Рабочая программа к учебному курсу «Письмо и развитие речи» 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_i_razvitie_rechi.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
к учебному курсу «Письмо и развитие речи»
учителя начальных классов
Тояровой Екатерины Васильевны
на 2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2012
Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 165 часов из расчета 5 часов в неделю. Основной формой организации процесса обучения письму и развитию речи является урок.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
- Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
- Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
- Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
- Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
- Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
- Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие фонетико-фонематических представлений;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- развитие речи, владение техникой речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
- алфавит.
Содержание программы
Повторение материала
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Составление предложения по вопросам, по картинке, из слов, данных вразбивку. Выделение предложений из речи текста.
Звуки и буквы
Сравнение пар слов. Алфавит. Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Гласные буквы в начале слов и после гласных. Ударные и безударные гласные. Перенос слов. Ударение. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные, и их различия. Мягкий знак в середине и на конце слова. Шипящие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные согласные. Звонкие и глухие согласные на конце слов. Разделительный твердый и мягкий знаки.
Слово
Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных. Слова, обозначающие действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование слов, обозначающих предметы со словами, обозначающими действия и признаки предметов. Предлоги.
Предложение
Построение простого предложения. Составление предложения на заданную тему. Дополнение предложений. Работа с деформированным текстом.
Повторение
Составление предложений. Сочетание гласных с шипящими. Правописание имен собственных. Алфавит. Мягкие и твердые согласные. Парные, звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Повторение | 10 |
2 | Звуки и буквы | 92 |
3 | Слово | 35 |
4 | Предложение | 10 |
5 | Повторение | 19 |
6 | Резервные часы. |
1 четверть (35 часов).
Тема: Предложение (повторение).
Цели:
- Формирование представлений о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
- Развивать умения выделять в предложении главные члены, как его смысловую и грамматическую основу, правильно выделять предложения в структуре текста и оформлять на письме;
- Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание и списывании, развитие моторики мелких мышц рыки;
- Воспитание учебной мотивации, аккуратности при выполнении письменных работ.
№ | Тема | Повторение | Коррекционная работа | Словарная работа | Диагностика результатов обучения | ||
1 | Выделение предложения из речи и его графическое изображение. Количество слов в предложении. | Употребление простого предложения. | Коррекция и развитие письменной и устной речи. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
2 | Большая буква в начале предложения. | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
3 | Первое слово в предложение. Завершение начатого предложения. | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | Коррекция и развитие мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение упр.10 стр.6 | ||
4 | Работа с деформированным предложением. | Составление схем к предложениям. | Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам. | ||
5 | Составление предложений из данных слов. | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | Коррекция и развитие над правильным произношением. | Огород | Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам. | ||
6 | Деление сплошного текста на предложения. | Правила записи предложения. | Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук. | Овощи | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
7 | Составление предложений по вопросам. | Правила записи предложения. | Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в списывание с доски. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. | ||
8 | Составление предложений по картинкам. | Правила записи предложения. Составление предложений по схемам. | Коррекция и развитие речи, процессов анализа и синтеза. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам. | ||
9 | Контрольный диктант. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | Контрольные задания. | |||
10 | Работа над ошибками. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Тема: Звуки и буквы.
Цели:
- Продолжать учить различать гласные и согласные звуки;
- Развивать умения проводить звуковой анализ слова, умения устанавливать последовательность звуков в слове;
- Коррекция и развитие памяти, устной и письменной речи на основе упражнений в запоминание и воспроизведение;
- Воспитывать положительные качества в процессе работы.
1 | Звуки и буквы. Количество звуков и букв в словах. | Различие звуков и букв. | Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
2 | Различие гласных и согласных звуков и букв в словах. | Определение количества звуков и букв в словах. | Коррекция и развитие устной и письменной речи. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 | Различие гласных и согласных звуков и букв в словах. | Правила записи предложения. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Корзина | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
4 | Сходные и различные по написанию слова. | Составление предложений из группы слов. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
5 | Сходные и различные по написанию слова. | Определение количества звуков и букв в словах. | Коррекция и развитие устной и письменной речи. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
6 | Контрольное списывание с учебника. | Коррекция памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания на стр.24 |
Тема: Алфавит.
