Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Программа включает три раздела:

1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.

2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным темам.

3.Требования к знаниям и умениям учащихся во 2 классе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа по письму и развитию речи

2 класс.

Программу составила Медведева С.В., учитель начальных классов.

Пояснительная записка.

Рабочая  программа по письму и развитию речи  для  2  класса  разработана  на основе:

1. Закона РФ “Об образовании» от 29.12.2012 N 273

2. Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 N 861 (ред. от 04.09.2012) "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях"

3.Приказа Министерства образования РФ от 10.04.02г. № 29/2065 “Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

4.Письма Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. «03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

5.Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

6.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Русский (родной) язык». М.: «Просвещение», 2010 г.

7 Учебного плана муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида».

8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" 9.Писем департамента образования и науки Кемеровской области: - от 12.08.1999 г. № 2325/03 «Об изучении регионального компонента содержания  образования в рамках общеобразовательных предметов».

10.Санитарных правил от 06.03.1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии».

Структура документа.

Программа включает три раздела:

1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.

2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным темам.

3.Требования к знаниям и умениям учащихся во 2 классе.

Общая характеристика учебного предмета.

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.  Цель предмета:

- выработка у детей навыков грамотного письма;

- повышение уровня общего и речевого развития учащихся;

- социальная адаптация и реабилитация.

            Обучение письму способствует решению следующих задач:

- дать учащимся начальные знания по грамматике;

- познакомить учащихся со словами, обозначающими названия предметов, названия действий;

- формировать умение выделять предложение из речи, текста;

- познакомить с построением простого предложения;

- формировать навыки устной и письменной речи;

- воспитание интереса к родному языку;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпеливость и усидчивость.

Наряду с выше указанными задачами на уроках  решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

           Основной формой организации процесса обучения развитию  устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлимой частью почти каждого урока является звуко-буквенный анализ слов, словарная работа. Обязательным требованием к каждому уроку является организация самостоятельной работы, работа над ошибками, проверка домашних заданий. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно выполняют более облегченные задания. Не говорящие  дети, прослушав объяснение учителя, выполняют практические работы. Дети с ДЦП овладевают элементарными графическими навыками.

          Осуществляется повседневный и текущий контроль.

          Ведущие приемы и методы обучения письму: беседа, работа с учебником, упражнения, практическая  работа. Наряду с данными методами и приемами   используются следующие :  наблюдение,  демонстрация,  сравнение, обобщение,  иллюстрация, самостоятельная работа и др.

          Использование  наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов,

занимательных упражнений необходимо для побуждения у учащихся интереса к письму и развитию речи.

Учебно-тематический план.

(170 часов, 5 часов в неделю)

Тема

Количество

часов

Самостоятельные работы

1

Повторение.

13

1

2

Звуки и буквы.

13

1

3

Слог.

12

1

4

Парные звонкие и глухие согласные.

14

1

5

Шипящие и свистящие согласные.

6

1

6

Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога.

10

1

7

Твердые и мягкие согласные.

13

2

8

Мягкий знак на конце слова.

9

1

9

Слово. Названия предметов.

27

2

10

Названия действий.

12

2

11

Предлоги.

4

1

12

Слова с непроверяемыми гласными.

4

1

13

Предложение.

19

4

14

Повторение.

14

1

Содержание программы.

ПОВТОРЕНИЕ

Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв.

Буквы, сходные по начертанию, их различение.

Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст

Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных.
     Составление предложений из двух-трех слов.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Звуки гласные и согласные, их различение.

Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах.

 Постановка знака ударения.

Слова с гласной э.

Слова с буквами и и й, их различение.

Слова с гласными и, с, ю, я в начале слова и после
гласных.

Согласные звонкие и глухие, артикулярно- сходные (р — л),свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении.

 Написание слов с этими согласными.

 Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении

 Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.

Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.

