Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Цель урока: познакомить с делением имен существительных на разряды (по вопросам); дать название разрядов, закрепить знания об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; воспитывать любознательность, желание заниматься предметом.
Планируемые результаты:
- предметные: закреплять понятие о частях речи; определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение; научиться различать имена собственные и нарицательные; развивать каллиграфические навыки; развивать внимание, память, воображение.
- личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - Русский язык 2 кл., 2 ч., учебная презентация, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Цель урока: познакомить с делением имен существительных на разряды (по вопросам); дать название разрядов, закрепить знания об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; воспитывать любознательность, желание заниматься предметом.
Планируемые результаты:
- предметные: закреплять понятие о частях речи; определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение; научиться различать имена собственные и нарицательные; развивать каллиграфические навыки; развивать внимание, память, воображение.
- личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - Русский язык 2 кл., 2 ч., учебная презентация, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный урок
Этапы | Время | Содержание | УУД |
Орг.момент Мотивационный | 1 мин | - Добрый день ребята! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Поделитесь своими улыбками. Садитесь. - Желаю всем удачи и хорошего дня! | Р: Положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем |
Постановка учебной задачи | 2 мин 2 мин 2 мин 1 мин 2 мин 1 мин 5 мин 1 мин | Минутка чистописания - Откройте тетради, запишите число, классная работа. На доске вы видите буквосочетания ям, ял, яр, яц. Что вы можете о них сказать? Сколько звуков даёт буква Я в каждом буквосочетании? Почему? Запишите данные сочетания в тетрадь до конца строки. - Ниже запишите «Слова». У доски работает Денис. Комментируй слова. Назови слово с сочетанием ЯЦ? Запиши его, выдели орфограмму. (месяц, январь, улов, собака, счастье). Назови все орфограммы. Хорошо. - Посмотри внимательно на слова, в какую группу мы можем их объединить? (существительные) Почему? Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Почему они так называются? На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы? Садись. - Ребята, давайте определим, где одушевленные и неодушевленные существительные. Как будем определять? Хорошо. - Что такое части речи? По каким признакам все слова разделили на части речи? Какая из них обозначает признак предмета? На какие вопросы отвечает глагол? Приведите примеры. - Что такое имя существительное? Приведите примеры. Назовите одушевленные предметы? неодушевленные? - Сейчас мы напишем с вами небольшую проверочную работу. Запишите число в книжках-малышках. Два столбика: одуш., неодуш. Мы с вами знаем, какие существительные называют одушевленными, какие – неодушевленными. Посмотрите на слайд – здесь вы видите список слов. Ваша задача – распределить их в две колонки. На выполнение задания я даю вам 5 минут. Начинайте. -Время вышло, передайте книжки с последней парты на первую. - Ребята, вы знаете, как разделить имена существительные на одушевленные и неодушевленные. - Посмотрите на следующий слайд. Здесь вы видите список слов. Подумайте, по какому принципу мы можем их разделить? Знаете ли вы, как называются имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы? со строчной? - Именно с этим мы и познакомимся. Тема нашего урока – «Собственные и нарицательные имена существительные». Давайте определим цели на урок. | Р: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей К: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи Р: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров П: ориентироваться в системе знаний Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; |
