Конспект открытого урока по теме: "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технология деятельностного метода как необходимое условие формирования УУД.
Направлен на решение задач:
- организовать усвоение учащимися понятия частей речи, их отличительных особенностей, оказать помощь в открытии новых знаний, содействовать развитию УУД учащихся;
- формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык 3 класс | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Части речи. 3 класс
Тип урока: Урок открытия нового знания
Технологическая особенность: технология деятельностного метода как необходимое условие формирования УУД.
Цели:
Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с языковыми и речевыми понятиями, с правилами языка и речи как основы для формирования учебно-языковых и речевых действий.
Развивающая цель предполагает: 1) развитие коммуникативной компетенции учащихся ;2) формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Воспитательная цель урока направлена: 1) на осознание учащимися языка как средства человеческого общения и явления национальной культуры, стремления к его грамотному использованию; 2) на формирование учебно-познавательного интереса, мотивации к изучению русского языка как учебного предмета;3) на воспитание личностных качеств школьников, потребности в творческом самовыражении.
Задачи:
- организовать усвоение учащимися понятия частей речи, их отличительных особенностей, оказать помощь в открытии новых знаний, содействовать развитию УУД учащихся;
- формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Этапы урока | Ход урока | Формируемые УУД |
ΙI. Актуализация знаний. Выход на тему | (Эмоциональный настрой) -Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Почему этот урок так для нас важен? (Это наш язык, наша культура…) Слушайте, и всё услышите, Смотрите, и всё увидите, Думайте, и у вас всё получится. -Почему я снова говорю эти слова? (Понимаем причины успеха) 2. Введение в тему урока. (Беседа о многообразии слов). У доски макет ларца со свитками, на которых написаны группы слов- названий частей речи. Отдельные карточки, на которых примеры частей речи (добро, любовь, ссориться, дружный) -Мы видим огромный ларец. Что там может быть? Предположения ребят. Прогнозирование. - Кто из вас был прав, вы узнаете, продолжив схему (Демонстрация слайда) Речь… ( - Предложение- Слово) -В ларце находятся свитки. -Почему так много свитков? (в русском языке много слов) Вывод: Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас- Означено словами. – Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых? - А зачем слова делят на группы? Прослушивание сказки (аудио запись) Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха. Собрались как-то слова: плакать, свет, красив, ум. Пытались слова построиться по количеству букв. Вот что у них получилось: ум, свет, красив, плакать. Оказалось слово плакать в конце и горько заплакало. Рассорились все, так и не навели порядок. -Для порядка слова в языке разделили на группы - Части речи (Демонстрация слайда) Рассматриваем свитки. | Коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время приветствия; Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; Личностные:
Коммуникативные: слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания; Познавательная: выделять существенную информацию; Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу |
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | Работа со свитками и отдельными словами. -Часть слов со свитков сдул декабрьский ветер. -Прочитайте слова. (добро, любовь, ссориться, дружный)
- Какое слово вам не нравиться? (ссориться). Какое чудо можем сотворить? (замена антонимом-мириться) -Как исправить проделки ветра? (Надо их как-то сгруппировать и отнести в нужный свиток). -Сформулируйте задачи урока. (учиться группировать слова по определённым признакам, учиться их определять и употреблять уместно в речи) Планирование хода деятельности – Как же найти нужный свиток для слов- «потеряшек» и установить порядок? Нужно классифицировать. -Что значит классифицировать? Куда можем обратится, если не знаем какие-то определения? Работа со словарём (Демонстрация слайда) (Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что-то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы. Учитель вместе с детьми планирует деятельность План.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) | Регулятивные: - уметь слушать и действовать в соответствии с целевой установкой; - принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления; – проявлять самостоятельность и инициативу. – контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; -осуществлять само и взаимоконтроль; Познавательные: выдвигать предположения по предполагаемой теме разговора; Коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время постановки учебной задачи; учитывать различные мнения с целью успешного участия в диалоге |
