Согласный звук [ д ] ,( [д ‘] ). Буква Д.
план-конспект по русскому языку по теме
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Согласный звук [ д ] ,( [д ‘] ). Буква Д. "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Согласный звук [ д ] ,( [д ‘] ). Буква Д. | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласный звук [ д ] ,( [д ‘] ). Буква Д.
Программное содержание:
-познакомить детей с новым согласным звуком, с буквой, обозначающей этот звук;
-закреплять знания детей о гласных, согласных твердых, согласных мягких звуках, учить различать их;
-учить находить место звука в трех позициях;
-учить читать слоги, договаривать их до целого слова;
-учить читать слова по слоговой таблице;
-формировать умение составлять слова из букв разрезной азбуки, умение выполнять звуко - буквенный анализ;
-формировать умение называть обобщающие слова;
-развивать фонематический слух, связную речь;
-воспитывать внимание, усидчивость.
Оборудование:
предметные картинки, буквы большого формата и буквы разрезной азбуки, картина с изображением поздней осени, мяч.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
-Теперь давайте вспомним некоторые правила.
Правила:
-уважай воспитателя и своих товарищей;
-умей каждого выслушать;
-не согласен – предлагай, доказывай.
2.Актуализация опорных знаний.
Разминка.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
-Как отличить гласный звук от согласного?
-Назовите известные вам гласные.
-Назовите несколько согласных.
3.Постановка цели.
Дидактическая игра «Помоги закончить предложения».
(Воспитатель читает предложения и одновременно рисует схематические рисунки).
Тут наш …(дом).
Над домом …(дым).
В доме …(дверь).
У дома …(дерево).
На дереве …(дупло).
У дупла …(дятел).
К дому ведет …(дорожка).
Рядом с домом играют …(дети).
-Как вы думаете, это отдельные предложения или текст (связный рассказ)? Почему? Чего не хватает в тексте? Давайте придумаем заглавие. Теперь повторим текст. Что заметили интересного? Повторим слова, которые добавляли в предложения. Какой звук повторяется чаще других?
-Значит, чему будем учиться?
4.Характеристика звука.
-Какой звук слышим в начале слов «дом», «дупло»? Какой это звук – гласный или согласный? Твердый или мягкий? В каком замке живет – в красном, синем или зеленом? Есть ли у него младший брат – мягкий звук? Назовите его. В каком замке он живет? Вспомните слова из текста с этим звуком («дятел», «дерево»).
-Давайте произнесем твердый звук [д], мягкий звук [д’].
-Звонко или глухо они произносятся?
Вывод:
это согласный звонкий звук, может быть твердым или мягким.
5.Дидактическая игра «Место звука».
-Звук [д],([д’]) в словах может быть в разных местах – в начале, в конце, в середине слов:
дерево, дуб, дупло, желуди, дыня, удочка, помидоры, диван,
одеяло, плод, труд, звезда, гвозди, дождик.
6.Физминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
7.Знакомство с буквой Д.
-Согласный твердый [д] и согласный мягкий [д’] обозначаются одной буквой, буквой Д. В детском саду мы будем называть ее по названию звука.
Дидактическая игра «Вообразилия».
-На что похожа буква Д?
-На какие буквы похожа?
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
8.Гимнастика для глаз.
-Прежде, чем приступить к другому заданию, давайте сделаем так, чтоб отдохнули ваши глазки.
-Перед вами – картина природы поздней осени. Какой осенний месяц уже заканчивается? Давайте посмотрим на картину, потом поморгаем, закроем глаза и вспомним, какие прекрасные дни подарил нам уходящий ноябрь.
-Отдохнули?
9.Дидактическая игра «Доскажи словечко».
(Чтение слогов с дополнением до целого слова).
ДА – Даша, дама
ДО – дом, дорога
ДУ – думать, душа
ДЫ – дым
ДИ – Дима, динозавр
Дружат гласные с согласным. Образуют вместе слог.
10.Дидактическая игра «Какое слово?»
(Чтение слоговой таблицы).
СА ДАР ДО Садики, домики, подарки, кормушки, сами, киса.
ПО МУШ МИ
КОР ДИ КИ
Если слоги встанут рядом, получаются слова.
11.Дидактическая игра «Поймай звук».
(Воспитатель четко проговаривает отдельно каждый звук, дети «собирают» из звуков слова).
Дом, дым, кот, Дима, окно, стол, пол, стул, рука, нос, сом, волк,
лиса, нога, лицо, доска.
12.Загадка.
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес – и исчез. (Дым).
«Дым» большой. А маленький дым каким словом можно назвать? («Дымок»).
13.Составление слова из букв разрезной азбуки. Звуко-буквенный анализ.
(Воспитатель проговаривает слово «дымок», четко выделяя каждый звук, дается характеристика каждому звуку (букве) по образцу).
ДЫМОК
-Назовите первый звук в слове. Какой он, гласный или согласный? Твердый или мягкий? Каким цветом обозначается: красным, синим или зеленым? Какую букву возьмем для его обозначения? (То же самое с остальными звуками).
-Сколько всего в слове букв? Сколько звуков? Сколько гласных? Согласных? Сколько слогов? Какой слог произносится с большей силой (ударный)? Назовите его.
14.Дидактическая игра «Обобщающее слово».
Дог, доберман, дворняжка …(собака).
Джинсы, джемпер, демисезонное пальто …(одежда).
Дзю-до, джиу-джитцу …(борьба).
Дирижер, диспетчер, диктор, доярка …(профессия).
Дрофа, дрозд, дятел …(птица).
15.Подведение итогов.
-Какая чудесная буква приходила к нам сегодня на занятие? С этой буквы начинаются слова «добро», «добрый», «доброта», «друг», «дружный», «дружелюбный». Вот сколько добрых слов мы узнали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»
Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...
Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"
Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р. Урок объяснения нового материала....