Решение частных задач | 3 мин 1 мин 3 мин 2 мин 1 мин | - Ещё раз посмотрите на данный слайд. Распределите слова. Первая колонка – ФИО, 2 – географические названия, 3 – имена сказочных героев. Какие слова в первом столбике? Во втором? Какие слова мы никуда не отнесли? Я записала их в 4 столбик. К какой части речи относятся все эти слова? Почему вы так решили? - Посмотрите на первые три столбика и на 4, скажите, в чём различия этих слов? - Какое общее название можно дать словам первых трёх колонок? А слова из 4 колонки? - Для этих групп слов давно придуманы названия-термины – имена собственные и нарицательные. Как вы думаете, какие колонки слов мы отнесем к именам собственным? Почему вы так думаете? Верно. Вы знаете, что у каждого человека есть имя, фамилия и отчество. Но каждый человек имеет своё собственное имя, фамилию и отчество, которые принадлежат только ему. Назовите свои фамилии. Они ваши собственные. Именно поэтому такие существительные называют собственными. А почему названия городов тоже пишутся с заглавной буквы? Почему их относят к собственным? Верно – такой город на свете один! У каждого географического объекта есть своё название – озеро, море, река, страна и тд. Приведите примеры. - Вторую группу слов называют имена нарицательные. Слово нарицательное произошло от старославянского слова «говорить». Нарицательные существительные обозначают общее название для множества похожих предметов. - Скажите, сколько у нас в классе девочек? Слово девочка – собственное или нарицательное? Почему вы так решили? А сколько в классе Болтиковых Олегов? Это будет имя собственное или нарицательное? Почему? Хорошо. | П: построение речевого высказывания П: анализ К: построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами К: умение слушать других Р: принимать и сохранять учебную задачу |
Динамическая пауза | 1 мин | ||
Решение частных задач | 1 мин 1 мин 2 мин 1 мин 3 мин 1 мин 3 мин 2 мин 1 мин | - Продолжаем работу. - с.52 – читаем правило. -На слайде вы видите слова. К какой части речи они относятся? Почему вы так решили? Какие из них одушевленные, а какие – неодушевленные. Как вы это определили? К какой группе мы отнесем эти существительные – собственные или нарицательные? Почему? - Запишите эти слова столбиком в тетрадь. А теперь к каждому имени нарицательному подберите подходящее имя собственное. Что вы должны учитывать при записи собственных имен существительных? На выполнение задания даю вам 2 минуты. - Давайте проверим, что вы записали. Хорошо. - Мы знаем, что у каждого есть ФИО. Что такое отчество? Назовите ваше отчество. Знаете ли вы, от какого слова произошло слово «отчество»? Чьё имя в нём упоминается? Имя отца. Это новое словарное слово, запишите его на следующей строке с заглавной буквы, выделите орфограмму. Рядом запишите слово «отчество». В каком месте мы можем допустить ошибку? Подчеркните. - А для чего людям нужна фамилия? Фамилия принадлежит только одному человеку? Всей семье. Внимательно посмотрите на с.55, фамилия – словарное слово. Запишите его. Выделите орфограммы. Давайте проговорим хором новые три слова. По слогам. - Ребята, вчера вечером я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись, посмотрите на слайд. КУДА: орел, ул. зеленая, 5 КОМУ: мишкиной соне. - Почему почтальон не может понять адрес? - Что его так запутало? Как вы считаете, грамотный ли наш отправитель? Почему нет? Давайте объясним ему, как пишутся имена собственные. - Где в записи допущены ошибки, давайте исправим их. Хорошо. - Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы? Хорошо. - Ребята, как вы думаете, можем ли мы допустить ошибку в собственных именах существительных. Какой мы можем сделать вывод? Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма. Давайте вместе прочитаем правило на с.53. - Откройте дневники, запишите д/з. уч: с.52,53 (выучить правила), с.59, упр.100. | П: уметь находить основания и критерии для классификации объектов К: построение речевого высказывание в соответствии с поставленной задачей П: анализ П: ориентироваться в своей системе знаний Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров П: построение речевого высказывания |
Итог урока Рефлексия | 2 мин | - Давайте вспомним тему и цели урока. - Какие же имена существительные называют собственными? Почему их так называют? Нарицательными? Что особенного в собственных именах существительных? Чем они отличаются от нарицательных? - Посмотрите на слайд. Здесь вы видите список слов. Давайте исправим ошибки, если они есть. Отлично. - Урок окончен. | Р: уметь определить качество и уровень усвоения материала Р: способность к самооценке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"
Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...
УМК: Школа России "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."
Урок русского языка скраеведческим материалом....
«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»
Открытый урок по русскому языку 2-й класс....
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:• Формировать умения отличать собственные и на...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательные имена существительные" и мультимедийная презентация) 2 класс
Класс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать у...
Русский язык 2 класс. Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные....