Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Изак Дарья Николаевна

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»

 

 

Цель урока: познакомить с делением имен существительных на разряды (по вопросам); дать название разрядов, закрепить знания об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; воспитывать любознательность, желание заниматься предметом.

Планируемые результаты:

- предметные:   закреплять понятие о частях речи; определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических  признаков: вопрос, значение; научиться различать имена собственные и нарицательные; развивать каллиграфические навыки;  развивать внимание, память, воображение.

 

- личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - Русский язык 2 кл., 2 ч., учебная презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Цель урока: познакомить с делением имен существительных на разряды (по вопросам); дать название разрядов, закрепить знания об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость, внимание, память; воспитывать любознательность, желание заниматься предметом.

Планируемые результаты:

- предметные:   закреплять понятие о частях речи; определять имена существительные, пользуясь комплексом грамматических  признаков: вопрос, значение; научиться различать имена собственные и нарицательные; развивать каллиграфические навыки;  развивать внимание, память, воображение.

- личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - Русский язык 2 кл., 2 ч., учебная презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный урок

Этапы

Время

Содержание

УУД

Орг.момент

Мотивационный

1 мин

- Добрый день ребята! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Поделитесь своими улыбками. Садитесь.

- Желаю всем удачи и хорошего дня!

Р: Положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем

Постановка учебной задачи

2 мин

2 мин

2 мин

1 мин

2 мин

1 мин

5 мин

1 мин

Минутка чистописания

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. На доске вы видите буквосочетания ям, ял, яр, яц. Что вы можете о них сказать? Сколько звуков даёт буква Я в каждом буквосочетании? Почему? Запишите данные сочетания в тетрадь до конца строки.

- Ниже запишите «Слова». У доски работает Денис. Комментируй слова. Назови слово с сочетанием ЯЦ? Запиши его, выдели орфограмму. (месяц, январь, улов, собака, счастье). Назови все орфограммы. Хорошо.

- Посмотри внимательно на слова, в какую группу мы можем их объединить? (существительные) Почему? Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Почему они так называются? На какой вопрос отвечают неодушевленные предметы? Садись.

- Ребята, давайте определим, где одушевленные и неодушевленные существительные. Как будем определять? Хорошо.

- Что такое части речи? По каким признакам все слова разделили на части речи? Какая из них обозначает признак предмета? На какие вопросы отвечает глагол? Приведите примеры.

- Что такое имя существительное? Приведите примеры. Назовите одушевленные предметы? неодушевленные?

- Сейчас мы напишем с вами небольшую проверочную работу. Запишите число в книжках-малышках. Два столбика: одуш., неодуш. Мы с вами знаем, какие существительные называют одушевленными, какие – неодушевленными. Посмотрите на слайд – здесь вы видите список слов. Ваша задача – распределить их в две колонки. На выполнение задания я даю вам 5 минут. Начинайте.

-Время вышло, передайте книжки с последней парты на первую.

- Ребята, вы знаете, как разделить имена существительные на одушевленные и неодушевленные.

- Посмотрите на следующий слайд. Здесь вы видите список слов. Подумайте, по какому принципу мы можем их разделить? Знаете ли вы, как называются имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы? со строчной?

- Именно с этим мы и познакомимся. Тема нашего урока – «Собственные и нарицательные имена существительные». Давайте определим цели на урок.

Р: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

К: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи

Р: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров

П: ориентироваться в системе знаний

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Решение частных задач

3 мин

1 мин

3 мин

2 мин

1 мин

- Ещё раз посмотрите на данный слайд. Распределите слова. Первая колонка – ФИО, 2 – географические названия, 3 – имена сказочных героев.  Какие слова в первом столбике? Во втором? Какие слова мы никуда не отнесли? Я записала их в 4 столбик.  К какой части речи относятся все эти слова? Почему вы так решили?

- Посмотрите на первые три столбика и на 4, скажите, в чём различия этих слов?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх колонок? А слова из 4 колонки?

