Урок в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени "
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Микунова Алла Дмитриевна

Конспект урока в технологии АМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikunova_-_konspekt_uroka_po_amo.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени "

Конспект урока в технологии АМО

Организационная информация

ФИО модератора

Микунова Алла Дмитриевна

Образовательное учреждение

МАОУ «Зональненская СОШ»  Томского района

Город

Томская область, п. Зональная Станция

Возраст учащихся

Ученики, 26 человек

Продолжительность мероприятия

 45минут

Методическая информация

Тема урока

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Цели мероприятия

Учить обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов, распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме, по 3 лицу множественного числа, познакомить с глаголами – исключениями, активизировать знания о глаголе, как части речи, развивать графические и орфографические навыки учащегося, развивать связную речь, воспитывать интерес к предмету, любознательность

Задачи мероприятия

  1. Познакомятся со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме;
  2. научатся правильно писать безударные личные окончания глаголов;
  3. образовывать от любого глагола формы 3-го лица единственного и множественного числа;
  4. выписывать из текста глаголы-исключения;
  5. выделять личные окончания глаголов.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – в двух частях – часть 2.,  М.: Просвещение, 2013.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий

Урок объяснения нового материала.

Знания, умения, навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят участники в ходе мероприятия

  • коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и речевых ситуаций из собственного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;
  • познавательные УУД: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя).
  • личностные УУД: осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов  с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Спряжение глаголов.

        


Подробный конспект урока

Этап мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- Заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции модератора  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие / инициация

3 минуты

3 минуты

Метод АМО «Приветствие»

Заимствованный

Цели и задачи метода: создание атмосферы дружелюбия и симпатии, создание положительного настроя на работу, создание ситуации успеха.

Технология проведения: учитель вместе с детьми хором произносят:

СЛАЙД 1.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

Здравствуйте! Начинаем урок, учитель вместе с детьми хором произносят:

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

-Кто из вас любит приключения? Сегодня у нас необычный урок.

СЛАЙД 2.

- Мы отправимся в морское путешествие к Земле Знаний, ведь знания – это настоящий клад. Старый пират подарил мне карту, на ней указал наш маршрут. СЛАЙД 3.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давай поднимем парус

И прямо в океан!

Ведь и для нас осталось

Еще немало стран,

Пока что не открытых,

Или давно забытых!

Дорог в морях немало -

Смелее у штурвала!

- Перед тем, как мы отправимся в путь, давайте займем свои каюты. У нас 5 кают. Каждый из вас выбрал стикер понравившегося цвета: желтый, оранжевый, синий и зелёный, розовый. Возьмите свой учебник, тетрадь и пенал и займите соответствующую группу.

- Давайте вспомним правила работы в группе. СЛАЙД 4.

1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

3. Не бойся высказывать своё мнение.

4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

5. Думай сам, а не рассчитывай на других.

6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

8. Договоритесь сразу о том, кто будет представлять вашу группу у доски.

Учим определять и контролировать свои эмоции и выражать;  уважать чужую точку зрения, развиваем умение слушать товарища и учителя

Целеполагание или погружение в тему

5 минуты

Метод АМО «Да-нет».

Заимствованный

Цель: повторить материал, который пригодится обучающимся для «открытия новых знаний».

Проведение: учащимся необходимо ответить да-нет и напротив высказывания поставить + или -, затем на слайде презентации показывается верный ответ. Проходит взаимопроверка.

Чистописание

Цель: развивать каллиграфическое письмо; подготовка учащихся к определению темы урока

Проведение: учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа, прописывают показ. СЛАЙД 6.

- Перед выходом в открытый океан необходимо заполнить свой багаж провизией. Сейчас каждый из вас будет набирать баллы – килограммы в общий багаж. На какую отметку выполните задание – столько килограммов и положите в багаж. Возьмите листочки с заданиями, времени вам  - 2 минуты. СЛАЙД 5.

•        Глагол – это служебная часть речи. -

•        Глагол – обозначает предмет. -

•        Глагол – изменяется по временам. +

•        Глагол – отвечает на вопрос -какой? -

•        Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам. +

•        Глагол – изменяется по числам. +

•        Глагол – изменяется по падежам. -

•        Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам. +

•        Глаголы в предложении являются подлежащим. -

•        Глаголы бывают I и II спряжения. +

- Отдайте свою карточку соседу справа, проверьте работы, поставьте отметку. Приклейте на багаж все полученные отметки, сосчитайте общий вес багажа. Вложите свои карточки в багаж и сдайте мне. СЛАЙД 5 (клик)

(Представители групп сдают багаж учителю).

