Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Программа включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.
2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным темам.
3.Требования к знаниям и умениям учащихся во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по письму и развитию речи. 2 класс. Школа VIII вида | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа по письму и развитию речи
2 класс.
Программу составила Медведева С.В., учитель начальных классов.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по письму и развитию речи для 2 класса разработана на основе:
1. Закона РФ “Об образовании» от 29.12.2012 N 273
2. Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 N 861 (ред. от 04.09.2012) "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях"
3.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.02г. № 29/2065 “Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
5.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Русский (родной) язык». М.: «Просвещение», 2010 г.
7 Учебного плана муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида».
8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" 9.Писем департамента образования и науки Кемеровской области: - от 12.08.1999 г. № 2325/03 «Об изучении регионального компонента содержания образования в рамках общеобразовательных предметов».
10.Санитарных правил от 06.03.1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии».
Структура документа.
Программа включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.
2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным темам.
3.Требования к знаниям и умениям учащихся во 2 классе.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Цель предмета:
- выработка у детей навыков грамотного письма;
- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;
- социальная адаптация и реабилитация.
Обучение письму способствует решению следующих задач:
- дать учащимся начальные знания по грамматике;
- познакомить учащихся со словами, обозначающими названия предметов, названия действий;
- формировать умение выделять предложение из речи, текста;
- познакомить с построением простого предложения;
- формировать навыки устной и письменной речи;
- воспитание интереса к родному языку;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпеливость и усидчивость.
Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основной формой организации процесса обучения развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлимой частью почти каждого урока является звуко-буквенный анализ слов, словарная работа. Обязательным требованием к каждому уроку является организация самостоятельной работы, работа над ошибками, проверка домашних заданий. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно выполняют более облегченные задания. Не говорящие дети, прослушав объяснение учителя, выполняют практические работы. Дети с ДЦП овладевают элементарными графическими навыками.
Осуществляется повседневный и текущий контроль.
Ведущие приемы и методы обучения письму: беседа, работа с учебником, упражнения, практическая работа. Наряду с данными методами и приемами используются следующие : наблюдение, демонстрация, сравнение, обобщение, иллюстрация, самостоятельная работа и др.
Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов,
занимательных упражнений необходимо для побуждения у учащихся интереса к письму и развитию речи.
Учебно-тематический план.
(170 часов, 5 часов в неделю)
№ | Тема | Количество часов | Самостоятельные работы |
1 | Повторение. | 13 | 1 |
2 | Звуки и буквы. | 13 | 1 |
3 | Слог. | 12 | 1 |
4 | Парные звонкие и глухие согласные. | 14 | 1 |
5 | Шипящие и свистящие согласные. | 6 | 1 |
6 | Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога. | 10 | 1 |
7 | Твердые и мягкие согласные. | 13 | 2 |
8 | Мягкий знак на конце слова. | 9 | 1 |
9 | Слово. Названия предметов. | 27 | 2 |
10 | Названия действий. | 12 | 2 |
11 | Предлоги. | 4 | 1 |
12 | Слова с непроверяемыми гласными. | 4 | 1 |
13 | Предложение. | 19 | 4 |
14 | Повторение. | 14 | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв.
Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных.
Составление предложений из двух-трех слов.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах.
Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, с, ю, я в начале слова и после
гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно- сходные (р — л),свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении.
Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении
Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
СЛОВО
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама-рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул— спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан— кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?
группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с).
Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Совершенствование техники письма.
Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.
Выполнение с помощью учителя письменных упражнении по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов по слогам
Проверка слов путем орфографического проговаривания
Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, аписание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.
Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.
Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.
Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов - подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.
Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Повторение пройденного за год.
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия ,по предметным и сюжетным картинкам на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий
Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).
Список слов,
правописание которых учащиеся должны усвоить:
Барабан, береза, ветер, воробей, ворона, горох, дежурный, заяц, здесь, капуста, карандаш, коньки, корова, лопата, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец,
орех, отец, пальто, пенал, помидор, рабочий, ребята, сахар, собака, стакан, тарелка, тетрадь, теперь, топор, улица, учитель.
Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения.
1-й уровень. Обучающиеся наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
2-й уровень. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.
Предполагаемые конечные результаты.
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
• дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л]. свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции); определять значение слов, соотнося их с картинками;
• делить слова на слоги;
• группировать слова-названия предметов и названия действий;
• приводить в качестве примеров слова этих категорий:
• списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
• грамотно писать по памяти словарные слова;
•писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8-10 слов)
2-й уровень
• различать сходные по начертанию буквы;
• называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий; 1
• составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
• списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
• составлять буквенную схему слои типа шар, суп, Мила;
• делить слова на слоги;
• писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).
Литература для учителя.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для
1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой по предмету
«Русский (родной) язык». М.: «Просвещение», 2010, г.
2. Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Y III вида. 2 класс. М.: «Просвещение», 2008 г.
3. Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. В 2 частях. М: «Просвещение», 2009 г.
4.Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.
5. Серия пособий «Говорим правильно». – ОАО «Дом печати- Вятка», 2011г.
Литература для учащихся.
1 Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Y III вида. 2 класс. М.: «Просвещение», 2008 г.
2. Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. В 2 частях. М: «Просвещение», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»
Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе лежит практика использования в быту кухонной посуды....
Основные направления развития речи учащихся школы VIII вида
В статье раскрываются основные задачи развития речи учащихся школы VIII вида....
Рабочая программа по занимательному ручному труду и КТП для школ VIII вида
На основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по занимательному ручно...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Изобразительное искусство" для коррекционных школ VIII вида
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важноекоррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие...
Рабочая программа по учебному курсу «Математика » в 4 классе школы 8 вида
Настоящая программа является специальной, коррекционно-развивающей образовательной программой для детей с особыми образовательными потребностями, обучающимися в специальной (коррекционной) общео...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для школ VIII вида 3 класс
Основными целями преподавания чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются развитие связной устной речи, формирование языковой компетенции учащихся. ...
Календарно - тематическое планирование по чтению и развитию речи для школ VIII вида 3 класс
Календарно- тематическое планирование по чтению и развитию речи для школ XIII вида 3 класс преднозначено в помощь учителям работающим в коррекционной школе....