Рекомендации для учителя-составителя заданий | I-ЭТАП (5-7 мин.) Задания на актуализацию знаний |
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала (они выполняются дома до начала урока) В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert» Отводится 5 минут. | Медведь, сорока, ворона, пенал, тетрадь, дневник, морковь, капуста. Поставьте ударение в этих словах.Подчеркни гласные буквы. ПРОБЛЕМА: 1.Что такое речь? Отв.: Речь это –умение общаться с людьми, выражая свою мысль. 2. Какая бывает речь? Отв.: речь бывает письменная и устная 3. Из чего состоит наша речь? Отв.: Наша речь состоит из предложений. 4. Что называется предложением? Отв.: Предложение – это одно или несколько слов связанные между собой по смыслу. 5. С какой буквы пишется первое слово в предложении? Отв.: Предложение пишется с большой буквы. 6. Вставь пропущенные слова. Предложение состоят из слов. Слова мы делим на слоги. Слоги состоят из букв 7.Что такое звук? Отв.: То, что мы произносим. 8. Что такое Буква? Отв.: То, что мы пишем. 9. Какие звуки произносятся без преград? Отв.: гласные звуки произносятся без преграды. |
Шаги (приемы) исследовательского метода: | II- этап (Синектическая часть). Самостоятельное усвоение новой темы. Отводится всего 20-25 минут. |
По теоретической части: 1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний): на правой графе пишется полный перечень заданий информационного характера. В условия включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера, а также задания на: «Запомнить…, составить список . . . выделить . . ., рассказать о . . ., показать . . ., назвать . . . и т.д.».Количество заданий не ограничивается. | Сегодня на уроке мы познакомимся с гласными буквами и звуками. На уроке вы самостоятельно узнаете еще немного информации об этих волшебных буквах и звуках. - Какие гласные буквы и звуки ты знаешь?
Отв.: а,о, у, ы, и, э, ё,е, я, ю - Какие буквы можно назвать хитрыми? Почему?
Отв.: Е,Ё,Ю,Я. - Какие звуки обозначают гласные буквы Е,Ё,Ю,Я?
Отв.: йэ, йо, йу, йа - Когда эти буквы обозначают один звук?
Отв.: Эти звуки обозначают один звук , когда стоят после согласных - Когда они обозначают два звука?
Отв.: Когда стоят в начале слова , перед мягкого знака - Посчитай сколько букв и звуков в слове яблоко?
Отв.: в слове яблоко- 6 букв и 7 звуков. - Как называют эти буквы по другому?
Отв.: эти звуки называются – йотированными. |
По теоретической части: 2-шаг. «Понимание» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы для углубления знаний ставятся на ответы каждого задания (если оно не аксиома) из предыдущего Узнавания». Применяются различные интерактивные методы диалога. | - Почему мы называем гласные е, ё, ю, я – «йотированными»?
Ответ: Потому, что они обозначают два звука. Первый звук [й] - Найди в учебнике упр.69, стр.31 рассмотри схемы слов. Сколько звуков обозначают буквы е,ё,ю,я в каждом слове. Сколько букв и сколько звуков в каждом слове? Почему?
Ответ: ёрш – 3 буквы, 4 звука, тёрка – 5 букв, 5 звуков, юрта- 4 буквы, 5 звуков, люстра-6 букв, 6 звуков. - Какой от сюда следует вывод? Прочитай правило.
Ответ: Гласные обозначают два звука, если стоят после гласного звука или в начале слова. |
По теоретической части: 3-шаг. «Анализ» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: 1) сравните … … с … … … (где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понимание». 2)выявите различия между … …, 3) найдите общее … 4) выделить главную идею темы … Можно использовать стратегию «Диаграмма Венна». |
1. Сравните слова с буквами е, ё, ю, я, имеющими два звука со словами, имеющими один звук .Выпишите в столбик с одни звуком в слове и с двумя . Люблю, поезд, яблоко, полью, ёж, утенок, тюль, берёза, земля, ягода, клюква. Два звука Один звук Поезд, яблоко, полью, ёж, ягода люблю ,утенок , тюль, берёза, клюква 2.Найдите место расположение «йотированных» букв и сделайте вывод. Что в них общего и их особенность. 3. Выделите главную идею темы. а) зачем вам это нужно знать? б) Где вы это будите применять? |
По теоретической части: 4-шаг. «Синтез» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова: а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа») или заполни кроссворд, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.). | I.Отгадайте загадки, запишите отгадки. 1..В золотой клубочек спрятался дубочек.(Жёлудь) 2. Полотно, а не дорожка. Конь не конь сороконожка, по дороге той ползёт, весь обоз с собой везёт. (поезд) З. Кручусь, верчусь и мне не лень вертеться даже целый день.(юла) 4. У неё сынок колючий, но для неё он самый лучший. (ёжик) 5. На нём пасутся облака. Под ним и море, и река. (небо) 6. Он путеводная звезда. Не гаснет ночью никогда, чтоб пароход с пути не сбился, о скалы, рифы не разбился. (маяк) 7. Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. Отчего беднягу бьют? Оттого, что он надут. (мяч) Подчеркните в данных словах буквы Я, Е, Ё, Ю обозначающие два звука. II. Найди и выпиши сначала слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а потом слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. 1. Дороже, мёртвой, коня, удержишь, станет, себя, людей, речь, великое, дело, не всякому, верь. 2. Живое, языка, забывает, короткую долгую, великое.
