КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «Третье склонение имен существительных»
(по курсу Русский язык В.П. Канакиной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «Третье склонение имен существительных»
(по курсу Русский язык В.П. Канакиной)
Цель урока: познакомить обучающихся с именами существительными 3 склонения, формировать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду.
Планируемые результаты:
- Предметные: знакомство с 3 склонением имен существительных.
- Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному предмету, способность к самооценке, воспитание умения работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.
УУД:
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Регулятивные: самостоятельно анализировать собственную деятельность на уроке, адекватно оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности при работе в группе.
Оборудование:
- экран, компьютер учителя и проектор
- карточки-слова для работы в группах
- путеводитель с заданием для работы в группах
- бейджи с ролью
- учебник В.П. Канакиной Русский язык-4 класс.
Ход урока:
- Орг. момент.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Тогда открывайте тетрадь и записывайте…
- Повторение пройденного. (Повторение строится в форме игры «Грамматическое лото»
- С какой частью речи мы работали на прошлых уроках?
- Что такое имя существительное?
- Что такое склонение имен существительных?
- Сколько падежей в русском языке?
- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?
- Определите падеж существительного у дороги (Р.п)
- Какого рода существительное облако?
- Назовите предлоги Д.п.
- На какие вопросы отвечает Т.п.?
- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?
Запишите предложение (написано на доске):
Мы ехали по улице Свердлова и по площади Ленина.
- Произведите полный разбор этого предложения.
1) выдели основу
2) подпиши части речи
3) дай характеристику этому предложению.
- В каком падеже стоят оба существительных?
- Какого они рода?
- Почему же в данных словах разные окончания, хотя они стоят оба в дательном падеже, употреблены с одним и тем же предлогом и оба женского рода?
Вот на этот вопрос вы ответите в конце урока.
- Словарная работа. Тема урока.
Самостоятельная работа в тетрадях. Детям на экране учитель показывает иллюстрацию, а дети записывают слова в тетрадь через запятую. Далее проводится проверка в паре (дети обмениваются тетрадями). На полях тетради выставляется оценка. Если вы не сделали ни одной ошибки – «5», если вы допустили 1 или 2 ошибки – «4», а если более двух – «3».
Слова для словарного диктанта: газета, голубь, капуста, море, ведро, мужчина, кастрюля, огурец.
- Что общего у всех этих слов? (имена существительные)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1 склонения и 2 склонения)
- Какие слова относятся к 1 склонению? 2 склонению? (распределение слов на интерактивной доске на два столбика)
- Какие же имена существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? На доске появляется схема.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Тема урока «Склонение имен существительных».
- Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?
- С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное? (Чтобы правильно писать окончания существительных).
- Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.
Сейчас нам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Карточки с правилами развешаны по всему классу, дети находят их глазами и отвечают.)
Правила совместной работы: работай тихо, говори вполголоса;
умей договариваться;
работай сообща;
говори спокойно, ясно и только по делу;
не перебивай одноклассника;
работай согласно роли.
- А что это значит: работай согласно роли?
Давайте узнаем, какие роли можно выполнять в команде.
- По сколько человек в наших командах? Вот и ролей тоже должно быть шесть.
- Давайте посмотрим на интерактивную доску и попробуем соотнести роль и действие, которое нужно выполнить одному из членов команды.
Организует обсуждение и вовлекает всех в работу. | |
Записывает все предложения группы. | |
Следит за соблюдением времени на работу группы. | |
У доски рассказывает, что решила группа и к каким результатам пришла. | |
Помогает работе группы, даёт советы и рекомендации. | |
Даёт оценку работе группы, контролирует правильность выполнения задания. |
Докладчик, секретарь, хронометрист, организатор, помощник, эксперт.
-Мы с вами соотнесли роли и действия.
Сейчас вы найдете роль на бейдже, выбирайте себе, познакомьтесь с ней и прикрепите её себе на жилет.
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.
Работа в группах.
У детей - конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения.
Слова: папа, Илья, тарелка, космонавт, портфель, дерево / морковь, дочь, медаль, кость, бровь.
В каждом конверте 1 слово лишнее (3 склонения).
- Назовите слова, которые относятся к 1 склонению, ко 2 склонению.
- Что вы заметили? (остались слова)
- Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)
- Какие слова остались? Учитель прикрепляет их на доску.
- Ребята, а что общего у всех этих слов? (окончание и род)
- Как вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому? (В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения).
Сделайте вывод: какие же имена существительные относятся к 3 склонению?
- Усвоение новых знаний.
- Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.
Откройте учебники на стр. 97. Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Первичная проверка понимания.
Выполнение упражнения 170 страница 97
- Первичное закрепление.
Работа в группах.
Группам даны загадки, необходимо их отгадать, записать отгадку на карточку и над словом указать склонение.
- Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка)
- Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный.
Только это кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит нам - … (жираф)
3. Шубка – иголки,
Свернётся он – колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто же это? … (ёж)
4. Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это … (рысь)
5. Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней,
Пышный хвост – её краса,
Это рыжая … (лиса)
6. Кто там, в норке возле дома?
В тёмном уголке укромном?
Нарушает писком тишь
Только серенькая ...(мышь).
- Самостоятельная работа.
Игра «Молчанка».
Учитель поочерёдно показывает карточки, на каждой из них - 4 существительных, одно из которых 3 склонения. Задача детей: прочитав на карточке все 4 слова, найти существительное 3 склонения и записать его в тетрадь.
1 карточка: гусь, баран, лошадь, коза.
2 карточка: лето, осень, зима, весна.
3 карточка: помидор, горох, тыква, фасоль.
4 карточка: тетрадь, линейка, ручка, карандаш.
Проверка.
- Итог урока.
- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).
- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р. с мягкой и твёрдой основой, имеющие в начальной форме нулевое окончание)
- Приведите примеры существительных 3 склонения?
Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока.
Почему в словах по улице и по площади разные окончания?
(существительное улица – 1 склонения, а площадь – 3 склонения)
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение имен существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).
10. Рефлексия.
На доске есть лесенка успеха, сделайте отметку с помощью магнита, на какой ступени вы находитесь по окончании этого урока по знаниям данной темы.
11. Домашнее задание.
Страница 98 упражнение 173, выучить правило на странице 97.
Комментарий к выполнению: найдите упражнение в учебнике, какое задание он нам предлагает выполнить. Прочитайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...