СЛОВО

Изучение слов, обозначающих предметы:

называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;

называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама-рамы);

 различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул— спинка, сиденье, ножки);

 сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан— кружка, кушетка — диван).

       Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).

       Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.

      Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?

      группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается);

      различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);

      умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.

     Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с).

     Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).

     Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Практическое знакомство с построением простого предложения:

    составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;

    заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
   составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;

    выделение предложения из текста.

    Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

    Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем).

   Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.

   Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

    Совершенствование техники письма.

    Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова.

    Выполнение с помощью учителя письменных упражнении по учебнику в соответствии с заданием.

    Списывание рукописного и печатного текстов по слогам

    Проверка слов путем орфографического проговаривания

    Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, аписание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв.

     Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам.

     Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.

     Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов - подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов.

     Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.

УСТНАЯ РЕЧЬ

Повторение пройденного за год.

Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия ,по предметным и сюжетным картинкам на предложенную тему.

  Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий

Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3—4 пункта).

Список слов,

правописание которых учащиеся должны усвоить:

Барабан, береза, ветер, воробей, ворона, горох, дежурный, заяц, здесь, капуста, карандаш, коньки, корова, лопата, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец,
орех, отец, пальто, пенал, помидор, рабочий, ребята, сахар, собака, стакан, тарелка, тетрадь, теперь, топор, улица, учитель.

Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения.

1-й уровень. Обучающиеся наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

2-й уровень. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

Предполагаемые конечные  результаты.

Учащиеся должны уметь:
1-й уровень

• дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л]. свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции); определять значение слов, соотнося их с картинками;

• делить слова на слоги;

• группировать слова-названия предметов и названия действий;

• приводить в качестве примеров слова этих категорий:

• списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;

• грамотно писать по памяти словарные слова;

 •писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не    расходится с произношением (8-10 слов)

2-й уровень

• различать сходные по начертанию буквы;

• называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;        1

• составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;

• списывать по  слогам слова с рукописного и печатного текстов;

• составлять буквенную схему слои типа шар, суп, Мила;

• делить слова на слоги;

• писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не         расходится с произношением (6 слов).

 Литература для учителя.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для

1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой по предмету

«Русский (родной) язык». М.: «Просвещение», 2010,  г.

2. Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Y III вида.  2 класс. М.: «Просвещение», 2008 г.

3. Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. В 2 частях. М: «Просвещение», 2009 г.

4.Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы 8 вида. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

5. Серия пособий «Говорим правильно». – ОАО «Дом печати- Вятка», 2011г.

Литература для учащихся.

1  Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Y III вида.  2 класс. М.: «Просвещение», 2008 г.

2. Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. В 2 частях. М: «Просвещение», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе  лежит практика использования в быту кухонной посуды....

Основные направления развития речи учащихся школы VIII вида

В статье раскрываются основные задачи  развития речи учащихся школы VIII вида....

Рабочая программа по занимательному ручному труду и КТП для школ VIII вида

На основе программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида 1-4 классы  под редакцией И.М. Бгажноковой я разработала рабочую программу по занимательному ручно...

Рабочая программа по учебной дисциплине "Изобразительное искусство" для коррекционных школ VIII вида

Изобразительное искусство как школьный учебный пред­мет имеет важноекоррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их по­становке оказывают существенное воздействие...

Рабочая программа по учебному курсу «Математика » в 4 классе школы 8 вида

Настоящая программа является специальной, коррекционно-развивающей образовательной программой для детей с особыми образовательными потребностями, обучающимися в специальной  (коррекционной) общео...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для школ VIII вида 3 класс

  Основными целями преподавания чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются развитие связной устной речи, формирование языковой компетенции учащихся. ...

Календарно - тематическое планирование по чтению и развитию речи для школ VIII вида 3 класс

Календарно- тематическое планирование по чтению и развитию речи для школ XIII вида 3 класс преднозначено в помощь учителям  работающим в коррекционной школе....