Цели:
- Знакомство с алфавитом и его ролью в жизни людей;
- Формирования умения пользоваться алфавитом;
- Коррекция и развития памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, зрительного восприятия и мелкой моторики рук;
- Воспитание навыков учебной деятельности.
1 | Порядок букв в алфавите. Название букв. | Определение количества звуков и букв в словах. | Коррекция и развития памяти. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
2 | Запись слов в алфавитном порядке. | Выделение предложений из речи и текста. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 | Запись слов в алфавитном порядке. | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
4 | Контрольное списывание. | Коррекция памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания на стр.33 |
Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.
Цели:
- Уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков;
- Развивать умения наблюдать за произношением слов и проводить звуковой анализ;
- Формировать умения записывать слова, диктуя их себе по слогам;
- Коррекция и развитие слухового внимания, зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, мелкой моторики рук;
- Воспитывать трудолюбие, организованность, настойчивость, аккуратность.
1 | Гласные звуки и буквы. | Повторение алфавита. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания на стр.32 упр.4 |
2 | Согласные звуки и буквы. | Гласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания на стр.33 упр.9 |
3 | Упражнения в распознавании гласных и согласных звуков и букв. | Согласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Неделя | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
4 | Упражнения в распознавании гласных и согласных звуков и букв. | Гласные и согласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
5 | Гласная И. | Гласные и согласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
6 | Гласные Е – Ё. | Гласная И. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
7 | Гласные Ю - Я. | Гласные Е – Ё. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Яблоко | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
8 | Гласная Э. | Гласные Ю - Я. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
9 | Контрольный диктант. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | Контрольные задания. | |
10 | Работа над ошибками. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Тема: Ударение в слове.
Цели:
- Развивать и формировать умения, навыки правильно выделять голосом ударный гласный, ставить ударение.
- Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мышления на основе упражнений в установление логических связей, мелкой моторики рук.
- Воспитывать умение работать в группе, вслушиваться в задания.
1 | Ударение в словах. Знак ударения. | Запись слов в алфавитном порядке. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
2 | Гласные ударные и безударные. | Гласные и согласные звуки и буквы. | Коррекция и развитие внимания на основе упражнений в установление логических связей. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 | Гласные ударные и безударные. | Деление слов на слоги. | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в установление логических связей. | Одежда | Самостоятельное выполнение задания на стр.52 упр.20 |
4 | Гласные ударные и безударные. | Определение количества букв и звуков в словах. | Коррекция и развитие письменной речи на основе упражнений в списывание с доски, моторики мелких мышц. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
5 | Контрольное списывание. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | Контрольные задания. |
2 четверть (35 часов).
Тема: Слог как часть слова.
Цели:
- Уточнение представлений о слоге как части слова;
- Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков;
- Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мышления на основе упражнений в установление логических связей, моторики мелких мышц;
- Воспитание мотивации к учению, аккуратности при работе в тетрадях.
1 | Деление слов на слоги. | Определение количества букв и звуков в словах. | Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
2 | Слогообразующая роль гласных. | Гласные ударные и безударные. | Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания на стр.57 упр.8 |
3 | Деление двусложных и трёхсложных слов на слоги. | Гласные ударные и безударные. | Коррекция и развитие внимания, мышления на основе упражнений в установление логических связей. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
4 | Деление двусложных и трёхсложных слов на слоги. | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие внимания, мышления на основе упражнений в установление логических связей. | Месяц | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
5 | Закрепление изученного. | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие внимания, моторики мелких мышц. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания на стр.61 упр.18 |
6 | Диктант. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | Контрольные задания. | |
7 | Работа над ошибками. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Тема: Перенос слов при письме.
Цели:
- Познакомить учащихся с правилом переноса слов по слогам; формировать умение переносить слова с учётом особенностей слогов; совершенствовать умения делить слова на слоги.
- Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений анализе и синтезе, расширение словаря, моторики мелких мышц.
- Воспитание эмоциональной адекватности поведения.
1 | Перенос слов по слогам. | Слог как часть слова. | Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений анализе и синтезе. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
2 | Перенос слов по слогам. | Слог как часть слова. | Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе упражнений анализе и синтезе, моторики мелких мышц. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 | Закрепление изученного материала. | Слог как часть слова. | Коррекция и развитие памяти, моторики мелких мышц. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
4 | Контрольное списывание. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. |
Тема: Твёрдые и мягкие согласные.
Цели:
- Обобщить знания учащихся о мягкости и твёрдости согласных звуков на письме последующими гласными буквами.
- Совершенствовать умения различать мягкие и твёрдые согласные звуки и буквы.
- Коррекция и развитие слухового внимания, логического мышления, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, моторики мелких мышц.
- Воспитывать аккуратность при выполнение работ в тетрадях.
1 | Твёрдые и мягкие согласные. | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие слухового внимания, логического мышления. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
2 | Обозначение мягкости и твердости, согласных гласными. | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, моторики мелких мышц. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 | Обозначение мягкости и твердости, согласных гласными. | Гласные ударные и безударные. | Коррекция и развитие логического мышления, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Посуда | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
4 | Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными. | Правила записи предложения. | Коррекция и развитие слухового внимания моторики мелких мышц. | Тарелка | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
5 | Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными. | Деление слов на слоги. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, моторики мелких мышц. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам. |
6 | Диктант. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | Контрольные задания. | |
7 | Работа над ошибками. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Тема: Мягкий знак на конце и в середине слова.
Цели:
- Развивать умения обозначать мягкость согласного звука мягким знаком, употреблять в письменной речи слова с мягким знаком;
- Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение, письменной и устной речи, моторики мелких мышц;
- Воспитание эмоциональной адекватности поведения.
1 | Мягкий знак на конце слова. | Твёрдые и мягкие согласные. | Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
2 | Мягкий знак на конце слова. | Правила записи предложения. | Коррекция и развитие, письменной и устной речи, моторики мелких мышц. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
3 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение. | Картофель | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
4 | Мягкий знак как показатель мягкости согласных в конце и в середине слова. | Деление слов на слоги. | Коррекция и развитие, письменной и устной речи, моторики мелких мышц. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
5 | Упражнения в написание слов с Ь знаком на конце и в середине слова. | Гласные ударные и безударные. | Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение. | Ранец Портфель | Самостоятельное выполнение задания на стр.86 упр.21 |
6 | Упражнения в написание слов с Ь знаком на конце и в середине слова. | Твёрдые и мягкие согласные. | Коррекция и развитие памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение, письменной и устной речи, моторики мелких мышц. | Мебель | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
7 | Диктант. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | Контрольные задания. | |
8 | Работа над ошибками. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Тема: Гласные после шипящих.
Цели:
- Формировать умения писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу; закреплять умения писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу; развивать орфографическую зоркость;
- Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, памяти на основе припоминания раннее услышанного, мышления на основе упражнений в установление логических связей, мелкой моторики рук;
- Воспитывать положительные качества в процессе работы.
1 | Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. | Ь знак на конце и в середине слова. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, памяти на основе припоминания раннее услышанного. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
2 | Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ. | Повторение изученных правил. | Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в установление логических связей, мелкой моторики рук. | Картина | Самостоятельное выполнение задания на стр.90упр.5 |
3 | Слова с сочетаниями ЧА-ЩА. | Повторение изученных правил. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, памяти на основе припоминания раннее услышанного. | Товарищ | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
4 | Слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ. | Повторение изученных правил. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, памяти на основе припоминания раннее услышанного. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
5 | Закрепление изученных правил. | Повторение изученных правил. | Коррекция и развитие памяти на основе припоминания раннее услышанного. | Родина | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
6 | Закрепление изученных правил. | Повторение изученных правил. | Коррекция и развитие мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам. |
7 | Закрепление изученного материала. | Повторение изученных правил. | Коррекция и развитие памяти на основе припоминания раннее услышанного. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
8 | Контрольный диктант. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | Контрольные задания. | |
9 | Работа над ошибками. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 четверть (50часов)
Тема: Парные звонкие и глухие согласные. Звонкие глухие согласные на конце слова.
Цели:
- Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные; развивать умения анализировать звуковой состав слова;
- Познакомить учащихся с особенностями проверяемых и проверочных слов; развивать умения сопоставлять произношение и написание слов;
- Формировать умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемой орфограммы;
- Коррекция и развитие письменной и устной речи, фонематического слуха, внимания, мышления на основе упражнений в сравнение;
- Воспитание эмоциональной адекватности поведения.
