урок конспет по кораеву на тему " Двойная роль Е,Ё,Ю,Я," рабочая тетрадь с ответами.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая тетрадь с ответами. по методу Караева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_s_otvetami_urok_po_karaevu_3.docx47.18 КБ

Предварительный просмотр:

                       Предмет: Русский язык 2 класс. Тема: Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Рекомендации для учителя-составителя заданий

I-ЭТАП  (5-7 мин.)

Задания на актуализацию знаний

Задания «Мостика» на повторение пройденного материала

(они выполняются дома до начала урока)

        В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert»

Отводится 5 минут.

Медведь, сорока,  ворона, пенал, тетрадь, дневник, морковь, капуста.

Поставьте ударение в этих словах.Подчеркни гласные буквы.

ПРОБЛЕМА:

1.Что такое речь?

Отв.: Речь это –умение общаться с людьми, выражая свою мысль.

2. Какая  бывает речь?

Отв.: речь бывает письменная и устная

3. Из чего состоит наша речь?  

Отв.: Наша речь состоит из предложений.

4. Что называется предложением?  

Отв.: Предложение – это одно или несколько слов связанные между собой по смыслу.

5. С какой буквы пишется первое слово в предложении?  

Отв.: Предложение пишется с большой буквы.

6. Вставь пропущенные слова.

Предложение состоят из слов.  Слова мы делим на слоги. Слоги состоят из букв   

7.Что такое звук?

Отв.: То, что мы произносим.

8. Что такое Буква?

Отв.: То, что мы пишем.

9. Какие звуки произносятся без преград?

Отв.: гласные звуки произносятся без преграды.

        

Шаги (приемы) исследовательского метода:

II- этап (Синектическая часть). Самостоятельное усвоение новой темы.

Отводится всего 20-25 минут.

По теоретической части:

1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний): на правой графе пишется полный перечень заданий информационного характера. В условия включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера, а также задания на: «Запомнить…,  составить список . . . выделить . . ., рассказать о . . ., показать . . ., назвать . . . и т.д.».Количество заданий не ограничивается.

Сегодня на уроке мы познакомимся с гласными буквами и звуками. На уроке вы самостоятельно узнаете еще немного информации об этих волшебных буквах и звуках.

  1. Какие гласные буквы и звуки ты знаешь?

Отв.: а,о, у, ы, и, э, ё,е, я, ю

  1. Какие буквы можно назвать хитрыми? Почему?

Отв.: Е,Ё,Ю,Я.

  1. Какие звуки обозначают гласные буквы Е,Ё,Ю,Я?

Отв.: йэ, йо, йу, йа

  1. Когда эти буквы обозначают один звук?

Отв.: Эти звуки обозначают один звук , когда стоят после согласных

  1. Когда они обозначают два звука?

Отв.: Когда стоят в начале слова , перед мягкого знака

  1. Посчитай сколько букв и звуков в слове яблоко?

Отв.: в слове яблоко- 6 букв и 7 звуков.

  1. Как называют эти буквы по другому?  

Отв.: эти звуки называются – йотированными.   

По теоретической части:

2-шаг. «Понимание» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину,  докажи, придумай и т.д. Данные вопросы для углубления знаний ставятся на ответы каждого задания (если оно не аксиома)  из предыдущего Узнавания».

Применяются различные интерактивные методы диалога.

  1. Почему мы называем гласные е, ё, ю, я – «йотированными»?

Ответ: Потому,  что они обозначают два звука. Первый звук [й]

  1. Найди в учебнике упр.69, стр.31 рассмотри схемы слов. Сколько звуков обозначают буквы е,ё,ю,я в каждом слове. Сколько букв и сколько звуков в каждом слове? Почему?

Ответ: ёрш – 3 буквы, 4 звука, тёрка – 5 букв, 5 звуков, юрта- 4 буквы, 5 звуков, люстра-6 букв, 6 звуков.

  1. Какой от сюда следует вывод? Прочитай правило.

Ответ: Гласные обозначают два звука, если стоят после гласного звука или  в начале слова.