IV. Открытие новых знаний. | -Давайте развернём один из свитков и прочитаем название. (Глагол) -Какое из слов на карточках слетело с этого свитка? Это слово –мириться. -Почему? (предполагают) -Поможет понять правильность нашего выбора следующая работа 1. Наблюдение за словами в предложении. Упр. 205. -Предположите задание. -Сравните с авторским. – На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Вопрос что делают?) – Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель записывает на доске: Что делают? А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют...) – Что обозначают все эти слова? (Действие.) Учитель записывает над вопросом что делают? – действие. Аналогично проводится работа и запись слов ко 2-му и 3-му предложениям. Дети заканчивают схему: действие признак предмет (лицо) (что делают?) (какие?) (кто?) – Что же общего у всех записанных слов? Работа в паре. Продукт: таблица (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие. Аналогично с другими) Разворачиваю свитки. Для слов свитка «Имя существительное» -Какое название вы бы им дали? –Почему? Имя существительное Очень удивительное. На вопросы: Кто? и Что? Отвечать оно должно. Итоги наблюдений. Продукт- алгоритм. Работа в паре. -Как определить группу? Составьте алгоритм. Алгоритм 1.Прочитай слово. 2.На какой вопрос отвечает? 3.Что обозначает? 4.Сделай вывод. Вывод. (Демонстрация слайдов) В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают. Дополнительно! а) Упр. 206 – развивается умение группировать слова по вопросам и выявлять самую большую группу слов. Выполняется по «шагам» в записи. Запись слов группами в начальной форме: – Сделайте вывод: какая группа слов самая большая? Самая большая группа – первая, в которой слова отвечают на вопросы Кто? Что? | Регулятивные: -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания; – контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; -осуществлять взаимоконтроль, рефлексию своих действий; Коммуникативные: - уметь формулировать собственное мнение и позицию; -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные: – осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников; – использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач; – сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по родовидовым признакам |
V. Развитие умений – применение знания. | Игра «Вопрос-ответ» (Демонстрация слайдов) Кто? (лягушки). Что делают? (квакают, прыгают…) Кто? (медведь). Что делает? (танцует, пугает…) И т.д. -Вы очень дружно работаете, пришло время отдохнуть. Физкультминутка «Дружба крепкая» 2. Упр. 207 – развивается умение отграничивать слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы. Работа в парах (устно), можно группы обозначить карандашом: 1, 2, 3. Проверка: 2–3 пары прочитывают получившиеся группы. Результаты обсуждаются коллективно. Проблемный вопрос: к каким словам не смогли задать вопрос? Как они называются? (Предлоги.) – Сделайте новый вывод: есть слова (предлоги (к, над и др.), союзы (и и др.), к которым вопрос поставить нельзя. Работа с определением и схемой. – Прочитайте определение на с. 5. Что же такое части речи? (Большие группы слов.) – Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.) – Рассмотрите схему на с. 6. Какую информацию смогли получить? На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет? – Какие части речи называют самостоятельными? служебными? Что такое междометия? – Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Разворачиваем свитки, дополняем словами, действуя по алгоритму. Упр.210. (Слова Л.Н.Толстого) | Регулятивные: – выполнять учебные действия; -осуществлять взаимоконтроль; Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: – сравнивать, анализировать, обобщать. Личностные: -стремление к совершенствованию своих способностей. |
VI. Итог урока. | Самооценка по алгоритму Я понял… Я узнал… Я научился… Вывод: (О бережном отношении к слову) Язык народа и богат, и точен, но есть, увы, неточные слова, Они растут как сорная трава У плохо перепаханных обочин. (Николай Рыленков) -Какой вывод вы ещё сделаете? (Бережно относитесь к лову, говорите только добрые слова) | Познавательные: сравнивать, анализировать, обобщать. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: -осуществлять само и взаимоконтроль; |
VII.Рефлексия | Оцените работу товарищей. Напишите на снежинке 1 слово. Помни, что оно должно нести тепло. Подари снежинку товарищу. (Ученик, получивший снежинку, определяет какой частью речи является слово) | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: -осуществлять само и взаимоконтроль |
VIII. Домашнее задание. | 1 уровень 2. Выучить классификацию частей речи. 1. Упр. 208. 2 уровень Записать короткий рассказ о г. Кирове. Определить части речи. 3 уровень (творческий) Придумать сказку про части речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.
План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...
Открытый урок по теме «Части речи. Обобщение» 2 класс
Данный урок представлен по программе "Перспектива"...
Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности "Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой"
Тема. Одежда. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).Цель: расширить представления обучающихся о видах одежды, ее назначении; учить у...
Конспект открытого урока по предмету: «Развитие речи и окружающий мир»
Тема:«Ориентирование в режиме дня с помощью пиктографических изображений»...
Открытый урок по теме «Части слова. Корень» - 2 класс
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.З...
Наглядные материалы к открытому уроку на тему: "Части речи"
Индивидуальная карточка на урок русского языка на тему :"Части реги".....