Единственное и множественное число имен существительных. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Единственное и множественное число имен существительных | 35.41 КБ |
Презентация "Единственное и множественное число имен существительных" | 632.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Учебный предмет | Русский язык |
Учебник | В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык, 2 класс: учебник, 2 часть – М.: ОАО «Московские учебники», 2011 |
Программа | «Школа России» |
Класс | 2 |
Тип урока | Урок фиксации и систематизации нового знания |
Технология построения урока | Системно-деятельностная |
Тема урока | Единственное и множественное число имен существительных |
Цель урока | Создание условий: - для получения обучающимися новых знаний по теме, - для формирования УУД учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных) - для формирования интереса к предмету |
Основные термины, понятия | Часть речи, значение слова, на какие вопросы отвечает, признаки имен существительных |
Планируемые результаты | |
Предметные: - продолжить знакомство с именем существительным, как частью речи; - наблюдать за значением имен существительных; - уметь классифицировать имена существительные по числам; - применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. | Личностные результаты: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах, в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные результаты: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные результаты: - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цел; - строить речевое высказывание в устной форме; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать н выделять необходимую информацию; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. |
Организация пространства | |
Формы работы | Средства обучения |
Методы обучения По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые По способу организации и осуществления познавательной наглядности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. | Технологии исследовательская, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные |
Технология изучения | ||||
Этапы урока | Формируемые умения | Слайды, видеофрагмент | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Слайд 1. | Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Скажите, а для чего вы здесь присутствуете?
- А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам? -Чего вы ждете от этого урока? - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? - хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания» | - Для того, чтобы получать новые знания. - Да хотим. Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными… - Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас. - С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось. Дети повторяют. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин) | Предметные: - называть предметы и их действия; - знать определения подлежащего, частей слова, давать характеристики звукам; Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения. | Слайд 2. | 1. -Что вы любите делать больше всего? - Тогда давайте начнем наш урок с игры ,я предлагаю вам сыграть в игру «Да – нет-ка». - Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? - Имя существительное обозначает действие предмета? - В слове вьюга пишется Ъ знак? - Можно назвать звуки [З] и [С] парными согласными? -В слове яблоко первый звук [й]? - Слова глупый и умный – антонимы? - Подлежащее может быть только существительным? - Мы с вами уже все знаем о имени существительном? 2. Затруднения в индивидуальной деятельности - Посмотрите, мнение ваше разделилось. А хотите проверить кто прав? На доске вы видите слова. Давайте прочитаем их. Выпишите из них только имена существительные. Учитель вызывает к доске ученика, класс пишет в тетради. (Деревья ,смелость бег,красиво,бежать,собаки) - А теперь давайте проверим правильно ли вы выписали. - Почему же вы допустили ошибки? -Как вы думаете в чем трудность? - На какие группы мы можем разделить выписанные имена существительные? | Играть. Дети отвечают на вопросы учителя только словами «Да!» или «Нет!» Да. Нет. Нет. Да. Нет. Да. Нет. Нет.Да. Фронтальная деятельность с проблемно-поисковым акцентом. Конечно, хотим. А как? Дети выписывают слова. -Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы. - На 2 группы: единственное и множественное число. |
Постановка учебной задачи (2-3 мин) | Предметные: - определять части слова; - находить нужные буквы. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | Слайд 3. | Из всего что мы сейчас сказали давайте сформулируем тему нашего урока. О чем мы будем говорить на уроке? Тема урока ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Какие задачи стоят перед нами? Чему будем учиться? | . 1.Находить имена существительные среди других слов 2.Учиться правильно задавать вопрос к имени существительному. 3.Учиться определять число имен существительных. 4.Учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу. |
Построение проекта выхода из затруднения (10 мин) | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. | Слайд 4 Слайд 5. | 1.На прошлом уроке мы с вами уже начали изучать данную тему. А что вы знаете о существительном? Что обозначают имена существительные в единственном и множественном числе? Давайте проверим себя по учебнику и прочитаем правило на с.61. 2.Я предлагаю вам провести исследование слов, для этого поработаем в парах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.) Каждая пара получает лист, на котором написаны слова и алгоритм выполнения исследования: а)подчеркни имена существительные. б)докажи, что они являются именами существительными: -на какой вопрос отвечает слово? -в каком числе стоит это слово? в)сделайте вывод . Давайте сформулируем общее правило. Вы все сказали верно. А теперь посмотрите на доску и еще раз внимательно прочитайте слова. У всех ли написанных здесь имен существительных единственного числа можно образовать множественное, и наоборот, от множественного – единственное. Молодцы!!! Оцените свою работу в парах. | Дети вспоминают правило Формирование пары. Парная деятельность учащихся. Слова 1ряда:машины,ходьба,корова, ножницы Слова 2 ряда: собаки, прыжок,стул, бабочки Слова 3 ряда: сахар, мячи, утка, кошки Вывод: все слова отвечают на вопрос кто? или что? Все слова обозначают предмет. Слова в ед.ч. обозначают 1 предмет, во мн.ч. – несколько.