По теоретической части:

3-шаг. «Анализ» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:

1) сравните … … с … … … (где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понимание».

2)выявите различия между … …,

3) найдите общее …

4) выделить главную идею темы …

Можно использовать стратегию «Диаграмма Венна».

1. Сравните слова с буквами е, ё, ю, я, имеющими два звука со словами, имеющими один звук  .Выпишите в столбик с одни звуком в слове и с двумя .

Люблю, поезд, яблоко, полью, ёж, утенок, тюль, берёза, земля, ягода, клюква.

               Два звука                                                           Один звук

Поезд, яблоко, полью, ёж, ягода                             люблю ,утенок , тюль, берёза, клюква

2.Найдите место расположение «йотированных» букв и сделайте вывод. Что в них общего и их особенность.

3. Выделите главную идею темы.

а) зачем вам это нужно знать?

б) Где вы это будите применять?

По теоретической части:

4-шаг. «Синтез» (формирование знаний):

на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:

а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа») или заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)

б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.).

I.Отгадайте загадки,  запишите отгадки.  

1..В золотой клубочек спрятался дубочек.(Жёлудь)

2. Полотно, а не дорожка. Конь не конь сороконожка, по дороге той ползёт, весь обоз с собой везёт. (поезд)  

З. Кручусь, верчусь и мне не лень вертеться даже целый день.(юла)  

4. У неё сынок колючий, но для неё он самый лучший. (ёжик)

5. На нём пасутся облака. Под ним и море, и река. (небо)  

6. Он путеводная звезда. Не гаснет ночью никогда, чтоб пароход с пути не сбился, о скалы, рифы не разбился.  (маяк)  

7. Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. Отчего беднягу бьют? Оттого, что он надут.  (мяч)

Подчеркните  в данных словах буквы  Я,  Е, Ё, Ю обозначающие два звука.

II. Найди и выпиши сначала слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а потом слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

1.  Дороже, мёртвой, коня, удержишь, станет, себя, людей, речь, великое, дело, не всякому, верь.  

2. Живое, языка, забывает, короткую долгую, великое.

5-шаг. Практическая часть «Применение» (требования к заданиям для формирования умений:Выполни следующие задания (№ …, № …, № …, или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор … …, стр. …)

Выполни следующее задание из учебника «Русский язык» 2кл, стр.32, упр.71.

1.Составь звуковую схему к словам:  юла, яблоко, вертолёт, бельё

            

   2.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Подчеркни одной чертой буквы обозначающие два звука, двумя чертами – один звук.

Я люблю вертолеты. Они такие быстрые. Аня села в поезд и поехала на дачу. В нашем классе учатся Люба и Люда. В лесу поспели ягоды. Мама вешает в зале тюль.

6-шаг. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? Б) Как бы ты поступил? В) Для чего это нужно в жизни? Г) При решении какой жизненной ситуацииможет найти применение? Приведите пример и решите.

  1. Что для себя нового вы взяли из этой темы?
  2. Нужна ли вам эта информация?  
  3. Где вы можете ее использовать?
  4. Приведите пример того, что вам эти знания нужны.

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

ІІІ-этап обратной связи  (этап оценивания уровня формирования знаний и умений)Все задания из предыдущего второго этапа распределяются по трем уровня усвоения следующим образом:

1-пороговый уровень (5 баллов)

По теоретической части:

«Узнавание»(оценка знаний): На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения, (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Какой? И другие задания информационного характера. А также задания на : «запомнить …, составить . . ., рассказать о …, показать … …, назвать… и т.д.»

1-задание

Подумай какая буква пропала:

Полено, веселье, яйцо, шью, пью

2-задание  

Назови и выпиши слова с буквами е, я,ю,ё в два столбика: в первый — обозначающие один звук, во второй — обозначающие два звука. Выскажи своё мнение: с какой отгадкой можно сварить  варенье?

Медведь, ямка, ветер, любят,  юбка, ежевика, ёжики, смотрят, вёл, горячая.

3-задание

Составь свои примеры по теме.