|
5-шаг. Практическая часть «Применение» (требования к заданиям для формирования умений:Выполни следующие задания (№ …, № …, № …, или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор … …, стр. …) | Выполни следующее задание из учебника «Русский язык» 2кл, стр.32, упр.71. 1.Составь звуковую схему к словам: юла, яблоко, вертолёт, бельё 2.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Подчеркни одной чертой буквы обозначающие два звука, двумя чертами – один звук. Я люблю вертолеты. Они такие быстрые. Аня села в поезд и поехала на дачу. В нашем классе учатся Люба и Люда. В лесу поспели ягоды. Мама вешает в зале тюль.
|
6-шаг. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? Б) Как бы ты поступил? В) Для чего это нужно в жизни? Г) При решении какой жизненной ситуацииможет найти применение? Приведите пример и решите. | - Что для себя нового вы взяли из этой темы?
- Нужна ли вам эта информация?
- Где вы можете ее использовать?
- Приведите пример того, что вам эти знания нужны.
|
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
| ІІІ-этап обратной связи (этап оценивания уровня формирования знаний и умений)Все задания из предыдущего второго этапа распределяются по трем уровня усвоения следующим образом: |
| 1-пороговый уровень (5 баллов) |
По теоретической части: «Узнавание»(оценка знаний): На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения, (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Какой? И другие задания информационного характера. А также задания на : «запомнить …, составить . . ., рассказать о …, показать … …, назвать… и т.д.» | 1-задание Подумай какая буква пропала: Полено, веселье, яйцо, шью, пью 2-задание Назови и выпиши слова с буквами е, я,ю,ё в два столбика: в первый — обозначающие один звук, во второй — обозначающие два звука. Выскажи своё мнение: с какой отгадкой можно сварить варенье? Медведь, ямка, ветер, любят, юбка, ежевика, ёжики, смотрят, вёл, горячая. 3-задание Составь свои примеры по теме.
|
На практике (оценка умений): «Применение» (по образцу). Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница …) | 5-задание упр 72 Какие деревья растут в лесу? (осины, сосны, ёлки) —.... З . Что надевают девочки вместе с блузками? (брюки, юбки) —.... 4. Из каких ягод варят варенье? (малина, ежевика, смородина) —.... 5. Что может висеть на стене? (картина, объявление) — … |
Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний: 5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней. |
| 2-алгоритмический уровень (5+4 балла) |
По теоретической части: «Понимание» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину …, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания» | 1-задание. Определи и запиши количество букв и звуков в словах. Почему, докажи. Юрта — 4 6., 5 зв., ехидна — 6 б., 7 зв., медведь — 7 б., 6 зв., ястреб – 6 б., 7 зв., юрок — 4 б., 5 зв., заяц – 4 б., 5 зв., лиса — 4б., 4зв., ёрш — 3б., 4 зв.
|
По теоретической части: «Анализ» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: 1) сравните … … с … … … (сравниваются ответы из «Понимания») 2) выявите различия между … …, 3) найдите общее … 4) выделить главную идею темы …,где сравниваемые объекты берутся из ответов зКаспийаданий на «Понимание».Можно использовать таблицу. | 3-задание Чем отличаются гласные буквы Е, Ё, Ю,Я от других гласных.
- они имеют два звука. -в звуковой схеме обозначаются буквами :а, о, у, э , но с й Главная идея темы состоит в том, что гласные буквы е,ё,ю,я- йотированные буквы, имеют два звука в определенных позициях написания.
|
На практике (оценка умений): «Применение» (в измененной ситуации): выполни задания, проиллюстрируй, реши с преобразованием формул, составь и реши обратную задачу и др. задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница)
| 4-задание Прочитай вопрос. Напиши ответ. Найди слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Подчеркни их. Составь схему одного из слов. В скобках укажи количество звуков. стр. 34 упр. 79 - Какие рыбы плавают в пруду? (караси, ерщи, лещи) —
В пруду плавают караси, ерши, лещи.
|
Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации). Количественная характеристика качества знаний: 5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня. |
| 3-эвристический уровень (9+3 балла) |
По теоретической части: «Синтез» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова: а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа»), заполни кроссворд, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение. | Составь схему своих полученных знаний на уроке
|
На практике (оценка умений): Рефлексия:Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте, напиши эссе, как ты думаешь, где могут пригодиться твои знания и умения, полученные на уроке? Приведи проблемную ситуацию из жизни и реши ее, и т.п. |
2-задание. Напишите эссе: «Я и мои друзья», используя слова на изученное правило.
|
Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность»,«Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний, интегрирующий все предыдущие виды. Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне: 9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал |
| 4-творческий уровень (12 баллов) |
Ученик получает задание четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из научных проектов). Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод. Оценивается отдельно по 12-бальной системе. |