1 | Звонкие и глухие согласные П-Б. | Коррекция и развитие письменной и устной речи. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
2 | Звонкие и глухие согласные Ф-В. | Звонкие и глухие согласные П-Б. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
3 | Звонкие и глухие согласные С-З. | Звонкие и глухие согласные Ф-В. | Коррекция и развитие мелкой моторики рук. | Класс | Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам. |
4 | Звонкие и глухие согласные Ш-Ж. | Звонкие и глухие согласные С-З. | Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание. | Дневник | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
5 | Различие парных согласных. | Звонкие и глухие согласные Ш-Ж. | Коррекция и развитие над правильным произношением. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
6 | Контрольный диктант. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | Контрольные задания. | |
7 | Работа над ошибками. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
8 | Звонкие и глухие согласные на конце слова. | Парные звонкие и глухие согласные. | Коррекция и развитие речи, процессов анализа и синтеза. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
9 | Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласной. | Парные звонкие и глухие согласные. | Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
10 | Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласной. | Звонкие и глухие согласные. | Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в списывание с доски. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
11 | Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласной. | Гласные и согласные буквы. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. |
12 | Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными в середине слова. | Гласные ударные и безударные. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Завод | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
13 | Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными в середине слова. | Твёрдые и мягкие согласные. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Рассказ | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
14 | Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными в середине слова. | Правила записи предложения. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
15 | Написание слов с глухими и звонкими согласными. | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Город | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
16 | Написание слов с глухими и звонкими согласными. | Деление слов на слоги. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. |
17 | Написание слов с глухими и звонкими согласными. | Твёрдые и мягкие согласные. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Праздник | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
18 | Тренировочные упражнения по написанию слов с глухими и звонкими согласными. | Повторение изученных правил. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. |
19 | Обобщение и закрепление пройденной темы. | ||||
20 | Контрольный диктант. | Закрепление изученных правил. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | Контрольные задания. |
21 | Работа над ошибками. | Закрепление изученных правил. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Тема: Разделительный мягкий знак ( ь ).
Цели:
- Формировать представления о разделительном мягком знаке; развивать умение употреблять в письменной и устной речи слоги и слова с разделительным мягким знаком;
- Развивать внимание, память, орфографическую зоркость;
- Воспитывать интерес к предмету.
1 | Наблюдение над произношением гласных и согласных в слогах и словах с разделительным Ь знаком. | Повторение изученных правил. | Коррекция и развитие памяти, речи, внимания, орфографической зоркости. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
2 | Упражнения в написание слов с разделительным Ь знаком. | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | Коррекция и развитие памяти, орфографической зоркости. | Сапоги | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
3 | Упражнения в написание слов с разделительным Ь знаком. | Составление схем к предложениям. | Коррекция и развитие внимания, развивать умение видеть орфограммы в словах. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам. |
4 | Изменение слов по образцу (муравей – муравьи). | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей. | Погода | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
5 | Упражнение в написание слов с разделительным Ь знаком. | Правила записи предложения. | Коррекция и развитие логического мышления, связной речи. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
6 | Перенос слов с разделительным Ь знаком. | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие речи, навыка каллиграфического письма. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. |
7 | Перенос слов с разделительным Ь знаком. | Деление слов на слоги. | Коррекция и развитие памяти, устной и письменной речи, мелкой моторики руки. | Валенки | Самостоятельное выполнение задания с учебника. |
8 | Упражнение в написание слов с разделительным Ь знаком. | Гласные ударные и безударные. | Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. |
9 | Упражнение в написание слов с разделительным Ь знаком. | Твёрдые и мягкие согласные. | Коррекция и развитие над правильным произношением. | Газета | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
10 | Контрольный диктант. | Закрепление изученных правил. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | Контрольные задания. |
11 | Работа над ошибками. | Повторение изученных правил. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Тема: Слово.
Цели:
- Формировать умения различать предмет и слово как его название, умения соотносить вопросы: кто? что? с названием предмета;
- Развивать умения писать названия стран, деревень, городов, сел, рек, улиц с большой буквы;
- Ознакомление со словами, отвечающими на вопрос, что делает? обозначающими действие предмета; развитие умения сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение;
- Развитие умения распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предмета;
- Формирование представлений о предлоге как слове и его роли в речи, умение писать предлоги раздельно с другими словами;
- Развивать память, внимания, речь, мышление; формировать навыки и привычки осмыслено воспринимать материал;
- Воспитывать умения слушать учителя и соучеников; прививать любовь к русскому языку.