На практике

(оценка умений): «Применение» (по образцу). Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница …)

5-задание упр 72

Какие деревья растут в лесу? (осины, сосны, ёлки) —.... З . Что надевают девочки вместе с блузками? (брюки, юбки) —.... 4. Из каких ягод варят варенье? (малина, ежевика, смородина) —.... 5. Что может висеть на стене? (картина, объявление) — …

 

Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний:   5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней.

2-алгоритмический уровень (5+4 балла)

По теоретической части:

«Понимание»

(оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину …, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания»

1-задание.

Определи и запиши количество букв и звуков в словах. Почему, докажи.

Юрта 4 6., 5 зв.,  ехидна  6 б., 7 зв.,  медведь — 7 б., 6 зв.,  ястреб – 6 б.,

7 зв., юрок —  4 б., 5 зв., заяц – 4 б., 5 зв.,  лиса — 4б., 4зв.,  ёрш — 3б., 4 зв.

По теоретической части:

 «Анализ» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:

1) сравните … … с … … … (сравниваются ответы из «Понимания»)

2) выявите различия  между … …,

3) найдите общее …

4) выделить главную идею темы …,где сравниваемые объекты берутся из ответов зКаспийаданий на «Понимание».Можно использовать таблицу.

3-задание Чем отличаются  гласные буквы Е,  Ё,  Ю,Я от других гласных.

а

о

у

я

е

ё

ю

  ы

и

э

- они имеют два звука.

-в звуковой схеме обозначаются буквами :а, о, у, э , но с й

Главная идея темы состоит в том,  что гласные буквы е,ё,ю,я- йотированные буквы, имеют два звука в определенных позициях написания.

На практике (оценка умений): «Применение»    (в измененной ситуации):  выполни задания, проиллюстрируй, реши с преобразованием формул, составь и реши обратную задачу и др. задания:  № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница)

4-задание

Прочитай вопрос. Напиши ответ. Найди слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Подчеркни их. Составь схему одного из слов. В скобках укажи количество звуков. стр. 34 упр. 79 

  1. Какие рыбы плавают в пруду? (караси, ерщи, лещи) —

В пруду плавают караси, ерши, лещи.

Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся  видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации).   Количественная характеристика качества знаний:   5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня.

3-эвристический уровень (9+3 балла)

По теоретической части:

«Синтез» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:

а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа»), заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)

б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.

Составь схему своих полученных знаний на уроке

На практике

(оценка умений): Рефлексия:Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте, напиши эссе, как ты думаешь, где могут пригодиться твои знания и умения, полученные на уроке? Приведи проблемную ситуацию из жизни и реши ее, и т.п.

2-задание. Напишите эссе: «Я и мои друзья», используя слова на изученное правило.

Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся  видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность»,«Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний,  интегрирующий  все предыдущие виды.  Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне:   9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал

4-творческий уровень (12 баллов)

Ученик  получает задание  четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из научных проектов).  Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод. Оценивается отдельно по 12-бальной системе.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русский язык. 4 класс. Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.

Русский язык. 4 класс.Тема: Синтаксическая роль местоимения в предложении.Цель: Обобщить  и  систематизировать  знания  учащихся о личных  местоимениях; уточнить знания о синт...

Урок русского языка в 1-м классе (ПНШ) на тему: "Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я"

Урок русского языка в 1-м классе (ПНШ) на тему: "Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я" разработан согласно ФГОС. В конспекте урока прописаны реализуемые на уроке УУД....

урок русского языка по теме: " двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" по методу Караева. Две тетради. Одна рабочая для ученика без ответов и вторая для учителя с ответами.

Урок разработан по методу Караева. Для проведения урока нужна тетрадь 1 для ученика без ответа и тетрадь 2 для учителя с ответами.  Состоит материал в три уровня.Задача ученика самостоятельно или...

Конспект урока русского языка в 1 классе на тему "Буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной"

Тема: «Заглавная буква Ё. Двойная роль йотированной буквы Ё в начале слова или после гласной»Цель: создать условия для знакомства с гласной буквой «ё» и звуками, которыми она о...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....