Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса.
Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.
Методики. Дифференцированное обучение.Технологии: РО, ЛОО, ИТ
Архив содержит:
· Презентацию к уроку.
· Критерии оценок.
· Оценочный лист.
· Тест.
· Разноуровневые карточки для самостоятельной работы.
· Карточки для самопроверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-путешествие "Перенос слов" с мультимедиа | 1.45 МБ |
Презентация к уроку русского языка "Перенос слов" | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС
«ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»
НОМИНАЦИЯ: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМА «ПЕРЕНОС СЛОВ»
(урок-путешествие)
2 КЛАСС
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 92 г. СОЧИ
ШЕВЧЕНКО МАДИНА ЛЕОНИДОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК
2 КЛАСС
ТЕМА « ПЕРЕНОС СЛОВ»
Используемый УМК:
- учебник « Русский язык», 2 класс, ч. 1,2., автор Т.Г. Рамзаева и др., изд-во «Дрофа», 2007г.
- тетрадь для упражнений по русскому языку, 2 класс, автор Т.Г. Рамзаева и др.,
- книга для учителя, 2 класс, автор Т.Г. Рамзаева изд-во «Дрофа», 2007г.
Цель и задачи урока:
- Создать условия для развития умения переносить слова по слогам
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность.
- Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, целеустремленность, коммуникабельность, объективность.
Тип урока: Изучение нового.
Методы. Словесный, наглядный, практический.
Методики. Дифференцированное обучение.
Технологии: РО, ЛОО, ИТ
Оборудование:
- МУЛЬТИМЕДИА ПРОЕКТОР, ЭКРАН, КОМПЬЮТЕР
- Презентация к уроку.
- Критерии оценок.
- Оценочный лист.
- Тест.
- Разноуровневые карточки для самостоятельной работы.
- Карточки для самопроверки.
ХОД УРОКА
I. Мотивационный этап.
1) Организационный момент (Слайд 2)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие к далеким планетам. ( Слайд 3)
- Представьте, что вы все члены разных космических экипажей (по рядам), а я ваш командир. Получено задание, отправить космонавтов на следующие планеты: Меркурий, Уран, Юпитер.
- Чтобы выполнить данное задание, вам необходимо работать дружно, слажено, помогать отстающим.
- УДАЧНОГО ПОЛЁТА ЗА НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ! (слайд 4)
Приготовьте свои бортовые журналы, в которые мы будем записывать свой отчет.
Запишите дату. 12 ноября. Классная работа. ( Слайд 5)
2) Чистописание (слайд 5)
Бортовые журналы готовы, в них записано сегодняшнее число. Теперь необходимо пройти медицинскую комиссию и первое, что проверяет комиссия это умение владеть ручкой, свободно писать. Для этого каждый покажет, как он может изобразить букву и сочетания, которые мы будем писать. Но для этого надо угадать ребусы:
Ответ: Вова, Вера, Валя
- Что обозначают эти слова.
- Назовите орфограмму, объединяющую эти слова.
- Какую букву будем писать? (В)
- Вспомните написание этой буквы. (Слайд 6).
- Запишите букву В с гласными обозначающими твердость согласного
(Ва Во Вы Ву Вэ )
- Название какой планеты начинается с буквы В? (Венера)
- Как пишется название планеты? (С большой буквы). Сколько слогов в слове? (Ответы детей.) Запишите название планеты три раза и поставьте ударение, разделите на слоги.
3.Словарная работа
А у нас на пути планета «словарных слов». (Слайд 7-8)
(Читают хором)
- А вот какие слова ждут нас на этой планете. (Слайд 9)
- Запишите слова в бортовые журналы, поставьте ударение, выделите орфограмму. Разделите вертикальной чертой на слоги.
ФИЗМИНУТКА (Слайд 10)
II. Операционный этап.
Актуализация.
1) Запись предложения под диктовку
- Кто же первым полетел в космос? (Ю.А. Гагарин) (Слайд 11)
Запишем предложение.
Первым в мире космонавтом стал советский человек Юрий Алексеевич Гагарин.
(Все слова не уместились на одну строчку и многие ребята столкнулись с проблемой.)
- Посмотрите, как записал это предложение наш друг Муравьишка
- Если вы скажите, с какой проблемой столкнулись Муравьишка и некоторые ребята, то вы назовете тему урока.
- Кто догадался, какая тема урока? (Перенос слов.) (Слайд 12)
- Если так звучит тема, то какова цель у каждого из вас на уроке?
(Научиться переносить слова).
2) Наблюдение и изучение нового.
2.1.). - Итак, как же ребятам перенести слова, подумайте? Работаем всем экипажем (работа в группах).Экипажи готовы отвечать?
Вывод. 1. Слова переносятся по слогам. ( Слайд 13)
- Значит, слова нужно разделить на слоги.
- Как это сделать?
- Составьте алгоритм деления слов на слоги. Работаем всем экипажем (работа в группах)
- Что получилось? (ответы представителей или командиров экипажей)
Выброс на доску: ( Слайд 14)
- Разделите все слова этого предложения на слоги, используя алгоритм.
