Урок русского языка в 1 классе. Тема: Описание внешности животных. Правописание жи-ши.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Кузнецова Лидия Викторовна

Цель урока: Организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о правописание жи-ши, формирования умения описания внешности животных; развивать любознательность, умение анализировать, обобщать полученные знания; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Тема: Описание внешности животных. Правописание жи-ши.

Учитель начальных классов, учитель логопед Кузнецова Лидия Викторовна

ГБОУ   школа №3 г. Санкт – Петербург

Цель урока: Организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о правописание жи-ши, формирования умения описания внешности животных,

развивать любознательность, умение анализировать, обобщать полученные знания; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • Формирование навыка восприятия предмета, навыка обобщения;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • активизация словаря;
  • развитие коммуникативных навыков, речевых и неречевых средств общения;
  • умение действовать по инструкции.

- воспитательные:

  • воспитание чувства любви к природе;
  • формирование нравственно-этических навыков, способствующих воспитанию личности подростка, гражданина России, петербуржца .

Планируемые результаты:

универсальные учебные действия:

  • развитие и осознание познавательных интересов, коммуникативных навыков и компетенций;
  • умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • понимание инструкций;
  • умение видеть свои успехи и неудачи и находить их причины;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

личностные:

  • развитие познавательных интересов и учебных мотивов;
  • умение работать в коллективе;
  • формирование общекультурных компетенций;
  • осознание значимости данного умения
  • развитие потребности совершенствовать  устную речь
  • видеть и понимать красоту природы;
  • формировать ценностное отношение к животным

метапредметные:

  • познавательные умения: поиск информации в соответствии с инструкцией, умение пользоваться планом ответа;

регулятивные: умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности; контролировать свою деятельность по результату;; умение принимать и   сохранять учебную задачу;

умение контролировать и оценивать свои и соседа действия;

умение провести рефлексию своих действий на уроке; 

  • регулятивный умения: умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
    умение обобщать.
  • коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в группе .

предметные:

  • формирование орфографической зоркости, навыка написания слов с жи-ши;
  • развитие умения составления текста – описания животных
  • обогащение и активизация словаря по теме;
  • Совершенствование связной речи по теме;
  • развитие коммуникативных навыков, речевых и неречевых средств общения;
  • умение действовать по инструкции
  • выделять  существенные признаки; использовать естественнонаучные тексты  с целью поиска информации, создания собственных устных   высказываний.

В ходе урока использовала различные педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (темп работы, чередование мыслительной деятельности с физкультминутками, определение времени подачи сложного учебного материала, выделение времени для выполнения самостоятельных работ соответствовали психофизическим возможностям учащихся, что даст положительные результаты в обучении, деление учащихся на группы с учетом психоэмоциональных особенностей);
  •  личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы (обучение в процессе общения учащихся друг с другом, учащихся и учителя-логопеда), в результате которого возникает контакт социального общения;
  •  информационно-коммуникационные технологии (созданы условия для активной совместной и самостоятельной работы учащихся, учащиеся извлекают информацию из  электронного носителя);
  • технология обучения в сотрудничестве (совместная развивающая деятельность способствует познавательной деятельности, коммуникации, поскольку в этом случае дети могут рассчитывать на помощь и со стороны товарищей, и со стороны учителя. Обучение в сотрудничестве повышает индивидуальную ответственность каждого учащегося и дает равный шанс на успех).

Оборудование занятия:

  • мультимедийная презентация,
  • интерактивная доска, компьютер;
  • план составления рассказа;
  • изображения животных, сюжетная картинка для составления предложения;
  • цветные смайлики для самооценки;
  • Карточки самооценки
  •  Игрушки на палец
  • Таблички с названиями животных .

Методы обучения:

  • по способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические;

Формы организации учебной деятельности:

  • групповая
  • индивидуальная

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов:

  • самооценка учащихся с помощью шкалы самооценки;

Подготовительный период

  • составление учащимися описаний животных для игры по станциям в Зоопарке,
  • Игра по станциям в Зоопарке,
  • Занятия по охране, коррекции и развитию зрительного восприятия.

Ход урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная  (П)

Коммуникативная (К)

Регулятивная (Р)

1.Организационный момент

Создание положительного эмоционального настроя

Приветствие учащихся 

Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. И пусть хорошее настроение поможет вам на уроке быть внимательными, доброжелательными по отношению друг к другу и прилежными учениками.

 Мы начнём урок русского языка.

(П) Переработка информации,

Продолжение формирования навыков правильного восприятия ин  полученной информации
(К) Формирование способности слушать собеседника

(Р) Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

2.Актуализация знаний.

Определение темы урока.

Умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности

Совершенствование лексико-грамматического строя речи

Совершенствование буквенного гнозиса

Развитие и осознание познавательных интересов, осознание значимости данных умений

Целевая установка (на доске вывешиваются  изображения мыши, жирафа, ежа)   

Сейчас, как обычно, определите тему занятия.   Посмотрите на картинки и назовите одним словом:

КТО на них изображен Вывешивается слово ЖИВОТНЫЕ

Представьте , что их много и назовите во этих животных во множественном Вывешиваются таблички :

МЫШИ
ЖИРАФЫ
ЕЖИ

Что общего в написании этих слов? Какое правило  надо помнить при написании этих слов?

(Предполагаемые ответы: ЖИ-ШИ пиши с буквой И)

Как вы думаете,  какая тема урока?