Нет. У слова ножницы нет формы единственного числа. У слова сахар нет формы множественного числа. Дети дают оценку работе в своей паре. |
Физминутка | Слайд 6 | -Мы немного устали. Проведем физминутку для глаз. | Дети глазками следят за объектами на слайде. | |
Первичное закрепление во внешней речи. | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Ребята, как вы думаете, что же такое предмет? Что понимают под этим словом? Верны ли наши предположения? Теперь применим полученные знания и выполним упражнение 2,с.64 №111. Работать будем коллективно – у доски и в тетрадях. Нужно разделить слова на три столбика, согласно заданию. Комментируем свой выбор. | Дети делают вывод: имена существительные называют предмет, а под предметом может быть и явление природы, и человек, и животное, и неживые предметы. Дети выполняют упражнение, комментируя свои действия | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | -Хотите ли вы проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить. Оранжевая –высокий уровень, зеленая –средний уровень, жёлтая – низкий уровень. Проверка со слайда. Давайте оценим свою работу. По каким критериям будем выставлять шкалу? В чем испытывали трудности? | Хотим. Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют работу. Затем проверяют работу по эталону( осуществляется индивидуальная деятельность). Для учителя важный момент: идёт процесс адекватности самооценки при выборе уровня. Кто выполнил задание без ошибок – шкала на высоте. Кто допустил 1-2 ошибки – выше среднего; 3 ошибки – средний, 4 и более – низкий. Ответы детей. | |
Рефлексия | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Над какой темой работали? Все ли у вас получилось? Какие трудности возникли в вашей работе? Что надо сделать, чтобы их преодолеть? Оцените свою работу и работу товарищей. Выставляются оценки. Комментируется дом. задание. | Работали над темой «Единственное и множественное число имен существительных». Дети еще раз повторяют правило. ( Фронтальная деятельность) |
Парная работа
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Машины – (_______?) __________ Ходьба – (_________?)__________ Корова – (________?)___________ Ножницы – (________?)__________ | Собаки – (_______?) __________ Прыжок – (_______?) __________ Стул – (_______?) __________ Бабочки – (_______?) __________ | Сахар – (_______?) __________ Мячи – (_______?) __________ Утка – (_______?) __________ Кошки – (_______?) __________ |
Машины – (_______?) __________ Ходьба – (_________?)__________ Корова – (________?)___________ Ножницы – (________?)__________ | Собаки – (_______?) __________ Прыжок – (_______?) __________ Стул – (_______?) __________ Бабочки – (_______?) __________ | Сахар – (_______?) __________ Мячи – (_______?) __________ Утка – (_______?) __________ Кошки – (_______?) __________ |
Машины – (_______?) __________ Ходьба – (_________?)__________ Корова – (________?)___________ Ножницы – (________?)__________ | Собаки – (_______?) __________ Прыжок – (_______?) __________ Стул – (_______?) __________ Бабочки – (_______?) __________ | Сахар – (_______?) __________ Мячи – (_______?) __________ Утка – (_______?) __________ Кошки – (_______?) __________ |
1 группа (низкий уровень) – желтая карточка
Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь. | Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь. | Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь. |
Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь. | Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь. | Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь. |
Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь. | Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь. | Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, тетрадь. |
2 уровень (средний) – зеленая карточка
Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы. Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы. | Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы. Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы. | Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы. Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы. |
Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы. Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы. | Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы. Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы. | Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы. Уч_ники, кла(с/сс)ы, к_ровы, д_ревни, п_льто, с_роки, к_р_ндаши, р_бята, м_дведи, м_розы. |
3 уровень (сложный) – оранжевая карточка
Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, сопог. | Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, сопог | Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, легушка, сопог |
Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, сопог | Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, сопог | Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа ресунок, лапата, дароги, мебиль, каньки, асины, легушки, зоводы, снигири, сопог |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деревья , смелость бег, красиво, бежать, собаки.
Тема урока: «Единственное и множественное число имен существительных.»
Правила сотрудничества
Алгоритм выполнения исследования: а)подчеркни имена существительные. б)докажи, что они являются именами существительными: -на какой вопрос отвечает слово? -в каком числе стоит это слово? в)сделайте вывод Машины – (_______?) _________ Ходьба – (_______?)_________ Корова – (_______?)_________ Ножницы – (_______?)_________ Собаки – (_______?)__________ Прыжок – (_______?)__________ Стул – (_______?)__________ Бабочки – (_______?)__________ Сахар – (_______?)__________ Мячи – (_______?)__________ Утка – (_______?)__________ Кошки – (_______?)__________
Физминутка
Даны существительные в единственном числе, преобразовать в существительные множественного числа. Учитель, машина, девочка, ягода, собака, ворона, малина, тетрадь.
Даны существительные во множественном числе, преобразовать в существительные единственного числа.Вставить пропущенные буквы. Уч_ники , кла (с/ сс ) ы , к_ровы , д_ревни , п_льто , с_роки , к_р_ндаши , р_бята , м_дведи , м_розы .
Даны существительные - в единственном числе и во множественном числе, исправьте в них ошибки и преобразуйте их в форму другого числа Родена, ресунок , лапата , дароги , копуста , каньки , асины , пасуда , адежда , снигири , легушка , зямлени ка
Учителя, машины, девочки, ягоды, собаки, вороны, тетради . 1 группа: 2 группа: Уч е ник, кла сс , к о рова, д е ревня, п а льто , с о рока, к а р а ндаш, р е бята , м е дведь, м о роз. 3 группа: Р и сунки, л о паты, д о рога, меб е ль, к о ньки , о сина, л я гушка,з а вод , сн е гирь, с а поги.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные, неизменяемые по числам»учитель начальных классовДубоделова Н.И. Цели: фор...
Конспекты уроков по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных"
...
Конспект урока русского языка во 2 класс "Единственное и множественное число имен существительных"
Познакомить с понятиями единственное и множественное число имен существительных....
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: «Единственное и множественное число имен существительных». 2 класс (конспект + презентация)...
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Единственное и множественное число имен существительных"
Урок русского языка. 2 класс. По теме: "Единственное и множественное число имен существительных" по учебнику В.П. Канакина В.Г. Горецкий Цель: познакомить учащихся с понятиями : единс...
Единственное и множественное число имен существительных 2 класс
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Единственное и множественное число имен существительных"...