1 | Слова, отвечающие на вопрос что? | Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. | Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
2 | Слова, отвечающие на вопрос кто? | Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Язык | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
3 | Постановка вопроса к обобщающим словам. | Деление слов на слоги. | Коррекция и развитие внимания, мышления на основе упражнений в установление логических связей. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
4 | Предметы один – много, постановка к данным словам. | Слова, отвечающие на вопрос что? | Коррекция и развитие внимания, мышления на основе упражнений в установление логических связей. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. |
5 | Изменение слов по вопросам (падежи). | Слова, отвечающие на вопрос кто? | Коррекция и развитие внимания, моторики мелких мышц. | Комната | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
6 | Изменение слов по вопросам (падежи). | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | Коррекция и развитие словообразовательной функции речи, моторики мелких мышц. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
7 | Изменение слов по вопросам (падежи). | Составление схем к предложениям. | Коррекция и развитие словообразовательной функции речи, моторики мелких мышц. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. |
8 | Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | Большая буква в начале предложения, точка в конце. Слова обозначающие предмет. | Коррекция и развитие мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
9 | Большая буква в кличках животных. | Составление схем к предложениям. Слова обозначающие предмет. | Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание. | Медведь | Самостоятельное выполнение задания с учебника. |
10 | Большая буква в названиях городов, сел, улиц, рек. | Правила записи предложения. Слова обозначающие предмет. | Коррекция и развитие над правильным произношением. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. |
11 | Контрольный диктант. | Закрепление изученных правил. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | |
12 | Работа над ошибками. | Повторение изученных правил. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Тема: Названия действия.
1 | Слова, обозначающие действие предмета. Постановка вопроса. | Слова обозначающие предмет. | Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
2 | Изменение действий по образцу (рисую, рисовал, буду рисовать). | Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. | Коррекция и развитие устной и письменной речи. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
3 | Знакомство с вопросами что сделал? что сделает? | Звукобуквенный анализ слов. Составление предложений по схемам. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
4 | Распознавание слов обозначающих предмет и действие предмета. | Деление слов на слоги. Составление предложений по схемам. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
5 | Распознавание слов обозначающих предмет и действие предмета. | Слова, обозначающие предмет, действие предмета. Правила записи предложения. Составление схем к предложению. | Коррекция памяти, мелкой моторики рук. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
6 | Слова, обозначающие признаки предмета. | Слова обозначающие предмет. | Коррекция и развитие памяти, речи, внимания, орфографической зоркости. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
4 четверть
Тема: Названия признаков.
1 | Постановка вопросов к словам обозначающим признаки предметов. | Ударение в словах. Гласные ударные и безударные. | Коррекция и развитие памяти, орфографической зоркости. | Самостоятельное выполнение задания с доски. | |
2 | Подбор признаков к предмету. | Звукобуквенный анализ слов. Составление предложений по схемам. | Коррекция и развитие внимания, развивать умение видеть орфограммы в словах. | Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам. | |
3 | Определение предмета по признакам. | Деление слов на слоги. Составление предложений по схемам. | Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей. | Самостоятельное выполнение задания с доски. | |
4 | Составление предложений по схеме. Выделение предмета, действия, признака. | Слова, обозначающие предмет, действие предмета. Правила записи предложения. Составление схем к предложению. | Коррекция и развитие логического мышления, связной речи. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
5 | Составление предложений по схеме. Выделение предмета, действия, признака. | Слова, обозначающие предмет, действие предмета. Правила записи предложения. Составление схем к предложению. | Коррекция и развитие речи, навыка каллиграфического письма. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
6 | Составление предложений по схеме. Выделение предмета, действия, признака. | Слова, обозначающие предмет, действие предмета. Правила записи предложения. Составление схем к предложению. | Коррекция и развитие памяти, устной и письменной речи, мелкой моторики руки. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
7 | Контрольный диктант. | Закрепление изученных правил. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | |
8 | Работа над ошибками. | Повторение изученных правил. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Тема: Предлоги.
