребята, а какие газеты и журналы выписывают в вашей семье? (ответы учеников).
- О чём пишут в газетах, журналах? (ответы учеников).
- Сейчас у нас много средств массовой информации. А как люди раньше узнавали о новостях?
- Заслушиваются ответы детей.
Сделать вывод об употреблении в письменной речи кавычек с именами собственными.
Слайд № 15. Знаешь ли ты названия мультфильмов?
Работа по учебнику. Упражнение 100.
Картинки из мультфильмов появляются на экране. Беседа с учащимися. Щелкнуть мышью по изображению. Вместо него появляется название мультфильма. Названия мультфильмов записать в тетрадь.
Слайд № 16. Вывод. Рефлексия Заполнить 8-ю строку таблицы.
- Ребята, теперь вы можете заполнить последнюю строку таблицы? Высказывания детей. Заполняется таблица. Что запомнилось на уроке?
Слад № 17.
Домашнее задание.
Упр. № 97. Вместе со взрослыми найди города на карте.
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на технологии системно-деятельностного подхода....
«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»
Открытый урок по русскому языку 2-й класс....
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:• Формировать умения отличать собственные и на...
Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Цель: создать условия для формирования умений различать имена существительные собстве...