Конспект открытого урока по теме: "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 

Технология деятельностного метода как необходимое условие формирования УУД.

Направлен на решение задач:

  •  организовать усвоение учащимися понятия частей речи, их отличительных особенностей, оказать помощь в открытии новых знаний, содействовать развитию УУД учащихся;
  • формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Русский язык 3 класс110.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Русский язык

Тема: Части речи. 3 класс 

Тип урока: Урок открытия нового знания

Технологическая особенность: технология деятельностного метода как необходимое условие формирования УУД.

Цели:

Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с языковыми и речевыми понятиями, с правилами языка и речи как основы для формирования учебно-языковых и речевых действий. 

Развивающая цель предполагает: 1) развитие коммуникативной компетенции учащихся ;2) формирования универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Воспитательная цель урока направлена: 1) на осознание учащимися языка как средства человеческого общения и явления национальной культуры, стремления к его грамотному использованию; 2) на формирование учебно-познавательного интереса, мотивации к изучению русского языка как учебного предмета;3) на воспитание личностных качеств школьников, потребности в творческом самовыражении.

Задачи:

  •  организовать усвоение учащимися понятия частей речи, их отличительных особенностей, оказать помощь в открытии новых знаний, содействовать развитию УУД учащихся;
  • формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка. 

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

  1. Оргмомент

ΙI. Актуализация знаний. Выход на тему

(Эмоциональный настрой)

-Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Почему этот урок так для нас важен? (Это наш язык, наша культура…)

Слушайте, и всё услышите,

Смотрите, и всё увидите,

Думайте, и у вас всё получится.

-Почему я снова говорю эти слова? (Понимаем причины успеха)

2.  Введение в тему урока. (Беседа о многообразии слов).

У доски макет ларца со свитками, на которых написаны группы слов- названий частей речи.

Отдельные карточки, на которых примеры частей речи (добро, любовь, ссориться, дружный)

-Мы видим огромный ларец. Что там может быть?

Предположения ребят. Прогнозирование.

- Кто из вас был прав, вы узнаете, продолжив схему (Демонстрация слайда)

Речь… ( - Предложение- Слово)

-В ларце находятся свитки.

-Почему так много свитков? (в русском языке много слов)

Вывод:

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас-

Означено словами.

– Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

- А зачем слова делят на группы?

Прослушивание сказки (аудио запись)

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха.

Собрались как-то слова: плакать, свет, красив, ум. Пытались слова построиться по количеству букв. Вот что у них получилось: ум, свет, красив, плакать. Оказалось слово плакать в конце и горько заплакало.

Рассорились все, так и не навели порядок.

-Для порядка слова в языке разделили на группы - Части речи (Демонстрация слайда)

Рассматриваем свитки.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем во время приветствия;

Регулятивные:

 принимать и сохранять учебную цель и задачу; 

Личностные:

  • проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
  • понимать причины успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: 

слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания;

Познавательная: выделять существенную информацию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

 Личностные:

проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Работа со свитками и отдельными словами.

-Часть слов со свитков сдул декабрьский ветер.

-Прочитайте слова. (добро, любовь, ссориться, дружный)

 

- Какое слово вам не нравиться? (ссориться). Какое чудо можем сотворить? (замена антонимом-мириться)

-Как исправить проделки ветра? (Надо их как-то сгруппировать и отнести в нужный свиток).

-Сформулируйте задачи урока. (учиться группировать слова по определённым признакам, учиться их определять и употреблять уместно в речи)

Планирование хода деятельности

 – Как же найти нужный свиток для слов- «потеряшек» и установить порядок?

 Нужно классифицировать.

-Что значит классифицировать?

Куда можем обратится, если не знаем какие-то определения?

Работа со словарём (Демонстрация слайда)

(Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что-то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы.

Учитель вместе с детьми планирует деятельность

План.

  1. Наблюдение
  2. Понимание. Нахождение общего. Выводы
  3. Формирование умений.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Регулятивные:

- уметь слушать и действовать в соответствии с целевой установкой;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать собственную деятельность,

искать средства для ее осуществления;

– проявлять самостоятельность и инициативу.

– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

-осуществлять само и взаимоконтроль;

Познавательные:

выдвигать предположения по предполагаемой теме разговора;

Коммуникативные:

взаимодействовать с учителем во время постановки учебной задачи;

учитывать различные мнения с целью успешного участия в диалоге

IV. Открытие новых знаний.

-Давайте развернём один из свитков и прочитаем название. (Глагол)

-Какое из слов на карточках слетело с этого свитка? Это слово –мириться.

-Почему? (предполагают)

-Поможет понять правильность нашего выбора следующая работа

1. Наблюдение за словами в предложении.

Упр. 205.

-Предположите задание.

-Сравните с авторским.

– На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Вопрос что делают?)

– Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель записывает на доске: Что делают? А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют...)

– Что обозначают все эти слова? (Действие.)

Учитель записывает над вопросом что делают? – действие.

Аналогично проводится работа и запись слов ко 2-му и 3-му предложениям.

Дети заканчивают схему:

действие                         признак              предмет (лицо)

(что делают?)              (какие?)               (кто?)

– Что же общего у всех записанных слов?

Работа в паре. Продукт: таблица (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие. Аналогично с другими)

Разворачиваю свитки. Для слов свитка «Имя существительное»

-Какое название вы бы им дали? –Почему?

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы: Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

Итоги наблюдений. Продукт- алгоритм. Работа в паре.

-Как определить группу?  Составьте алгоритм.  

                     Алгоритм

        1.Прочитай слово.

        2.На какой вопрос отвечает?

         3.Что обозначает?

  4.Сделай вывод.  

Вывод. (Демонстрация слайдов)

 В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

Дополнительно! а) Упр. 206 – развивается умение группировать слова по вопросам и выявлять самую большую группу слов. Выполняется по «шагам» в записи. Запись слов группами в начальной форме:

– Сделайте вывод: какая группа слов самая большая? Самая большая группа – первая, в которой слова отвечают на вопросы Кто? Что?

Регулятивные:   

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

-осуществлять взаимоконтроль,

рефлексию своих действий;

Коммуникативные: 

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные:

– осуществлять информационный поиск, сбор

и выделение существенной информации из различных источников;

– использовать язык с целью поиска необходимой

информации для решения учебных задач;

– сравнивать, анализировать, обобщать,

классифицировать по родовидовым признакам

V. Развитие умений – применение знания.

Игра «Вопрос-ответ» (Демонстрация слайдов)

Кто? (лягушки). Что делают? (квакают, прыгают…)

Кто? (медведь). Что делает? (танцует, пугает…)

И т.д.

-Вы очень дружно работаете, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка «Дружба крепкая»

2. Упр. 207 – развивается умение отграничивать слова, к которым нельзя задать вопрос, от тех, к которым можно задавать вопросы. Работа в парах (устно), можно группы обозначить карандашом: 1, 2, 3.

Проверка: 2–3 пары прочитывают получившиеся группы. Результаты обсуждаются коллективно.

Проблемный вопрос: к каким словам не смогли задать вопрос? Как они называются? (Предлоги.)

– Сделайте новый вывод: есть слова (предлоги (к, над и др.), союзы (и и др.), к которым вопрос поставить нельзя.

 Работа с определением и схемой.

– Прочитайте определение на с. 5. Что же такое части речи? (Большие группы слов.)

– Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)

– Рассмотрите схему на с. 6. Какую информацию смогли получить?

 На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет?

– Какие части речи называют самостоятельными? служебными?

Что такое междометия?

– Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают.

Разворачиваем свитки, дополняем словами, действуя по алгоритму.

Упр.210.  (Слова Л.Н.Толстого)

Регулятивные:   

– выполнять учебные действия;

-осуществлять взаимоконтроль;

Коммуникативные:  уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

 – сравнивать, анализировать, обобщать.

Личностные:

-стремление к совершенствованию

своих способностей.

VI. Итог урока.

Самооценка по алгоритму

Я понял…

Я узнал…

Я научился…

Вывод:

(О бережном отношении к слову)

Язык народа и богат, и точен,

 но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

(Николай Рыленков)

-Какой вывод вы ещё сделаете? (Бережно относитесь к лову, говорите только добрые слова)

Познавательные:

 сравнивать, анализировать, обобщать.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные:   

-осуществлять само и взаимоконтроль;

VII.Рефлексия

Оцените работу товарищей.

Напишите на снежинке 1 слово. Помни, что оно должно нести тепло.

 Подари снежинку товарищу. (Ученик, получивший снежинку, определяет какой частью речи является слово)

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные:   

-осуществлять само и взаимоконтроль

VIII. Домашнее задание.

1 уровень

2. Выучить классификацию частей речи.

1. Упр. 208.

2 уровень

Записать короткий рассказ о г. Кирове. Определить части речи.

3 уровень (творческий)

Придумать сказку про части речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.

План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю­щей действительности в 4 классе   Тема:  Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...

Открытый урок по теме «Части речи. Обобщение» 2 класс

Данный урок представлен по программе "Перспектива"...

Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности "Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой"

Тема. Одежда. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).Цель: расширить представления обучающихся о видах одежды, ее назначении; учить у...

Конспект открытого урока по предмету: «Развитие речи и окружающий мир»

Тема:«Ориентирование в режиме дня с помощью пиктографических изображений»...

Открытый урок по теме «Части слова. Корень» - 2 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.З...

Наглядные материалы к открытому уроку на тему: "Части речи"

Индивидуальная карточка на урок русского языка на тему :"Части реги".....