Конспект урока. Тема: Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема : Главный работник в языке – слово.
Цели :
- Осознавать роль слов в языке, его словарное богатство. Читать учебник, извлекать информацию, использовать её для решения познавательных задач, передавать информацию другим.
- Выявлять в текстах непонятные слова, обращаться для уточнения значения к словарю, пользоваться толковым словарём; участвовать в обсуждении различных вопросов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читать, находить нужные сведения, включать их в имеющийся запас. Пользоваться словарями учебника.
Личностные :
- Представление о богатых возможностях русского языка, осознание себя носителем этого языка. Представление о русском языке как языке своей страны.
Метапредметные :
Регулятивные УУД :
- В ходе совместных действий ставить учебную задачу и предпринимать коллективные шаги для её решения; понимать и сохранять учебную задачу в процессе работы.
- Совместно с учителем планировать решение новой задачи и самостоятельно – решение освоенных учебно-познавательных задач.
- Выполнять всю последовательность намеченных действий и каждое действие в отдельности; использовать речь для регуляции своих действий. Понимать инструкции и действовать в соответствии с ними.
- Контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы.
- Оценивать свои достижения, осознавать трудности, в совместной деятельности искать их причины и стремиться к преодолению.
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД :
- Участвовать в общей беседе, в обмене мнениями, сотрудничать с одноклассниками.
Познавательные УУД :
- Осуществлять анализ, синтез, сравнение, понимать аналогию и использовать её; подводить факты языка под понятия.
- Владеть общими способами решения разнообразных конкретных лингвистических задач,использовать их в процессе практической работы.
- Понимать возможность решения отдельных задач разными способами, применять их.
- Пользоваться словарями учебника.
- Находить в предложенных текстах, в указанных источниках языковые примеры, иллюстрации к обсуждаемым вопросам, заданные факты языка.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка” 4 класс, часть 2 , тетрадь-задачник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка” 4 класс, часть 2.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| -Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь | Приветствуют учителя |
| - Запишите число, классная работа. ( Шестнадцатое апреля. Классная работа) -Подготовим наши ручки к письму и проведём минутку чистописания . Пропишем следующие буквосочетания | Прописывают буквосочетания |
| - Слова какой части речи оканчиваются на эти сочетания ? - Кто является главным работником в языке ? Верно. Почему? - Могут ли слова приходить в язык ? - А выходить из употребления ? - Теперь определим , какая же наша учебная задача на этот урок . - Откроем учебник на стр. 90 и прочтём тему нашего урока. - На данные вопросы мы ранее попытались ответить. Итак, наша учебная задача - пронаблюдать как в речи появляются новые слова и почему некоторые слова уходят из нашей речи. | Слово Могут Также могут И снова о главном работнике в языке - слове . Могут ли слова приходить в язык ? А выходить из употребления ? |
| - Начнём отвечать на вопрос урока. Для этого ответьте на вопрос . - Сколько же слов в русском языке ? Подсказкой к данному вопросу является информация в синей рамочке . - Кристина , прочитай . - Ответьте на вопросы в синей рамочке? Можно ли посчитать песчинки на морском берегу и звёзды на ночном небе ? - Почему невозможно ? - Как ты понимаешь эту подсказку ? - Так теперь ответьте на вопрос- Сколько же слов в русском языке ? Можно ли посчитать ? Верно. - Обратимся к упражнению 536. -Арсений, прочитай задание. Вам нужно прочитать текст и ответить на вопрос ( устно) - Ангелина, о чём ты узнала из текста ? Кто ещё как думает ? Кто ещё что-то узнал из текста ? - Вы узнали , что точное кол-во слов в русском языке не сможет назвать даже ученый. Насчитывали около 120 тысяч слов. Вот сколько нового вы узнали из этого упражнения. | Т.к. слова отвечают на вопросы и выполняют разные действия . Можно ли посчитать , сколько песчинок на морском берегу ? Нет, нельзя Т.к. их очень много Слов очень много и посчитать всё количество слов невозможно. О чём узнаешь из текста ? |
| - Теперь выполним упражнение 537. Артур, прочитай задание . -Лена, выходи работать у доски, выполнять упражнение. Остальные работают у себя в тетради. - Записывай предложение. Какие орфограммы в этом предложении ты нашла ? На каком месте нужно поставить запятую ? - Верно. - Это предложение простое или сложное ?Почему? - Молодец -Подчеркни сначала главные члены предложения. - Подберите синоним к слову Вселенная - Верно. Откроем рабочие тетради стр. 3 упр. 537. Впишите это слово в рамочку. - Каролина, прочитай задание, которое нужно выполнить . - Запишите у себя в обычной тетради. - Каролина, что у тебя получилось? - Молодцы! - Переходим к следующему упражнению 538. Матвей, прочитай задание. - Как вы думаете, давно ли появились в языке слова космонавт, космодром, компьютер ? - А какое слово старше – карандаш или фломастер ? - Для этого , обратимся к рабочей тетради и упражнению . Матвей, прочитай задание. - Работаем по цепочке. Работаем в обычных тетрадях. Сначала записываем слова в алфавитном порядке. Записывайте, стараясь запомнить их написание. Какое слово будет первым ? А какое последним ? Верно. - Какое слово является самым старым из списка ? Почему именно это слово? - Верно. - Со словом фломастер и компьютер придумай и запиши по одному предложению . Как будешь при этом действовать? - Ваня, какие предложения ты составил? У кого другие предложения ?
