Конспект урока русского языка в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема: "Упражнение в склонении существительных и распознавание падежей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 4 классе.
Тема: Упражнение в склонении существительных и распознавании падежей.
Цель: Создать условия для:
1) закрепления способов проверки безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;
2) для развития навыков распознавания падежей и склонений имён существительных;
3) для развития логического мышления через выполнение тестовых заданий;
4) для воспитания заботливого и бережного отношения к природе;
5) для активизации коммуникативно-речевых способностей.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Форма проведения: Путешествие по временам года с исследованием.
Оборудование и материалы: музыкальное сопровождение, картины времён года, магнитофон.
Дидактический материал: опорные карточки-памятки с падежами и окончаниями, тестовые задания, карточки для игр «Кто первый?», «Угадай, куда пригласили в гости?»
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Приёмы: игровые моменты, презентация времён года, наглядность, работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.
Ход урока:
I. Вступительная часть.
Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и своему товарищу.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года. Во время путешествия все учётные записи нужно фиксировать. Я предлагаю фиксировать всё в тетради. Вот тема, над которой мы будем работать во время путешествия: (вывешивается тема) «Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах».
-Это новый материал? (нет)
- Какие задачи поставим на уроке? Что нужно будет повторить?
1) Падежи и падежные вопросы. Различение падежей.
2) Способы проверки безударных окончаний имён существительных
3) повторить и закрепить какие окончания бывают у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений в родительном, дательном и предложном падежах
II. Основная часть:
1.Послушайте стихотворение. О каком времени года здесь говорится?
Пришла, улыбнулась, утихли метели
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Весна.
2. О каком времени года идёт речь
Картина «Весна»+ стих о природе
Как называют ещё весну? – Весна – красна, красавица – весна.
3. Каллиграфическая минутка: Назовите первый звук в слове весна. Дайте ему характеристику: согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой Вэ. Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
Работа в тетради: число, классная работа, прописываем образцы букв.
в/в Ве Вн Во Вл
вм вя вт вп
Пословица «Весенний день год кормит» - Как вы это понимаете?
Вот и нам весна предлагает выполнить такое задание, которое пригодится на все оставшиеся годы.
4. Исследовательское задание: Поставить существительные 1-го, 2-го и 3-го склонений с ударными окончаниями в родительный, дательный и предложный падежи. Первое склонение – какое существительное возьмём - земля, 2 склонение – слон, конь, третье склонение – степь. Работаем в тетради . Пишем: Р.п. кого? чего? Земли, слона, степи
Д.п. кому? чему? Земле, слону, степи
П.п. о ком? о чём? О земле, о слоне, о степи
Выделяем окончания.
Заполняем таблицу:
Падежи | Вопросы
| Предлоги | Окончания | ||
1 – скл. | 2 – скл. | 3 – скл. | |||
Р. П. | кого? чего? | От, до, из, у, без, для, около, с | -и | -и | |
Д. п. | кому? чему?
| к, по | -е | -и | |
П. п. | о ком? о чём? | О(об), в, во, на, при | -е | -е | -и |
Делаем вывод, когда в окончаниях пишется -и, а когда -е
Попрощаемся с весной, поблагодарим её за помощь.
На пути у нас жаркое лето. Картина «Лето» + музыка «Ах, лето!»
Лето!!! Пора каникул, отдыха, веселья и игр.
5. Работа в парах. Вот мы сейчас и поиграем. Игра называется «Кто первый?» Играете вдвоём. Каждая пара получает 9 карточек с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт 3 карточки с существительными в одном и том же падеже.
1 набор: на полянке, о грибочке, в дороге, из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке, к бабушке.
2 набор: в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе
3 набор: у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне.
4 набор: у речки, для Тани, из глубины, по воде, по глупости, к рыбке, о лодке, об улове, при встрече.
6. Поиграем ещё в игру «Угадай, куда пригласили отдохнуть»
Работа индивидуальная + в группе. Записать существительные с предлогами, вставив окончания, проверить в паре и угадать, куда вас пригласили в группе.
Наборы карточек:
1 набор.
В тёплой водичк …, у щук…, на карасик…, в песочк…, от лодк… к лодк… . (на речке)
2 набор.
По тропинк…, на полянк…, у берёзк…, у осинк…, от ёлочк… к ёлочк… . (в лесу)
3 набор.
Около решётк…, в клетк…, о медвед…, у рыс…, от кормушк… к кормушк… . (в зоопарке)
4 набор.
Около карусел…, на катамаран…, на лошадк…, по дорожк…, от горк… к горк… . (в парке)
Игра «Физминутка»
Картина «Осень» Вот и лето пролетело,
Наступил учебный год.
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
Как ещё называют осень? Осень золотая – сбор урожая. Вот и мы сейчас займёмся сбором урожая. Корзинки будут называться: Родительный падеж, Дательный падеж, Предложный падеж. Существительные с предлогами диктуются:
7. Работа с индивидуальными карточками. Около яблони, в облаке, на грядке, о местности, к школе, к молодёжи, без фамилии, по степи, из нефти, до вокзала, на грузовике, по книге.
«Самопроверка»
Родительный падеж Дательный падеж Предложный падеж
Около яблони к школе в облаке
без фамилии к молодёжи на грядке
из нефти по степи о местности
до вокзала по книге на грузовике
Картина «Зима» Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Как ещё зиму называют? Матушка – зима. Зима всегда трудное испытание для животных, птиц. Да и человеку приходится трудно. Вот и нам зима приготовила трудное испытание.
8. Задание творческого типа (групповая работа) – звучит аудиозапись «Снег кружится». Вам предстоит написать мини-сочинение (3-4 предложения). Вы слушаете слова песни, записываете для себя нужные словосочетания, каждый из вас в своей группе зачитывает их и вместе составляете связный рассказ. Озаглавить его.
Капитан команды зачитывает свою работу, оценивает себя и ребят из команды.
III. Рефлексия. Работа с КИМами.
Тест по темам «Падежи. Склонение. Правописание падежных окончаний имён существительных».
IV. Итог урока:
- Можете ли вы сейчас сказать, как определить падеж имен существительных в предложении или словосочетании?
- Задайте друг другу вопросы по теме урока.
- Какую задачу ставили?
- Что вам удалось, а что не получилось на уроке? Почему?
- Оцените свою работу.
V. Домашнее задание:
Написать 3 предложения о любом времени года, разобрать по членам предложения, определить падеж имен существительных.
Тест. Вариант 1.
1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)
а) Именительный - кто? что?
б) Родительный - кому? чему?
в) Дательный - кому? чему?
г) Винительный - кто? что?
д) Творительный - кем? Чем?
е) Предложный - о ком? о чём?
2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.
а) искать брата г) седлать коня
б) думать о книге д) отойти от дороги
в) увидеть фильм е) ходить около дома
3. Найди существительные женского рода дательном падеже.
а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке
б) рассказать папе д) играть во дворе
в) подойти к сестре е) книга о природе
4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.
а) нашёл под окном г) видел в зеркале
б) умывать лицо д) плавать в озере
в) построили в городе е) мечтал о прогулке
5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения
приключение гордость дядя
взор техника озеро
печь капель поляна
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. |
6. Укажи падежи, в которых у имён существительных 3-го склонения в окончании пишется -и.
а) Именительный в) Винительный
б) Родительный г) Творительный
в) Дательный е) Предложный
7. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании приехал к дедушк…?
а) 1-е скл., Р.п., окончание - и.
б) 3-е скл., Д.п., окончание - и.
в) 2-е скл., П.п., окончание - е.
г) 2-е скл., Д,п., окончание - е.
Тест. Вариант 2.
1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)
а) Именительный - кто? что?
б) Родительный - кому? чему? Кого? чего?
в) Дательный - кому? чему? 5 б. – всё правильно
г) Винительный - кто? что? Кого? 3 б. –нашли одну ошибку
д) Творительный - кем? Чем?
е) Предложный - о ком? о чём?
2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.
а) искать брата г) седлать коня 5 б. – всё прав.
б) думать о книге д) отойти от дороги 4 б. – два прав.
в) увидеть фильм е) ходить около дома 3 б. - один прав.
3. Найди существительные женского рода дательном падеже.
а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке 5 б. – всё прав.
б) рассказать папе д) играть во дворе 3 б. - один прав.
в) подойти к сестре е) книга о природе. 0 б. – нет прав.
4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.
а) нашёл под окном г) видел в зеркале 5 б. – всё прав.
б) умывать лицо д) плавать в озере 3 б. - один прав.
в) построили в городе е) мечтал о прогулке 0 б. – нет прав.
5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения
приключение гордость дядя 5 б. – всё правильно
взор техника озеро 4 б. – одна ошибка
печь капель поляна 3 б. – две ошибки
1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл. |
техника | приключение | печь |
дядя | взор | гордость |
поляна | озеро | капель |
6. Укажи падежи, в которых у имён существительных 3-го склонения в окончании пишется -и.
а) Именительный в) Винительный 5 б. – все падежи прав.
б) Родительный г) Творительный 3 б. - два падежа прав.
в) Дательный е) Предложный 1 б. – один падеж прав.
7. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании приехал к дедушк…?
а) 1-е скл., Р.п., окончание - и.
б) 3-е скл., Д.п., окончание - и.
в) 2-е скл., П.п., окончание - е. 5 б. неправ. отв. – о б.
г) 1-е скл., Д,п., окончание - е.
Наибольшее количество баллов – 35. «5» за 32 – 35 баллов.
«4» за 28 – 32 балла, «3» - до 28 баллов
Падежи | Вопросы
| Предлоги | Окончания | ||
1 – скл. | 2 – скл. | 3 – скл. | |||
Р. П. | кого? чего? | От, до, из, у, без, для, около, с | |||
Д. п. | кому? чему?
| к, по | |||
П. п. | о ком? о чём? | О(об), в, во, на, при |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...