Самопроверка. Оценка в оценочном листе по критериям. ( Слайд 15)
2.2). - Мы раздели слова на слоги, значит, так их все и нужно переносить?
- Но почему-то, буквы заплакали, когда мы заговорили об их переносе в таком виде.
- А вот еще и на планете Мультяшек беда – буквы, как и у нас, рыдают. Помогите Мультяшкам найти ошибки. (Слайд 16)
- Буквы плачут, почему? Объясните что к чему? Обсудите в экипажах.
- Кто затрудняется или сомневается, возьмите карточку-помощницу (раздаточный материал на каждую парту), она не даст вам сбиться с верного пути.
Карточка-помощница. 1.Верно ответив на вопросы и посмотрев на перенос слов, пойми, почему плохо буквам. 2. Как переносятся слова? Можно ли разрывать слог при переносе? 3. Слова из одного слога переносятся? Одну букву можно переносить? |
- Итак, почему, буквы заплакали? К какому выводу вы пришли?
Выводы: (Слайд 17)
(По ходу исправляются ошибки в словах, слова записываются в тетрадь)
- Давайте теперь найдем ошибки и в нашем предложении. (Слайд 18)
В каких словах не совпадает
деление слова на слоги и перенос слова? Обсудите в экипажах. 4) . - Молодцы! Вы сами до всего додумались.
- А теперь, все, что вы выяснили, объедините в одно правило. Обсудите в экипажах.
Вывод правила:
- Как переносятся слова?
- Сравните свое правило, с правилом в учебнике С. 61,63
- Что заметили? Есть сходство? Отличие?
- Попробуйте повторить правило по памяти. Работаем в парах.
3.) Закрепление
- Теперь, нужно научиться эти правила применять.
Но сначала разминка для глаз. (Слайд 19-22)
Зарядились. Двигаемся дальше к новым знаниям.
3.1.). Словарная работа.
И вновь, у нас на пути планета «словарных слов».
- В чем космонавты отправляются в полет? (в специальной одежде – скафандр)
- Понаблюдаем за словом одежда. (Слайд 23)
- Запишите в бортовые журналы эти слова, разделяя их для переноса.
Самопроверка со слайда. Оценивание по критериям в оценочном листе.
3.2.) - Что нам нужно в космосе?
- Какие человеческие отношения?
- А в жизни вашего класса такие отношения нужны?
А еще: Дружба, забота, внимание, хлеб, еда, соль. (Слайд 24)
Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы можно их разделить.
- Разделите на группы слова, запишите:
1 – те, слова, которые можно переносить. Разделите их для переноса.
2 – те, слова, которые нельзя переносить.
Самопроверка (Слайд 25) Оценивание по критериям в оценочном листе.
Вывод: Что нужно было знать, чтобы выполнить это задание?
ФИЗМИНУТКА (Слайд 26)
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Повернулись вправо – раз
Влево – два
Раз – нагнуться, два – нагнуться
Три – присесть.
– А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
3. 3) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам. (Слайд 27)
Выбери сам подходящий тебе уровень сложности задания и выполни его прямо в карточке. (Карточки - Приложение 3)
1. Уровень.
Раздели слова для переноса по образцу: со-ро-ка.
Береза, мороз, стол, хорошо, учит.
2. Уровень.
Найди в каждой строчке лишнее слово.
Заяц, медведь, лев.
Юла, мяч, кубик.
3. Уровень
Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Запиши, раздели. Придумай свои два примера.
Дом - _____, клён - ____, …
Самопроверка по образцу. Оценивание по критериям.
Выводы.
- Какие уровни выбрали?
- У кого 5,4,3, -? Почему?
- Какие знания и умения понадобились?
III. Контрольно-оценочный этап.
Тест. ( Приложение 2)
1. Как переносятся слова?
а) по слогам
б) как поместятся
2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?
а) да;
б) нет
3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?
а) да;
б) нет
4. можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?
а) да;
б) нет
Ключ: 1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – б.
Оценивание по критериям. (Слайд 28)
(Конец полета) - (Слайд 29-30)
У. Завершаем наш полет
И готовим звездолет
К возвращению на Землю.
И хоть мы не все приемлем,
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!
Выводы:
Посмотрите на свой лист оценок. (Оценочная карта - Приложение 3)
Если у вас “5” больше, чем других оценок, то вы отлично добрались сегодня до вершины знаний.
Если у вас “4” больше, чем других оценок, то вы на середине пути к вершине, еще немного надо потрудиться
Если у вас “3” больше, чем других оценок, не расстраивайтесь, обязательно справитесь, ведь вы на верном пути, стараетесь, а значит, доберетесь до вершины обязательно.
IV. Рефлексия.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Где затруднялись?
- Что понравилось?
- Как вы думаете, все ли случаи деления слов для переноса мы рассмотрели?
- Значит, вы еще отправитесь к вершинам знаний. Хотите?
Свои работы после урока сдадите. Все проверим и выставим оценки.
