Рекомендации для учителя-составителя заданий | I-ЭТАП (5-7 мин.) Задания на актуализацию знаний |
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала (они выполняются дома до начала урока) В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert» Отводится 5 минут. | Медведь, сорока, ворона, пенал, тетрадь, дневник, морковь, капуста. Поставьте ударение в этих словах.Подчеркни гласные буквы. ПРОБЛЕМА: 1.Что такое речь? Отв.: Речь это –.................. общаться с людьми, выражая свою ................... 2. Какая бывает речь? Отв.: речь бывает ................. и .............. 3. Из чего состоит наша речь? Отв.: Наша речь состоит из .................... 4. Что называется предложением? Отв.: Предложение – это ......... или несколько слов ................ между собой по ............. 5. С какой буквы пишется первое слово в предложении? Отв.: Предложение пишется с .................... буквы. 6. Вставь пропущенные слова. Предложение состоят из ……. Слова мы делим на……….. Слоги состоят из ……. 7.Что такое звук? Отв.: То, что мы …………. 8. Что такое Буква? Отв.: То, что мы ………… 9. Какие звуки произносятся без преград? Отв.: ……………. звуки произносятся без преграды. |
Шаги (приемы) исследовательского метода: | II- этап (Синектическая часть). Самостоятельное усвоение новой темы. Отводится всего 20-25 минут. |
По теоретической части: 1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний): на правой графе пишется полный перечень заданий информационного характера. В условия включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера, а также задания на: «Запомнить…, составить список . . . выделить . . ., рассказать о . . ., показать . . ., назвать . . . и т.д.».Количество заданий не ограничивается. | Сегодня на уроке мы познакомимся с гласными буквами и звуками. На уроке вы самостоятельно узнаете еще немного информации об этих волшебных буквах и звуках. - Какие гласные буквы и звуки ты знаешь?
Отв.: ……………………………. - Какие буквы можно назвать хитрыми? Почему?
Отв.: ……………………. - Какие звуки обозначают гласные буквы Е,Ё,Ю,Я?
Отв.: …………………… - Когда эти буквы обозначают один звук?
Отв.: Эти звуки обозначают один звук , когда стоят после …………… - Когда они обозначают два звука?
Отв.: Когда стоят в начале слова , перед мягкого знака - Посчитай сколько букв и звуков в слове яблоко?
Отв.: в слове яблоко- … букв и … звуков. - Как называют эти буквы по другому?
Отв.: эти звуки называются – ……………………. |
По теоретической части: 2-шаг. «Понимание» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы для углубления знаний ставятся на ответы каждого задания (если оно не аксиома) из предыдущего Узнавания». Применяются различные интерактивные методы диалога. | - Почему мы называем гласные е, ё, ю, я – «йотированными»?
Ответ: Потому, что они обозначают …..звука. Первый звук ….. - Найди в учебнике упр.69, стр.31 рассмотри схемы слов. Сколько звуков обозначают буквы е,ё,ю,я в каждом слове. Сколько букв и сколько звуков в каждом слове? Почему?
Ответ: ёрш – …. буквы, ….звука, тёрка – … букв, …. звуков, юрта- …. буквы, …. звуков, люстра-…. букв, ….. звуков. - Какой от сюда следует вывод? Прочитай правило.
Ответ: Гласные обозначают ….. звука, если стоят после ……… звука или в …….. слова. |
По теоретической части: 3-шаг. «Анализ» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: 1) сравните … … с … … … (где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понимание». 2)выявите различия между … …, 3) найдите общее … 4) выделить главную идею темы … Можно использовать стратегию «Диаграмма Венна». | 1. Сравните слова с буквами е, ё, ю, я, имеющими два звука со словами, имеющими один звук .Выпишите в столбик с одни звуком в слове и с двумя . Люблю, поезд, яблоко, полью, ёж, утенок, тюль, берёза, земля, ягода, клюква. Два звука Один звук ……………………………… ………………………………. 2.Найдите место расположение «йотированных» букв и сделайте вывод. Что в них общего и их особенность. 3. Выделите главную идею темы. а) зачем вам это нужно знать? б) Где вы это будите применять? |
По теоретической части: 4-шаг. «Синтез» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова: а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа») или заполни кроссворд, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.). | I.Отгадайте загадки, запишите отгадки. 1..В золотой клубочек спрятался дубочек.(…………..) 2. Полотно, а не дорожка. Конь не конь сороконожка, по дороге той ползёт, весь обоз с собой везёт. (……………) З. Кручусь, верчусь и мне не лень вертеться даже целый день.(………..) 4. У неё сынок колючий, но для неё он самый лучший. (……………) 5. На нём пасутся облака. Под ним и море, и река. (……………..) 6. Он путеводная звезда. Не гаснет ночью никогда, чтоб пароход с пути не сбился, о скалы, рифы не разбился. (………….) 7. Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. Отчего беднягу бьют? Оттого, что он надут. (………..) Подчеркните в данных словах буквы Я, Е, Ё, Ю обозначающие два звука. II. Найди и выпиши из пословиц сначала слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а потом слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Какой вывод можно сделать из этих пословиц? 1. Дороже, мёртвой, коня, удержишь, станет, себя, людей, речь, великое, дело, не всякому, верь, 2. Живое, языка, забывает, короткую долгую, великое, всякую.