- Для этих групп слов давно придуманы названия-термины – имена собственные и нарицательные. Как вы думаете, какие колонки слов мы отнесем к именам собственным? Почему вы так думаете? Верно. Вы знаете, что у каждого человека есть имя, фамилия и отчество. Но каждый человек имеет своё собственное имя, фамилию и отчество, которые принадлежат только ему. Назовите свои фамилии. Они ваши собственные. Именно поэтому такие существительные называют собственными. А почему названия городов тоже пишутся с заглавной буквы? Почему их относят к собственным? Верно – такой город на свете один! У каждого географического объекта есть своё название – озеро, море, река, страна и тд. Приведите примеры.

- Вторую группу слов называют имена нарицательные. Слово нарицательное произошло от старославянского слова «говорить». Нарицательные существительные обозначают общее название для множества похожих предметов.

- Скажите, сколько у нас в классе девочек? Слово девочка – собственное или нарицательное? Почему вы так решили? А сколько в классе Болтиковых Олегов? Это будет имя собственное или нарицательное? Почему? Хорошо.  

П: построение речевого высказывания

П: анализ

К: построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами

К: умение слушать других

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Динамическая пауза

1 мин

Решение частных задач

1 мин

1 мин

2 мин

1 мин

3 мин

1 мин

3 мин

2 мин

1 мин

- Продолжаем работу.

- с.52 – читаем правило.

-На слайде вы видите слова. К какой части речи они относятся? Почему вы так решили? Какие из них одушевленные, а какие – неодушевленные. Как вы это определили? К какой группе мы отнесем эти существительные – собственные или нарицательные? Почему?

- Запишите эти слова столбиком в тетрадь. А теперь к каждому имени нарицательному подберите подходящее имя собственное. Что вы должны учитывать при записи собственных имен существительных?  На выполнение задания даю вам 2 минуты.

- Давайте проверим, что вы записали. Хорошо.

- Мы знаем, что у каждого есть ФИО. Что такое отчество? Назовите ваше отчество. Знаете ли вы, от какого слова произошло слово «отчество»? Чьё имя в нём упоминается? Имя отца. Это новое словарное слово, запишите его на следующей строке с заглавной буквы, выделите орфограмму. Рядом запишите слово «отчество». В каком месте мы можем допустить ошибку? Подчеркните.

- А для чего людям нужна фамилия? Фамилия принадлежит только одному человеку? Всей семье. Внимательно посмотрите на с.55, фамилия – словарное слово. Запишите его. Выделите орфограммы. Давайте проговорим хором новые три слова. По слогам.

- Ребята, вчера вечером я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись, посмотрите на слайд.                                             

КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.

- Почему почтальон не может понять адрес?

- Что его так запутало? Как вы считаете, грамотный ли наш отправитель? Почему нет? Давайте объясним ему, как пишутся имена собственные.

- Где в записи допущены ошибки, давайте исправим их. Хорошо.

- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы? Хорошо.

- Ребята, как вы думаете, можем ли мы допустить ошибку в собственных именах существительных. Какой мы можем сделать вывод? Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма. Давайте вместе прочитаем правило на с.53.

- Откройте дневники, запишите д/з. уч: с.52,53 (выучить правила), с.59, упр.100.

П: уметь находить основания и критерии для классификации объектов

К: построение речевого высказывание в соответствии с поставленной задачей

П: анализ

П: ориентироваться в своей системе знаний

Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров

П: построение речевого высказывания

Итог урока

Рефлексия

2 мин

- Давайте вспомним тему и цели урока.

- Какие же имена существительные называют собственными? Почему их так называют? Нарицательными? Что особенного в собственных именах существительных? Чем они отличаются от нарицательных?

- Посмотрите на слайд. Здесь вы видите список слов. Давайте исправим ошибки, если они есть. Отлично.

- Урок окончен.

Р: уметь определить качество и уровень усвоения материала

Р: способность к самооценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательные имена существительные" и мультимедийная презентация) 2 класс

Класс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать у...

Русский язык 2 класс. Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные....