Разработка урока русского языка 2 класс «СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС КТО? и ЧТО?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Гришова Ирина Петро
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
Лужский район
УРОК
по предмету:
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
2 класс
Тема:
«СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС
КТО? и ЧТО?»
Проблемный урок.
УМК «Школа России»
УЧЕБНИК Зеленина Л.М. Русский язык. 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 20014г. С. 7-8
г. Луга – 2014
Тема урока:
- Слова, отвечающие на вопрос КТО? и ЧТО?
Новые знания:
- Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос КТО? Все остальные имена существительные отвечают на вопрос ЧТО?.
Проблема:
- Какие существительные отвечают на вопрос КТО?, а какие – на вопрос ЧТО?
Цели:
- Формировать умение распознавать слова, обозначающие предметы, сравнивать их значения, ставить к ним вопросы; закреплять понятие имя существительное;
- формировать умение распознавать имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? и имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?;
- совершенствовать умение правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными;
- совершенствовать умение правильно оформлять на письме предложения.
- Развивать общеучебные навыки:
- умение объединять предметы по общему признаку;
- умение сравнивать и анализировать результаты сравнения, делать выводы, находить информацию, подтверждающую или опровергающую выводы в учебнике;
- умение выполнять работу, следуя правилу;
- умение работать в паре, оценивать свою работу и работу партнёра, находить ошибки в работе и исправлять их.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка, используя дополнительный материал
Оборудование:
Мультимедийная установка для демонстрации презентации к уроку, карточки для индивидуальной работы, карточки с гласными буквами.
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Примечания |
I. Организация начала урока | - Каждый урок русского языка мы отправляемся с вами в воображаемое путешествие в страну Грамматику. - Кто из вас знает, что такое Грамматика? (Ответы детей) - Грамматика - наука о языке. - Как вы думаете, зачем мы туда отправляемся? (За новыми знаниями) - Итак, отправляемся! | 1 слайд |
II. Каллиграфическая минутка. | - Буквы и предложение написано на доске. Напомнить о правилах соединений букв. | |
III. Актуализация знаний. | - Понять, что мы будем изучать сегодня на уроке, нам помогут слова, написанные на доске и на карточке, которая лежит у вас на парте. Ворона, девочка, капуста, стакан, собака, горох, сорока, тарелка, медведь, мальчик, огурец. - Прочитайте их с доски или со своей карточки. - Что общего между этими словами? (Это словарные слова, эти слова обозначают предметы) - Как мы называем слова, обозначающие предметы? (Имена существительные) - Значит, что мы буде изучать сегодня на уроке? (Имена существительные) | Карточки для инд. работы и слова на карточках на доске. 2 слайд |
IV. Постановка проблемы. | - Посмотрите на эти слова. Как вы думаете, на сколько групп их можно разделить? (2…3…4….) - Почему у вас такие разные мнения? (Мы смотрели на то, что слова обозначают: птицы, звери, дети, посуда, овощи) - Как называются все эти слова? (Имена существительные) - Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные? (Кто? Что?) - Значит, на какие две группы можно разделить эти существительные? (По вопросам) - Какая проблема перед нами возникла? ( А какие существительные отвечают на вопрос кто? и что?) | 3 слайд 4 слайд |
V. Поиск решения проблемы. | - Я предлагаю вам посоветоваться с соседом по парте, ещё раз прочитать слова на карточке, найти ответ на наш вопрос и вместе разделить их на группы КТО? и ЧТО? - Запишите слова в два столбика. | Указать на слайд. |
VI. Проверка, сравнение вариантов. | 1) - Давайте проверим, что у вас получилось. Ворона Капуста Девочка Стакан Собака Тарелка Сорока Огурец Медведь горох Мальчик 2) - Посмотрите на имена существительные первого столбика. Что они обозначают? (Люди, птицы, звери – предметы) - На какой вопрос они отвечают? (Кто?) - Посмотрите на имена существительные второго столбика, что они обозначают? (Овощи, посуда – предметы) - На какой вопрос они отвечают? (Что?) 3) - Попробуйте сделать вывод! Какие имена существительные отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? (Ответы детей) | Дети зачитывают слова, записанные в разные столбики. Заслушать несколько вариантов. Я на доске тоже разделяю карточки со словами в два столбика по ответам детей. Ошибочные варианты (если будут) креплю отдельно. |
VII. Сравнение ответов детей с правилом учебника. | - Грамматика – это наука. А в науке ответы должны быть точными. Проверим нашу версию. Откройте учебники на стр. 8 и прочитайте правило. Слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?, называются в грамматике именами существительными. Существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Все остальные существительные отвечают на вопрос что? - Итак, верным оказался наш вывод? (Да) - Так как отличить существительные, отвечающие на вопрос КТО? от существительных, отвечающих на вопрос ЧТО? Дополнительные знания. - В русском языке существительные, отвечающие на вопрос КТО? называют одушевлёнными, а существительные, отвечающие на вопрос что? – неодушевлёнными. | Учебник стр. 8 Можно хором. Вернуться к ошибочным вариантам (если они были) и правильно распределить слова по столбикам с опорой на правило. 5 слайд 6 слайд |
VIII. Закрепление. | - Наше открытие новых знаний можно будет считать успешным, если вы выполните задание без ошибок, используя новое правило. 1) стр. 7 упр. 8 - Прочитайте слова. - Какие буквы пропущены? (Безударные гласные) - Можно ли их проверить? (Нет) - Как называются эти слова? ( Словарные слова) - А как ещё они называются? (Имена существительные) - Докажите. (Обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? и что?) - Прочитайте задание под словами. (Выписать отдельно слова, которые отвечают на вопрос к т о?, от слов, которые отвечают на вопрос ч т о?) - Это задание вы будете выполнять по вариантам: 1 вариант выписывает им. сущ., отвечающие на вопрос к т о? 2 вариант выписывает им. сущ., отвечающие на вопрос ч т о? - Напомните, ребята, какие существительные отвечают на вопрос к т о?, а какие – на вопрос ч т о? - Проверим. - Если ваш сосед выполнил работу верно, поставьте на полях +. - Встаньте ребята, выполнившие работу верно. -Значит, правило вы запомнили хорошо. 2) - У меня возник вопрос! На какой вопрос будут отвечать слова я, ты, он, мы, Дима, Иван Петрович? ( На вопрос к т о?) - Почему? (Эти слова обозначают людей.) - Что ж, тогда вы без труда справитесь с упражнением 9 на стр. 7. - Прочитайте задание. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. - Прочитайте текст. - Сколько в нём предложений? (Ответы детей) - Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Паузой) - А в письменной? (Знаками препинания) - Прочитайте 1 предложение… 2 предложение… следующее предложение. - Сколько предложений в этом тексте? - Теперь запишите этот текст, правильно расставляя знаки препинания, и выполните задание: существительные, отвечающие на вопрос к т о? подчеркните зелёным карандашом по линейке, а существительные, отвечающие на вопрос ч т о? – синим. Дополнительное задание: В последнем предложении устно найти подлежащее и сказуемое. - Проверим. - Если вы верно выполнили задание, поставьте на полях +. (Проверить дополнительное задание) | Дети показывают пропущенные гласные карточками для обратной связи. 2 ученика выполняют работу у доски за шторкой, я проверяю их работу. Вернуться к 5 слайду. Взаимопроверка. Сначала дети читают про себя. Затем один ученик читает текст целиком. Проверка по 7 слайду или зачитывает ученик. |
IX. Итог. | - С какой проблемой мы сегодня справились? (Какие существительные отвечают на вопрос к т о?, а какие на вопрос ч т о?) - Наш урок подходит к концу, давайте вернёмся к существительным, с которых начался наш урок. - Откройте словарик в конце учебника и найдите ещё слова, которыми можно дополнить эти столбики. (Выслушать ответы детей, с доказательство) - Вы отлично справились с решением проблемы. - Встаньте те ребята, которые заработали + в тетради. Надеюсь, вы не допустили ошибок при записи слов и списывании предложений. (Объявить оценки за урок) | |
X. Домашнее задание. | Стр. 8 – выучить правило; Упр. 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи и ши"
Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.Тема: Правописание слов с сочетаниями жи и ши.Цели: 1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать ...
Методическая разработка урок русского языка «Сложные слова» 3 класс
Урок русского языка«Сложные слова»3 класс...
Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».
Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...
урок русского языка 1класс Слова отвечающие на вопрос КТО? ЧТО?
Учитель: Замостина Людмила ВасильевнаКласс: 1АТема урока: «Слова, отвечающие на вопросы « кто?» ...
Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"
Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...