-  Ну что ж команда в сборе, пора в путь,  а  отправимся  мы из порта Каллиграфии.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Посмотрите, что будем писать на минутке чистописания:

ешь // ишь

- Что интересного заметили? (это окончания глаголов 2 лица, единственного числа)

- О какой части речи будем сегодня говорить? (глагол)

Развиваем мышление, интерес к предмету; развиваем внимание; развиваем умение слушать устную речь и выделять главное; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Формирование ожиданий/образовательных эффектов

10 минут

Метод АМО «Прогноз погоды».

Заимствованный

Цель: учителю метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Обучающимся данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, понять свои ожидания и опасения.

Подготовка: заготовленный шаблон солнца без лучей, туча, лучи солнца, капли дождя.

Проведение: обучающиеся на приготовленных карточках пишут свои ожидания и опасения и прикрепляют к тучке или к солнышку. Учитель делает вывод, чего в аудитории больше: опасений или ожиданий. Какая погода на мероприятии. Ответы после урока будут зачитаны и проанализированы.

- Багаж у нас хороший, знаний и опыта достаточно. Осталось узнать прогноз погоды и можно отправляться в путь. СЛАЙД 7.

- У вас на партах есть лучи солнца и капельки дождя. Если вы чего – то опасаетесь, напишите свои опасения на капельках дождя, свои ожидания от урока на лучах солнца. Прикрепите свои тучки и лучи на доску. Нас ожидает солнечная погода с небольшим непродолжительным дождём.  Можно отправляться в дорогу.


 

Развиваем: умения планирования и прогнозирования – предвосхищения результата и уровня усвоения, его временных характеристик; умение планировать учебное сотрудничество, определять цели, функции участников, способы их взаимодействия.

Целеполагание.

7 минут

Метод АМО «Рассуждение».

Заимствованный

Цели: конкретизировать знания детей о глаголе, предоставить возможность поиска самостоятельного выхода из проблемных ситуаций.

Проведение: учитель предлагает обратить внимание на глаголы, записанные на доске и порассуждать.

- И вот мы в заливе Глагольном. СЛАЙД 8.+ интерактивная доска.

На слайде написаны слова: черт…т, свет…т, по…т, пиш…м, цвет…шь, лет…т.

- Прочитайте глаголы. Поставьте в них ударение. В зависимости от положения ударения разделите их на две группы. Какие? (с ударными личными окончаниями, безударными личными окончаниями)

- Какие глаголы вошли в первую группу? (Поет, цветешь, летит. Это глаголы с ударными личными окончаниями)

- Как определить, какую писать букву в ударных личных окончаниях? (пишем, как слышим)

-Запишите в столбик, поставьте ударение, выделите окончания.

-Назовите вторую группу глаголов. (чертит, светит, пишем)

-Какую видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов?

(В безударных личных окончаниях  глаголов нечетко слышится гласный звук. Мы не знаем что писать И или Е)

-Определите тему урока.

Тема урока «Правописание безударных личных окончаний глаголов» СЛАЙД 8.

- Тема новая или мы ее изучали? (новая)

- Значит, какую задачу поставим перед собой на этом уроке? (научиться правильно писать слова с изученной орфограммой)

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

5 минут

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Проведение: отвечают на вопросы учителя; читают правило в учебнике; выполняют задания на слайдах.

- Подплываем к берегу и сходим на землю. СЛАЙД 9.

- Перед нами замок короля Глагола, где он живет со своими сыновьями, которых зовут I и II спряжение.

- Что такое спряжение? Как можно определить спряжение глагола? (ответы детей)

Чтобы определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

- Хорошо, когда окончание под ударением, спряжение определить легко:

- А как быть с безударными окончаниями. Возьмите карточку, на которой записано Замок короля Глагола. И попробуйте вместе заполнить пропуски.

        Мы выход…м на берег, ступа…м на землю. Вокруг зелене…т травка, по сосне барабан…т дятел.

        -Какие буквы надо вставить в окончания? Почему?

        -Спряжение глагола можно определить не только по ударному окончанию и по окончанию третьего лица множественного числа, но и по неопределённой форме. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (что делать? Что сделать?)

- Откройте учебник, прочитайте правило стр. 94.

- Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? (глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на –ить(кроме брить, стелить); глаголы-исключения: 4 глагола на –ать (слышать, гнать, дышать, держать), 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть).

- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? (глаголы на –ать, -еть, -уть, -оть, брить,стелить).

        - Чтобы легче было запомнить глаголы-исключения на острове Поэзии сочинили такое стихотворение: СЛАЙД 10. 

Ко второму же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на -ить,

Исключая: брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:

Их на -е- спрягать нельзя!

- Для того, чтобы вам было проще работать, эти стихи-подсказки я вам приклеила в конец тетради.

-Давайте теперь применим эти правила к словам из текста (Выполняют в тетрадях). Один ученик у доски.

        Выходить (II спряжение) – выходим, ступать (I спряжение) – ступаем, зеленеть (I спряжение) – зеленеет, барабанить (II спряжение) – барабанит.

Развиваем навыки сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения; развиваем умения выражать свои мысли, вести диалог.

Проработка содержания темы обучающимися

5 минут

Метод «Я всё понял!»        

Авторский

Цель: закрепить полученные знания на практике.

Проведение: на слайде презентации записан текст.

-А ещё с острова Поэзии приплыла бутылочная почта, но морская вода попала в бутылку и размыла некоторые буквы, нужно восстановить текст.

- Возьмите карточку «Остров Поэзии». Прочитайте. СЛАЙД 11.

 Сам не вид * т и не слыш * т,

Ход * т, брод * т, рыщ * т, свищ * т.

Кто навстречу попадётся –

Обнима * т и дерётся.

- Что это? (Ветер) Это письмо – предупреждение о приближающемся шторме.

-Чтобы ветер не помешал нам в путешествии, нужно правильно записать загадку.

- Выполните задание. Коллективная проверка.

Развиваем навыки сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;  развиваем умения выражать свои мысли, вести диалог; развиваем умение корректировать свою деятельность; воспитываем целеустремленность и настойчивость в достижении цели, а также готовность к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

3 минуты

Метод «Физкультминутка»

Заимствованный

Цель: сохранять здоровье учащихся, повысить уровень энергии учеников, помочь им прийти в бодрое настроение, повысить уровень энергии в классе.

Проведение: по кабинету размещены глаголы, дети берут один глагол и прикрепляют к своему листу. Коллективная проверка.

I cпряжение

II спряжение

Читать

Зеленеть

Веять

Думать

Рыть

Болеть

Доказать

Мечтать

Сверкать

Брить

Стелить

Колоть

Убирать

Клеить

Слышать

Просить

Дружить

Видеть

Варить

Смотреть

Вертеть

Запомнить

Ловить

Обидеть

Беспокоить

Пилить

- У нас по кабинету размещены глаголы, вам необходимо раздобыть по 1 глаголу и прикрепить на ваши листы к соответствующему спряжению.

- А теперь давайте проверим. (выходят 1 человек от группы и показывает свои результаты). Коллективная проверка.

Развиваем навыки ЗОЖ.

Подведение итогов

5 минут

3 минуты

Метод АМО «Что ты думаешь о..»

Заимствованный

Цель: вернуться к вопросу об ожиданиях учащихся (к целеполаганию) и проанализировать, насколько реализованы ожидания учащихся.

Проведение: дети возвращаются к первому заданию и выполняют его; отвечают на вопросы учителя.

- Вернемся к самому первому заданию. Теперь вы справитесь с ним без затруднения.

-И вот мы направляемся в бухту домашних заданий. СЛАЙД 12.

- Но прежде давайте еще раз вспомним, что же мы учились определять у глаголов?

-Для чего нужно знать, к какому спряжению относится глагол?

-Вдали видна Земля Знаний. СЛАЙД 13.

- С каждым уроком, с каждой новой книгой мы приближаемся к ней. Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько походов в мечтах и наяву ждёт вас впереди. По морям книг, через океан языкознания вы обязательно придёте к Земле Знаний.

- Если вы считаете, что вы достигли поставленных целей, и ваши ожидания оправдались, поднимите вверх раскрытую ладошку.

-Если вы считаете, что не всех целей достигли, поднимите вверх ладошку, зажатую в кулачок.

-Каких ладошек у нас больше? Что это значит?

Развиваем умения устанавливать связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность; развиваем умения оценки – выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Домашнее задание

1 минута

Цель: оценить работу команд, класса в целом.        

Учитель: выучить глаголы - исключения, упр.190 стр.95.

Я хочу поблагодарить все команды за активную и продуктивную работу. Надеюсь, что вы уйдёте с урока с новыми знаниями и хорошим настроением.

Развиваем навыки сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Урок русского языка "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и   будущем времени".    Урок открытия новых знаний, на котором формиру...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

​ Презентация  к  уроку русского языка  в 4 классе " Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" используется во время урока для демо...

Конспект урока по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм пр...

Конспект урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование  умения выбирать способ определения спряжения глагола; отрабатывание практических навыков правильного написания безударных личных окончаний глаголовПланиру...