|
5-шаг. Практическая часть «Применение» (требования к заданиям для формирования умений:Выполни следующие задания (№ …, № …, № …, или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор … …, стр. …) | Выполни следующее задание из учебника «Русский язык» 2кл, стр.32, упр.71. 1.Составь звуковую схему к словам: юла, яблоко, вертолёт, бельё …......... ……….. …………. …………… 2.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Подчеркни одной чертой буквы обозначающие два звука, двумя чертами – один звук. Я люблю вертолеты. Они такие быстрые. Аня села в поезд и поехала на дачу. В нашем классе учатся Люба и Люда. В лесу поспели ягоды. Мама вешает в зале тюль.
|
6-шаг. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? Б) Как бы ты поступил? В) Для чего это нужно в жизни? Г) При решении какой жизненной ситуацииможет найти применение? Приведите пример и решите. | - Что для себя нового вы взяли из этой темы?
- Нужна ли вам эта информация?
- Где вы можете ее использовать?
- Приведите пример того, что вам эти знания нужны.
|
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
| ІІІ-этап обратной связи (этап оценивания уровня формирования знаний и умений)Все задания из предыдущего второго этапа распределяются по трем уровня усвоения следующим образом: |
| 1-пороговый уровень (5 баллов) |
По теоретической части: «Узнавание»(оценка знаний): На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения, (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Какой? И другие задания информационного характера. А также задания на : «запомнить …, составить . . ., рассказать о …, показать … …, назвать… и т.д.» | 1-задание Подумай какая буква пропала: Пол…но, в..селье, …йцо, шь..,пь.. 2-задание Назови и выпиши слова с буквами е, я,ю,ё в два столбика: в первый — обозначающие один звук, во второй — обозначающие два звука. Выскажи своё мнение: с какой отгадкой можно сварить варенье? Медведь, ямка, ветер, любят, юбка, ежевика, ёжики, смотрят, вёл, горячая. 3-задание Составь свои примеры по теме.
|
На практике (оценка умений): «Применение» (по образцу). Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница …) | 5-задание упр 72 Какие деревья растут в лесу? (осины, сосны, ёлки) —.... З . Что надевают девочки вместе с блузками? (брюки, юбки) —.... 4. Из каких ягод варят варенье? (малина, ежевика, смородина) —.... 5. Что может висеть на стене? (картина, объявление) — … |
Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний: 5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней. |
| 2-алгоритмический уровень (5+4 балла) |
По теоретической части: «Понимание» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину …, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания» | 1-задание. Определи и запиши количество букв и звуков в словах. Почему, докажи. Юрта — .. 6., .. зв., ехидна — .. б., .. зв., медведь —… б., … зв., ястреб – … б., … зв., юрок — …б., … зв., заяц –… б., … зв., лиса — ..б., …зв., ёрш — ..б., .. зв.
|
По теоретической части: «Анализ» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: 1) сравните … … с … … … (сравниваются ответы из «Понимания») 2) выявите различия между … …, 3) найдите общее … 4) выделить главную идею темы …,где сравниваемые объекты берутся из ответов зКаспийаданий на «Понимание».Можно использовать таблицу. | 3-задание Чем отличаются гласные буквы Е, Ё, Ю,Я от других гласных.
- они имеют …. звука. -в звуковой схеме обозначаются буквами :а, о, у, э , но с … Главная идея темы состоит в том, что гласные буквы е,ё,ю,я- ……………….. буквы, имеют ……звука в определенных позициях написания.
|
На практике (оценка умений): «Применение» (в измененной ситуации): выполни задания, проиллюстрируй, реши с преобразованием формул, составь и реши обратную задачу и др. задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница)
| 4-задание Прочитай вопросы. Напиши ответы. Найди слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Подчеркни их. Составь схему одного из слов. В скобках укажи количество звуков. стр. 34 упр. 79 - Какие рыбы плавают в пруду? (караси, ерщи, лещи) —
………………………………………..
|
Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации). Количественная характеристика качества знаний: 5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня. |
| 3-эвристический уровень (9+3 балла) |
По теоретической части: «Синтез» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова: а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа»), заполни кроссворд, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение. | Соедини в схеме блоки своих полученных знаний на уроке
|
На практике (оценка умений): Рефлексия:Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте, напиши эссе, как ты думаешь, где могут пригодиться твои знания и умения, полученные на уроке? Приведи проблемную ситуацию из жизни и реши ее, и т.п. |
2-задание. Напишите эссе: «Я и мои друзья», используя слова на изученное правило.
|
Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность»,«Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний, интегрирующий все предыдущие виды. Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне: 9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал |
| 4-творческий уровень (12 баллов) |
Ученик получает задание четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из научных проектов). Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод. Оценивается отдельно по 12-бальной системе. |