Конспект урока. Тема: Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Романова Анастасия Алексеевна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000f27b1-53c58de0.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Главный работник в языке – слово.

Цели :  

  • Осознавать роль слов в языке, его словарное богатство. Читать учебник, извлекать информацию, использовать её для решения познавательных задач, передавать информацию другим.
  • Выявлять в текстах непонятные слова, обращаться для уточнения значения к словарю, пользоваться толковым словарём; участвовать в обсуждении различных  вопросов.

Планируемые результаты:

Предметные:  

  • Читать, находить нужные сведения, включать  их в имеющийся запас. Пользоваться словарями учебника.

Личностные :

  •  Представление о богатых возможностях русского языка, осознание себя носителем этого языка. Представление о русском  языке как языке своей  страны.

Метапредметные :

Регулятивные УУД :

  • В ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы.
  • Совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно – решение освоенных учебно-познавательных задач.
  • Выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и действовать в соответствии с ними.
  • Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.
  • Оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению.
  • Адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД :

  • Участвовать в общей беседе, в обмене мнениями, сотрудничать с одноклассниками.

Познавательные УУД :

 

  • Осуществлять анализ, синтез, сравнение, понимать аналогию и использовать её; подводить  факты языка под понятия.
  • Владеть общими способами решения разнообразных конкретных лингвистических задач,использовать их в процессе практической работы.
  • Понимать возможность решения отдельных задач разными способами, применять их.
  • Пользоваться словарями учебника.
  • Находить в предложенных текстах, в указанных источниках языковые примеры, иллюстрации к обсуждаемым вопросам, заданные факты языка.

Оборудование :  компьютер, мультимедийный проектор, учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка” 4 класс, часть 2 , тетрадь-задачник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка” 4 класс, часть 2.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь

Приветствуют учителя

  1. Минутка чистописания

- Запишите число, классная работа.

( Шестнадцатое апреля. Классная работа)

-Подготовим наши ручки к письму и проведём минутку чистописания . Пропишем следующие буквосочетания
c  cc
-Прописываем аккуратно, стараемся выводить каждый элемент. Данные буквосочетания встретятся нам в дальнейшей работе. Будьте внимательны .

Прописывают буквосочетания

  1. Самоопределение деятельности

- Слова какой части речи оканчиваются на эти сочетания ?

- Кто является главным работником в языке ?

Верно. Почему?

- Могут ли слова приходить в язык ?

- А выходить из употребления ?

- Теперь определим , какая же наша учебная задача на этот урок .

- Откроем учебник на стр. 90 и прочтём тему нашего урока.

- На данные вопросы мы ранее попытались ответить.

Итак, наша учебная задача - пронаблюдать как в речи появляются новые слова и почему некоторые слова уходят из нашей речи.

Слово

Могут

Также могут

И снова о главном работнике в языке - слове .

Могут ли слова приходить в язык ?

А выходить из употребления ?

  1. Открытие новых знаний

- Начнём отвечать на вопрос урока. Для этого ответьте на вопрос .
- А почему слово – главный работник  ?

- Сколько же слов в русском языке ?

Подсказкой к данному вопросу является информация в синей рамочке .

- Кристина , прочитай .

- Ответьте на вопросы в синей рамочке?

Можно ли посчитать песчинки на морском берегу и звёзды на ночном небе ?

- Почему невозможно ?

- Как ты понимаешь эту подсказку ?

- Так теперь ответьте на вопрос- Сколько же слов в русском языке ?  Можно ли посчитать ?

 Верно.

- Обратимся к упражнению 536.

-Арсений, прочитай задание.

Вам нужно прочитать текст и ответить на вопрос ( устно)

- Ангелина, о чём ты узнала из текста ?

Кто ещё как думает ? Кто ещё что-то узнал из текста ?

- Вы узнали , что точное кол-во слов в русском языке не сможет назвать даже ученый.  Насчитывали около 120 тысяч слов.

Вот сколько нового вы узнали из этого упражнения.

Т.к. слова отвечают на вопросы и выполняют разные действия .

Можно ли посчитать , сколько песчинок на морском берегу ?
А сколько звёзд на ночном небе ?

Нет, нельзя

Т.к. их очень много

Слов очень много и посчитать всё количество слов невозможно.

О чём узнаешь из текста ?

  1. Первичное закрепление .Выполнение упражнений .

- Теперь выполним упражнение 537.

Артур, прочитай задание .

-Лена, выходи работать у доски, выполнять упражнение. Остальные работают у себя в тетради.

- Записывай предложение.

Какие орфограммы в этом предложении ты нашла ?

На каком месте нужно поставить запятую ?

- Верно.

- Это предложение простое или сложное ?Почему?

- Молодец

-Подчеркни сначала главные члены предложения.
Затем подчеркни второстепенные члены предложения.

- Подберите синоним к слову Вселенная

- Верно. Откроем рабочие тетради стр. 3 упр. 537.

Впишите это слово в рамочку.

- Каролина, прочитай задание, которое нужно выполнить .

- Запишите у себя в обычной тетради.

- Каролина, что  у тебя получилось?
У кого получились другие названия ?

- Молодцы!

- Переходим к следующему упражнению 538.

Матвей, прочитай задание.

- Как вы думаете, давно ли появились в языке слова космонавт, космодром, компьютер ?

- А какое слово старше – карандаш или фломастер ?

- Для этого , обратимся к рабочей тетради и упражнению .

Матвей, прочитай задание.

- Работаем по цепочке.

Работаем в обычных тетрадях.

Сначала записываем слова в алфавитном порядке. Записывайте, стараясь запомнить их написание.  Какое слово будет первым  ? А какое последним ?

Верно.

- Какое слово является самым старым из списка ?

 Почему именно это слово?

- Верно.

- Со словом фломастер и компьютер придумай и запиши по одному предложению . Как будешь при этом действовать?

- Ваня, какие предложения ты составил?

У кого другие предложения ?

  • Как в нашу речь входят новые слова? С развитием чего это связано? Приведите примеры слов появившихся недавно в нашей речи?

-Такие слова называются неологизмами.
Неологи́зм — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке. Свежесть и необычность такого слова, словосочетания или оборота речи ясно ощущается носителями данного языка.

- Запомните название таких слов !

Человек нашел слова для всего, что он обнаружил во вселенной .

Перед союзом что

Сложное, т.к. состоит из нескольких частей и в каждой части присутствует основа.

Космос

Запиши несколько названий, придуманных человеком спортивных игр….

  1. Компьютер.
  2. Фломастер

Космос

Cвязано с развитием новых технологий .

Планшет, ноутбук, DVD и т.п.

  1. Физминутка

Устали? Давайте отдохнём.

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

- Молодцы.

  1. Закрепление.

Работа с упражнением .

- Приступаем к упражнению  539.

Маша,  прочитай  задание .

-Работаем в рабочей тетради.  

Маша, прочитай задание в рабочей тетради.

- Как узнать  сколько в тексте предложений ? По каким признакам мы это определяем?

Работаем у доски.

Арина, запиши первое предложение. Обозначь границы этого предложения.

- Есть ли в этом предложении личные местоимения ?

Обозначь .

Устно назови имена сущ.которые ими заменены .

Объясни, зачем использованы местоимения ?

- Есть ли в этом предложении имя сущ.  3 склонения ? Если есть, укажи падеж , в котором он употреблен.

Следующее предложение запиши , Асель.

( Работа с упражнением)

 - Молодцы. Перед вами текст, найдите в этом тексте глагол, который стоит в неопределенной форме. Что это за глагол ?

Кристина, поставь все глаголы в неопределённую форму.  Запиши.

- Хорошо.
- Теперь, озаглавим текст. Как можно этот текст озаглавить?

- Все справились с упражнением ? Трудно было?

 - Тогда переходим к заключительному упражнению под номером 540.

- Юля, прочитай задание в рабочей тетради.

 Выполняем это упражнение самостоятельно. Позже проверим.

- Какие незнакомые слова вы подчеркнули ? Куда обратились , чтобы выяснить значение этих слов ?

А какую букву вы вставили в слове пшЕница ?  Где можно проверить эту букву ?

- Приходилось ли вам в речи слышать такие слова ?

Прочитайте на стр. 91 в учебнике разъяснения.

- Что нового узнали из этого текста ?

- Слова, ушедшие из нашей речи, называются архаизмами.

Архаи́змы - это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.

- Запомните это определение !

Они используются при замене имён существительных, чтобы не повторялись.

Найти ( что сделать?)  

  1. Закрепление

- Ребята, какая учебная задача стояла перед вами в начале урока ?

- Что такое архаизмы ? А что такое неологизмы ?

- Что нового и интересного сегодня узнали ?

Поднимите руки, кто понял данную тему ?

- Молодцы!

- Все сегодня активно работали. Оценки за урок…

Урок окончен.

  1. Домашнее задание

-Запомнить, что такое архаизмы и неологизмы .

Упражнение  541.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".

Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"

Урок закрепления знаний учащихся 4 класса по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" по УМК "Школа России"....

Урок русского языка «Тренировка в правописании личных окончаний глаголов».

урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для 4 класса...

Технологическая карта урока в 4 классе по теме: Упражнение в правописании личных окончаний глаголов

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требоованиями ФГОС...

Конспект урока по русскому языку "Написание безударных личных окончаний глаголов"

Данный материал преднозначен для учащихся 4 класса . Конспект написан по учебнику " К тайнам русского языка"  Соловейчик М,...