-Такие слова называются неологизмами. - Запомните название таких слов ! | Человек нашел слова для всего, что он обнаружил во вселенной . Перед союзом что Сложное, т.к. состоит из нескольких частей и в каждой части присутствует основа. Космос Запиши несколько названий, придуманных человеком спортивных игр….
Космос Cвязано с развитием новых технологий . Планшет, ноутбук, DVD и т.п. |
| Устали? Давайте отдохнём. Чтобы отдохнули ножки, Мы пройдёмся по дорожке. Но дорожка не простая — Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.) Голову тяну к плечу, Шею я размять хочу. В стороны разок-другой Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.) Пальцы ставим мы к плечам, Руки будем мы вращать. Круг вперёд, другой - вперёд, А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) Хорошо чуть-чуть размяться. Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.) - Молодцы. | |
Работа с упражнением . | - Приступаем к упражнению 539. Маша, прочитай задание . -Работаем в рабочей тетради. Маша, прочитай задание в рабочей тетради. - Как узнать сколько в тексте предложений ? По каким признакам мы это определяем? Работаем у доски. Арина, запиши первое предложение. Обозначь границы этого предложения. - Есть ли в этом предложении личные местоимения ? Обозначь . Устно назови имена сущ.которые ими заменены . Объясни, зачем использованы местоимения ? - Есть ли в этом предложении имя сущ. 3 склонения ? Если есть, укажи падеж , в котором он употреблен. Следующее предложение запиши , Асель. ( Работа с упражнением) - Молодцы. Перед вами текст, найдите в этом тексте глагол, который стоит в неопределенной форме. Что это за глагол ? Кристина, поставь все глаголы в неопределённую форму. Запиши. - Хорошо. - Все справились с упражнением ? Трудно было? - Тогда переходим к заключительному упражнению под номером 540. - Юля, прочитай задание в рабочей тетради. Выполняем это упражнение самостоятельно. Позже проверим. - Какие незнакомые слова вы подчеркнули ? Куда обратились , чтобы выяснить значение этих слов ? А какую букву вы вставили в слове пшЕница ? Где можно проверить эту букву ? - Приходилось ли вам в речи слышать такие слова ? Прочитайте на стр. 91 в учебнике разъяснения. - Что нового узнали из этого текста ? - Слова, ушедшие из нашей речи, называются архаизмами. Архаи́змы - это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом. - Запомните это определение ! | Они используются при замене имён существительных, чтобы не повторялись. Найти ( что сделать?) |
| - Ребята, какая учебная задача стояла перед вами в начале урока ? - Что такое архаизмы ? А что такое неологизмы ? - Что нового и интересного сегодня узнали ? Поднимите руки, кто понял данную тему ? - Молодцы! - Все сегодня активно работали. Оценки за урок… Урок окончен. | |
| -Запомнить, что такое архаизмы и неологизмы . Упражнение 541. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 4 классе: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени".
Тема: "Правописание личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени"....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
Урок закрепления знаний учащихся 4 класса по теме "Правописание личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" по УМК "Школа России"....
Урок русского языка «Тренировка в правописании личных окончаний глаголов».
урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для 4 класса...
Технологическая карта урока в 4 классе по теме: Упражнение в правописании личных окончаний глаголов
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требоованиями ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Правописание личных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения
Дата:13.04.20...
Технологическая карта урока русского языка Тема: Правописание личных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения
Дата:14.04.20...
Конспект урока по русскому языку "Написание безударных личных окончаний глаголов"
Данный материал преднозначен для учащихся 4 класса . Конспект написан по учебнику " К тайнам русского языка" Соловейчик М,...