Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель,
учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов, задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД), задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Предметная область: Литературное чтение
УМК «Школа России»
Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
Тип урока: Урок-обобщение
Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 4 класса в предметной области литературное чтение по теме: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
Задачи
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
4)воспитание чувства гордости за свою Родину и за русский народ.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать и работать в группах;
3) развитие умения работать с информацией, развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта), развитие умения использовать различные способы поиска информации, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1)формирование навыка чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
2)формирование потребности в систематическом чтении;
4) развитие творческих способностей.
Предварительная подготовка, оборудование: Класс делится на 3 команды; на столах каждой сборники стихов поэтов, творчество которых они изучали на предыдущих уроках презентация с заданиями по теме урока, иллюстрации, которые ученики приносили в качестве выполненного домашнего задания. Проектор, компьютер, классная доска,
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент. Мотивация учащихся | Проверка готовности. - Начнём наш урок, улыбнемся друг другу, ведь мы все друзья! - А раз мы друзья, мы будем работать вместе. - Давайте вспомним правила сотрудничества. - Сегодня, мы будем работать в группах, для этого вы должны выбрать капитанов команд, которые на каждом этапе урока будут оценивать вашу работу по балльной системе: 5 баллов- активное участие в группе, полный ответ, выразительное чтение. 4 балла- активное участие в группе, неполный ответ, выразительное чтение. 3 балла- не очень активное участие, неполный ответ (приложение 1) ( каждому капитану команды выдаётся лист оценивания со списком участников команды) (приложение 2) - максимальное количество баллов- 20, минимальное-12 (слайд 3) | 1. Самоконтроль готовности. 2. Чтение цепочкой.
| Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию. |
2. | Актуализация знаний. Разминка | - Сегодня у нас необычный урок. Я хочу пригласить вас в путешествие, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, выполнив задания. Вопросы задаются каждой команде по очереди. Задание 1 команде.
Задание 2 команде.
(А.Н.Плещеев) (слайд 5) Задание 3 команде.
(слайд 6) - Посмотрите на экран, там указаны годы жизни этих поэтов. (слайд 7) | Демонстрация знаний, умений. Принятие учебной задачи. | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
3. | Постановка учебной задачи | - Так куда же мы с вами отправимся в путешествие? Как называется раздел? (слайд 8) -Как понимаете название раздела? - Как вы думаете, а зачем мы отправляемся в путешествие по данному разделу? (слайд 9) | - Мы отправимся в путешествие по разделу «Поэтическая тетрадь» - Этот раздел так назван, потому что в нём собраны произведения русских поэтов. - Обобщить и повторить знания по данному разделу. | Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
4. | 1 конкурс. Узнай поэта. | - Ребята, откройте учебник с. 152, задание 3. Прочитайте строки из стихотворений, назовите авторов этих сток. 1 команда- 1 столбик. Здравствуй, гостья зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. 2 команда- 2 столбик. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, с югу Журавли летят… 3 команда- 3 столбик. Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят | Читают стихи самостоятельно и вслух. Отвечают на вопросы. Формулируют вывод. Демонстрируют свои знания. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы ; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы). Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
5. | Физкультминутка | Подвижная музыкальная физкультминутка | Выполняют движения за музыкальными героями | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья |
6. | 2 конкурс « Литературные исследователи» | Учитель готовит 3 задания на карточках. Капитаны вытягивают по одной. Даётся время на подготовку. (приложение 3) Задание 1. - Вспомните, что такое олицетворение Олицетворение- наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение. Что оно помогает почувствовать и понять? (учебник с. 153) (слайд 10) Задание 2 Части стихотворения с одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью называются строфами. Строфа помогает выделить каждую описываемую картинку. Задание: найдите примеры строф в стихотворении (слайд 11) В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной… (Н. А. Некрасов) (слайд 9) Задание 3. Вспомните, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дайте определение своими словами. Рифма-созвучие концов стихотворных строк. Ритм- равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении). (слайд 12) Задание: приведите примеры из стихотворений. (слайд 13) | Отвечают на вопросы. Читают отрывки стихотворений. Анализируют отрывки. - Месяц встаёт, обдаёт. Ручей немеет. Работают в группе. Принятие учебной задачи. Выполняют задание. Отвечают на вопрос, объясняют. Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы. - Сказки, салазки. Стрелой, ледяной. Формулируют вывод. - Весенний дождь Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купается, трепещет… | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
7. | 3 конкурс «Вспомни стихотворение» | - Ребята, вы иллюстрировали стихи к нашим урокам. Ваши иллюстрации перед нами, на доске. - Что, вы на них изображали? - Почему? - А сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в музей. (http://gallerix.ru/album/200-Russian) (Если будет работать интернет) (На случай не работы интернета) На экране представлены картины художников. -Посмотрите, как они изображали природу, времена года. (слайд 16,17,18) - К каким стихотворениям из раздела «Поэтическая тетрадь» подходят эти картины? -Предлагаю вспомнить эти произведения. -Выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось. - Лучшим чтецам, учитель выдаёт медаль «Лучший чтец» | -Мы изображали природу и времена года, потому что стихи в разделе «Поэтическая тетрадь» о природе. Выразительно читают. | Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Познавательные: - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; -умение выразительно читать |
8. | Подведение итогов. Оценивание | - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. А достигли ли мы поставленной в начале урока цели? - Капитаны команд подсчитывают баллы, полученные участниками группы в ходе урока.
(слайд 19) - Сегодня за урок вы получили следующие отметки. Слово предоставляется капитанам команд. - Какие ещё произведения вы бы включили в раздел «Поэтическая тетрадь» | - Да, сегодня на уроке мы вспомнили произведения поэтов в разделе «Поэтическая тетрадь», выяснили, почему они объединены в данный раздел. Подсчитывают баллы. | Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; |
9. | РЕФЛЕКСИЯ Творческое задание. | Самооценка учеников. Фронтальная работа
На уроках литературного чтения по теме «Поэтическая тетрадь» я:
- Читая произведения в разделе «Поэтическая тетрадь», так хочется, чтобы вы не проходили мимо прекрасного, чтобы чаще смотрели на звёзды, слушали ночные трели соловья и были бы щедрыми, как солнце. -Давайте посмотрим, как прошло наше путешествие? (сигнальные карточки). «Всё понравилось»- «Осталось, что-то непонятным» «Совсем не понравилось» | Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. | Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; |
10. | Домашнее задание | Рабочая тетрадь с. 42, 43 | Выполняют домашнее задание в рабочей тетради. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Обобщение по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; обучение коллективному творчеству, развитие правильной связной речи, привитие любви к чтению родной литературы. Планир...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/04/picture-1375376-1641323086.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Картины родной природы. Что такое творчество?"Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/20/picture-1408030-1653080281.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б.В.Шергина «Собирай п ягодке – наберешь кузовок»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/01/picture-1454793-1675257068.jpg)
Технологическая карта урока Литературного чтения "Картины родной природы. Что такое творчество?" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства со стихом «Что такое стихи?»; ознакомление учащихся с творчеством Б. Заходера; р...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/10/picture-1504801-1704897883.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения "Древнегреческий гимн природе и Государственный гимн РФ" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с жанром - гимн;2) сравнить государственный гимн РФ и древнегреческий гимн природе.Предметные:знать жанр «гимн&ra...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/26/picture-1545099-1732600978.jpg)
Конспект урока и презентация литературного чтения. 4 класс. Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Конспект литературного чтения. 4 класс. Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».Презентация литературного чтения. 4 класс. Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь&ra...