Русский язык.Конспект урока по теме : " Волшебный русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Любовь Григорьевна Величко

В процессе проведения урока в игровой форме происходит закрепление полученных знаний  , расширение и их углубление  учащимися, формирование умения работать в группе."Сегодня наш урок будет необычным. Называется он «Волшебный русский язык»

А почему он так называется, вы узнаете чуть позже".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Величко Л.Г. Учитель начальных классов МБОУ СОШ №34

Урок, проведённый в рамках недели русского языка.        

Волшебный русский язык

3 класс.        

Цели:

Обучающие: закрепление полученных знаний в игровой форме, расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку, формирование умения работать в группе.

Развивающие: развивать интерес детей к изучению русского языка, расширять активный словарь, кругозор,  прививать любовь к русскому слову.

Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма, толерантности,

расширять кругозор учащихся, воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.

Ход урока.

  1. Введение.

- Сегодня наш урок будет необычным. Называется он «Волшебный русский язык»

А почему он так называется, вы узнаете чуть позже.

- Отгадайте загадку, о ком идёт речь?

Зимний гость

Н. Найденова

Мы весной его не встретим,
Он и летом не придет,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовит он для всех.

- Это Дед Мороз! Правильно! Сегодня мы начнём готовиться к встрече Деда Мороза и Нового года. А что нужно для этого сделать? (Украсить комнату, нарядить ёлку, положить под ёлку письмо для Деда Мороза).

Именно этим мы сегодня и займёмся. А поможет нам в этом Волшебный русский язык. После каждого верного ответа на Ёлке будет появляться очередное украшение. Только ёлка у нас будет не настоящая, а виртуальная. Но мы всё равно должны её сделать очень красивой. Для этого необходимо верно отвечать на вопросы, разгадывать кроссворд и быть очень внимательными. А помогать нам будут лесные жители, которые тоже с нетерпение ждут Деда Мороза. Вы готовы? Тогда вперёд!

 (На слайде появляется Ёлка, на ветках которой в течение всей викторины будут появляться шарики, гирлянды).

II. Занимательные задания.

Задание от зайцев.

- Какие орфограммы содержатся в  слове МОРОЗ? (Буква непроверяемого безударного гласного звука, буква парного согласного звука на конце слова)

- Как  проверить букву парного согласного звука на конце слова?

Сколько слогов этом слове? Сколько букв, а звуков?

- Подберите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные.

(На ёлке появляется первый шарик и т. д.)

  1. Задание от ежа и лисы.

Сколько раз в стихотворении встречается звук «Ш»?

- Ты скажи мне, милый Ёж,

Чем ежиный мех хорош?

- Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь.

(5 раз)

- Охарактеризуйте звук «Ш».

  1. Задание от белки.

Кроссворд.

По горизонтали:

  1. Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Брызнешь воду – упадет
    Не вода уже, а лед.
    Даже птице не летится,
    От мороза стынет птица.
    Повернуло солнце к лету.
    Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

  1. Разные ношу одежды,
    Но внутри я, как и прежде:
    Карамельна, шоколадна,
    И гущена, мармеладна.
    И с изюмом, и с орешком,
    Вместе с кремом, вперемешку…
    Во всём мире знают дети,
    Нет вкусней меня на свете!
    (Конфета)
  2. Дед Мороз сложил подарки

В ярко-красный свой …(мешок)

По вертикали:

1.Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.

(Яблоко)

2.С виду он как рыжий  мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин –

Это спелый … (Апельсин)

3.Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

  1. Летом – серый,

      Зимой – белый.

(Заяц)

Что это за слова? (словарные)

Работа в парах.

Составьте и запишите по 1 предложению с любым  словом  на Новогоднюю тематику. Сделайте грамматический разбор предложения и выполните взаимопроверку.

  1. Гимнастика для глаз.

Неугомонные снежинки летают.  Последите за ними глазками.

  1. Задание от волка.

Закончи фразеологизмы:

Голоден как…волк.

Изворотлив как…уж.

Нем как…рыба.

Болтлив как…сорока.

Как мокрая…курица.

- Какие это части речи? На какие 2 группы их можно разделить?( Сущ. М.р. и сущ. Ж.р.)

Замени выражения одним глаголом.

Клевать носом – спать (антоним бодрствовать)

Зарубить на носу – запомнить (антоним забыть)

Чесать языки – болтать (антоним молчать)

Дать стрекача – убежать (антоним прибежать)

Бить баклуши – бездельничать (антоним работать)

- В какой форме употреблены данные глаголы?

 - Назовите к каждому из этих слов антоним.

Разбейтесь на 3 группы  и придумайте как можно больше глаголов в неопределённой форме состоящих из 1 слога, 2 слогов, 3 слогов. Побеждает та группа, которая сумеет за 1 мин. Записать большее количество слов.

  1. Задания от вороны.

Отгадай:

Их писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй с бараньей головы.

Откройте печь и там найдёте

То, что не раз едали вы.

(Пирог)

- Откуда взялось такое название?

Пирог – печеное мучное изделие с начинкой – образовано от слова пир; первоначальное значение сущ. пирог – «праздничный хлеб».

Корнем – с дорогой роднится,

В сборе приставка таится.

Суффикс как в слове «дневник»,

Целым же - в космос проник.

(Спутник)

Составьте из букв этого слова 5 существительных в И.п.

(1.стук, 2.писк, 3.кит, 4.тупик, 5.суп)

IV. Физкультминутка.

Если вы слышите имя сущ., поднимите руки вверх, имя прилагательное – руки в стороны, глагол – сели на корточки.

Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый, чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить, чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный.

  1. Задание от лисы.

Получи из слова ГОД слово ВЕС, изменяя каждый раз по одной букве.

- Бывает у живых существ.  РОД

- Окружает замок. РОВ

- Синоним слова рыбалка. ЛОВ

- Животное семейства кошачьих. ЛЕВ

- Природное сообщество. ЛЕС

Какие это части речи? Что у них общего? Измените слово ГОД по падежам.

  1. Задание от медведя.

Найдите в стихотворении омонимы и объясните, что они обозначают.

Встречали звери новый год

Заходер Борис

Встречали звери новый год.
Водили звери хоровод.

Вокруг зеленой елки.
Плясал и крот, и бегемот,
И даже - злые волки!

Пустился в пляс и дикобраз -
Колючие иголки,
И все - дрожать,
И все - визжать,
И все - бежать от елки!

Гляди-ка: уж -
Хоть сам хорош! -
И тот дрожит от страха!..

-Зато меня уж не проймешь! -
Сказала че-ре-па-ха!

V. Письмо Деду Морозу.

Мы справились со всеми заданиями лесных жителей. Посмотрите, какая у нас нарядная Ёлка получилась. Но не хватает под ней подарков . А вот чтобы  попросить подарок у Деда Мороза, надо написать ему письмо и отправить по почте. Давайте напишем его. Но с чего начать?

Начинаем мы обычно с приветствия.

Затем излагаем просьбу.

И в конце прощаемся и ставим подпись.

На конверте подписываем индекс и адрес.

Как вы думаете, всем ли Дед Мороз приносит подарки в Новогоднюю ночь?

А как вы вели себя в течение года?  Напишите письмо по правилам и укажите, какой подарок вы хотели бы получить.

Теперь подпишем конверт. Кто знает адрес по которому проживает ДМ?

VI. Подведение итогов.

 Молодцы! Мы отправим все ваши письма и скорее всего на утро 1 января  под ёлкой будут лежать ваши подарки.

А закончить наш урок волшебного русского языка, мне хотелось бы словами.

Любая школа – это храм науки,
И как всегда в подлунном мире водится,
И президент, и плотник, и пастух
Без школы, без учебы не обходятся

“Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с Умом!
Вас ждёт великая награда.
И та награда – в нем самом”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

Конспект урока на тему:"Волшебное дитя природы"

Данный конспект направлен на воспитание интереса и бережного отношения к культурному наследию народа, раскрывает красоту русской природы и её влияние на формирование чувств в опере "Снегурочка".Цель у...

Презентация к уроку на тему Волшебные числа

Используется при повторении и закреплении изученного материала...

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Урок ИЗОна тему "Волшебные цветы" 1класс УМК "Начальная школа 21 века"

конспект урока на тему "Волшебные цветы"  УМК "начальная школа 21 века" 2 класс...

План урока на тему "Волшебный куб"

План учебного занятия по выполнению модели оригами "Волшебный куб"....