- Оцените свое настроение
Домашнее задание на выбор. (Слайд 31)
1. Стр. 61-63 правило, стр. 34, упр. 112
2. Стр. 61-63 правило.Придумать и записать 5 слов, которые нельзя перенести.
3. Придумать предложение со словами, где все слова не переносятся. Записать.
Дополнительно.
- Вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями.
Хорошее дело, часто заканчивают песней или стихи на ум приходят.
Попробуйте сочинить стихотворение – двустишье к нашему уроку.
Зарифмованы уже последние строчки, вам нужно сочинить только их начало. (Слайд 32)
1). | --------------- вопрос | 2). | ---------------- с переносом |
--------------- перенос. | ---------------- с носом. |
(Слайд 33) Прозвенел опять звонок и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберитесь.
Это нужно детворе для здоровья, при игре.
Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАРТОЧКИ
1. Уровень.
Раздели слова для переноса по образцу: шко-ла
Береза, мороз, стол, хорошо, учит.
_________________________________________________
_________________________________________________
2. Уровень.
Найди в каждой строчке лишнее слово.
Заяц, медведь, лев.
Юла, мяч, кубик.
3. Уровень
Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса. Запиши, раздели. Придумай свои два примера.
Дом - __________, клён - __________, …
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ
Ф.И.________________________________________________
1. Как переносятся слова?
а) по слогам
б) как поместятся
2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?
а) да;
б) нет
3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?
а) да;
б) нет
4. можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?
а) да;
б) нет
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки .
Меркурий Уран Юпитер 1 ряд СОНЯ 2 ряд ВИКА 3 ряд ИЛЬЯ
удачного полета за новыми знаниями!
12 ноября. Классная работа. Вова Валя Вера
В е нера
В космос я лечу, лечу – Словарные слова учу!
Чтобы космонавтом стать, Чтобы космос покорять – Надо очень много знать! Словарная работа
Косм о с, к о см о навт, к о смич е ский, к о см о дром.
Физкультминутка Мы руками хлоп-хлоп, Мы ногами топ-топ, Мы плечами чик-чик, Мы глазами миг-миг, Раз туда, два сюда, Повернись вокруг себя, Влево, вправо наклонись И тихонечко садись.
Первым в мире космонавтом стал со- ветский человек Юрий Алексеевич Гага-рин.
Тема: «Перенос слов» Цель: - Научиться переносить слова
Вывод . 1. Слова переносятся по слогам.
Алгоритм деления слов на слоги 1. Посчитай гласные. 2. Отхлопай слоги. 3. Разделяй вертикальной чертой на слоги
Пер | вым в ми | ре кос | мо | нав | том стал со | вет | ский че | ло | век Ю | рий А | лек | се | е | вич Га | га | рин. ПРОВЕРЬ!
ПЛАНЕТА МУЛЬТЯШЕК Уче-ник, сон, шко-ла, дев-очка, сест- ра, ше-я,шар-ик, И-ри-на .
Выводы: - Слог разрывать нельзя. - Слова из одного слога не переносятся. - Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке . - Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать .
Пер | вым в ми | ре кос | мо | нав | том стал со | вет | ский че | ло | век Ю | рий А | лек | се | е | вич Га | га | рин.
Зарядка для глаз
Зарядка для глаз
Зарядка для глаз
Зарядка для глаз
о дежда Это слово пришло к нам из старо-славянского языка, но звучало оно как «одёжа». То, что мы надеваем, и есть одёжа, или на современном языке, одежда. НАДЕТЬ, О ДЕТЬ, О ДЕЖДА. НА-ДЕТЬ, О ДЕТЬ, О ДЕЖ-ДА.
дружба забота внимание еда соль хлеб
друж-ба за-бо-та вни-ма-ние еда соль хлеб
Физкультминутка Не зевай по сторонам, Ты сегодня – космонавт! Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким. Повернулись вправо – раз Влево – два Раз – нагнуться , два – нагнуться Три – присесть. - А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете.
Меркурий Венера Уран Нептун Сатурн Плутон Земля Юпитер Марс Луна Самостоятельная работа
Проверь тест! 1 – а 2 – б 3 – б 4 - б
Завершаем наш полет И готовим звездолет К возвращению на Землю. И хоть мы не все приемлем, Наступает миг – пора! Наконец вся детвора Из полета возвратилась И на Землю приземлилась!
С возвращением домой !
Домашнее задание 1. Стр. 61-63 правило, упр. 112 2. Стр. 61-63 правило. Придумать и записать 5 слов, которые нельзя перенести. 3. Стр. 61-63 правило. Придумать предложение со словами, где все слова не переносятся. Записать.
СОЧИНЯЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ-ДВУСТИШЬЕ 1).--------------- вопрос ---------------- перенос. 2). -------------------с переносом -------------------- с носом.
Прозвенел опять звонок и закончился урок! Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите. Это нужно детворе для здоровья, при игре. Спасибо за урок! Прозвенел опять звонок и закончился урок! Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберитесь. Это нужно детворе для здоровья,при игре. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)
Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....
Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение» включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...