(Описание животных, правописание ЖИ- ШИ)

(Слайд)

 Оцените свою работу при помощи смайликов, на листе самооценки.

(П) Развитие способности к анализу, обобщению, умению ставить цели,  делать вывод. Развитие зрительного гнозиса

(К) Активизация словаря. Участие в обсуждении темы занятия. Формирование способности слушать собеседника. Взаимодействие со сверстниками и учителем во время фронтального задания. Восприятие  на слух информации, ее переработка. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

(Р) Умение следовать цели, прогнозировать. Осуществлять самоконтроль.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Развитие потребности совершенствовать внимание.Выявлять отклонения от эталона. Осуществлять самоконтроль

2.Зрительная гимнастика

Совершенствование зрительных функций

Целевая установка

Выполните зрительную гимнастику (Под музыку)

(П)  Продолжение формирования навыков зрительной гимнастики

(К) Умение соотнесения речи с движением

(Р) Контролировать свою деятельность

3.Обобщения знаний.

Формирование умения  видеть свои успехи и неудачи и находить их причины

Работа в тетрадях

Минутка чистописания

На следующей строке пропишите сочетания, чередуя их друг с другом.

жи  ши  жи  ши

Вы хорошо знаете как пишутся слова с жи ши, запишите названия животных, изображенных на картинках  во множественном числе

(Дифференцированный подход:

вписывают буквы или пишут слова ).

Составьте и запишите предложение по картинке. (Ежи живут у лужи.)

Давайте повторим, что вы сейчас делали?

Оцените свою работу (задание 2)

(П) Формирование буквенного гнозиса, орфографической зоркости. Умение употреблять существительные во множественном числе, составлять предложения

(К) Активизация словаря. Умение слушать собеседника

(Р) Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Планируют свои действия в соответствии с задачей.

4. Физ. минутка

Организация  деятельности учащихся по совершенствованию моторных представлений и  лексико-грамматического строя речи:

Отгадайте животного по описанию, изобразите его.

(Слайды)

(П) Совершенствование моторных представлений. Умение анализировать, делать выводы на основе полученной информации.

(К) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Прослушивают ответы одноклассников

(Р) Переработка информации. Планируют свои действия в соответствии с задачей.

5.Использование приобретенных знаний, навыков, умений и их корректировка

Создание нестандартных ситуаций, развитие потребности совершенствовать свою устную речь

Формирование познавательных функций и учебной мотивации

Использование приобретенных знаний, навыков, умений и их корректировка, умение видеть свои успехи и неудачи и находить их причины

Совершенствование связной речи  учащихся, формирования коммуникативных навыков.

Как называется территория, которая расположена в центре города, недалеко от Петропавловской крепости, на которой представлены разные виды животных

(ЗООПАРК)

На прошлой неделе у нас с вами там прошло занятие. Давайте вспомним, как это было:

1. Вы все заранее  получили задание – описать животное.

2.В зоопарке,  вы описывали  животных, а ваши друзья по описанию определяли животное, а потом находили его на карте.

3. На этом наше путешествие не закончилось. Что вы делали дальше на территории зоопарка?

(Идя по определенному маршруту,  находили этих животных.).

Что вы испытали в эту минуту? (Ответы учащихся)

А я была очень  рада за вас, вы вели себя как настоящие следопыты.

Целевая установка

Опишите животное  для видеоролика. (Изображение моржа)

Кто это?

МОРЖ, назовите во множественном числе, запишите (МОРЖИ). Запишите это слово в тетрадь.

Что вы знаете о моржах?

Каким образом  можно получить  информацию. (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Я бы выбрала книгу. (Показать выставку книг о животных).

 Организация работы в группе 

Целевая установка:

Посмотрите отрывок из фильма и опишите моржа по планы.

(На Слайде, на карточках)

План ответа:

1 Внешность

2. Какие звуки издает?

3. Что ест?

4.Как? передвигается?

(Просмотр видео.)

Совместное составление рассказа.

Садитесь на свои места, оцените свою работу. (Задание 3)

(П) Переработка информации.

Нахождение способа решения проблемы.

(К) Актуализация словаря по теме. Формирование способности слушать собеседника. Формирование умения высказывать свое мнение в устной форме и обосновывать его

(Р) Умение выявлять отклонения от эталона.

Правильность выполнения задания

6.Рефлексия

Рефлексия

Умение контролировать и оценивать свою деятельность

Заканчиваем наш урок .

Давайте вспомним какая  цель урока?

Вы ее достигли?

Какие задания выполняли. (Обсуждение )

Целевая установка: 

Закончите предложения

- Я понял, что… 
- Было интересно…
- Было трудно… 
- Мне захотелось… 
- У меня получилось… 

Что вам понравилось больше всего?

(П) Умение оценивать свою деятельность

(К) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

(Р) Рефлексия своих действий

7.Подведение итогов

Подведение итогов

Оценка деятельности учащихся

Подведем итог урока. (Оценивание деятельности учащихся)

Как всегда поработали вы на славу. Давайте скажем друг другу СПАСИБО.

А  ведь это слово словарное, вам сейчас предстоит составить это слово на доске, загляните в словарик, чтобы не допустить ошибки.

Спасибо за хорошую работу.

(П) Умение делать выводы на основе полученной информации, пользоваться словариком

(К) Умение слушать собеседника, работать в группе

(Р) Переработка информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Урок русского языка 2 класс по УМК "Начальная школа XXI века" ТЕМА: Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов....

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...