1 | Предлог, как отдельное слово. | Правила записи предложения. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
2 | Нахождение предлогов в предложении. | Предлог, как отдельное слово. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
3 | Нахождение предлогов в предложении. | Нахождение предлогов в предложении. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
4 | Нахождение предлогов в предложении. | Нахождение предлогов в предложении. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
5 | Составление предложений с предлогами. | Нахождение предлогов в предложении. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
6 | Составление предложений с предлогами. | Составление предложений с предлогами. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
7 | Составление предложений с предлогами. | Составление предложений с предлогами. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Самостоятельное выполнение задания с доски. | |
8 | Контрольная работа. | Закрепление изученных правил. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | |
9 | Работа над ошибками. | Повторение изученных правил. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Тема: Предложение
Цели:
- формировать представление о предложении как единицы речи, выражающей законченную мысль, навыки выразительного произношения;
- Систематизировать знания о предложении;
- Развивать внимание, речь, память, орфографическую зоркость, расширять кругозор, прививать любовь к родному языку.
1 | Предложение. Составление и выделение предложений из речи и текста. | Правила записи предложения. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Самостоятельное выполнение задания на стр.32 упр.4 | |
2 | Составление и выделение предложений из речи и текста. | Предложение. Составление и выделение предложений из речи и текста. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Самостоятельное выполнение задания на стр.33 упр.9 | |
3 | Составление и выделение предложений из речи и текста. Изменение слов по замыслу. | Составление и выделение предложений из речи и текста. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
4 | Закончи предложение. | Составление и выделение предложений из речи и текста. Изменение слов по замыслу. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Самостоятельное выполнение задания с доски. | |
5 | Построение предложений из данных в разбивку слов. | Закончи предложение. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
6 | Построение предложений из данных в разбивку слов. | Построение предложений из данных в разбивку слов. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
7 | Деление текста на предложения. | Построение предложений из данных в разбивку слов. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
8 | Построение предложений по данным схемам и вопросам. | Расчленение сплошного текста на отдельные предложения. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
9 | Контрольный диктант. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Повторение ранее изученных слов. | Контрольные задания. | |
10 | Работа над ошибками. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. |
Тема: Повторение.
Цели:
- повторить изученный материал за год;
- Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, речь, зрительную и слуховую память;
- Воспитывать интерес к предмету.
1 | Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ слов. | Коррекция и развитие письменной и устной речи. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
2 | Слог как часть слова. Ударные и безударные звуки. | Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия. | Самостоятельное выполнение задания с доски. | ||
3 | Твердые и мягкие согласные. Перенос слов. | Коррекция и развитие мелкой моторики рук. | Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам. | ||
4 | Твердые и мягкие согласные. Перенос слов. | Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание. | Самостоятельное выполнение задания с доски. | ||
5 | Звонкие и глухие согласные в словах. | Коррекция и развитие над правильным произношением. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
6 | Звонкие и глухие согласные в словах. | Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно. | Контрольные задания. | ||
7 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | Развитие умения анализировать и делать выводы. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
8 | Мягкий знак на конце и в середине слова. | Коррекция и развитие речи, процессов анализа и синтеза. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
9 | Разделительный мягкий знак. Перенос слов. | Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | ||
10 | Разделительный мягкий знак. Перенос слов. | Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в списывание с доски. | Самостоятельное выполнение задания с доски. | ||
11 | Контрольный диктант. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
12 | Работа над ошибками. | Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
13 | Слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
14 | Слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. | Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе. | Повторение ранее изученных слов. | Ответы на вопросы при подведение итога урока. | |
15 | Слова, обозначающие предмет, действие и признак. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. | |
16 | Слова, обозначающие предмет, действие и признак. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
17 | Закрепление пройденного материала за год. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с доски. | |
18 | Закрепление пройденного материала за год. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. | Самостоятельное выполнение задания с учебника. | |
19 | Закрепление пройденного материала за год. | Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук. | Повторение ранее изученных слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение"в 3 классе по программе "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению разработана из расчёта 4 часов в неделю. 3ч.+1ч. вн.чт....
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи". 2 класс.
Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи. 2 класс. Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Учебник Иль...
Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.
Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...
Рабочая программа и КТП по письму и развитию речи. 2 класс.
Содержание рабочей программы и КТП по письму и развитию речи для 2 класса. Коррекционная школа 8 вида....
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" 4 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" составлена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 3 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразователь...