Русский язык 2 класс. Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye_-_kopiya_-_kopiya_-_kopiya.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.
Цели деятельности учителя:
- формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные;
- подбирать примеры таких слов самостоятельно.
Планируемые результаты
личностные:
- развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности;
- воспитывать отношение к русскому языку как показателю индивидуальной культуры человека;
-формировать уважительное отношение к мнению других;
предметные:
-развивать умения наблюдать, строить монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами языка.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: учебник Школа России, 2класс, часть2, учебная презентация.
Этапы урока Методы и приемы | Время | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивационный Словесный: слово учителя | - Солнце поднимается, Утро начинается, Город просыпается, А в городе просыпаются жители… (на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок) - Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо. - Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! | Приветствовать учителя. | К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | |
Постановка учебной задачи и её решение Словесный: слово учителя Решение частных задач Практический: Составление схемы Словесный: ответы на вопросы Практический: Заполнять таблицу | - Прочитайте слова, записанные на экране. ( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок) - Какой частью речи они являются? (именем существительным) - Почему вы так решили? (обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?) - Как можно разделить данные существительные на две группы? (одушевлённые и неодушевлённые) - Какие существительные называются одушевлёнными? - Какие существительные называются неодушевлёнными? - Разделите лист перегибанием на две части. -Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные. - Проверьте себя. (на слайде: солнце девочка утро мальчик город щенок) - Оцените правильность выполнения «смайликом» - Молодцы, с этим заданием справились. (На стенах на карточках развешены слова: Маша, Катя, Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Волгоград, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро) - Посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку. - Почему эти слова написаны с заглавной буквы? - Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах. Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах. Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия. Вспомните правила работы в парах и приступайте. Распределите слова по группам: Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов. Имя ,отчество, фамилия. - Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет. - Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик? - Какие слова не попали ни в один из этих столбиков? ( на слайде таблица) - А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание. - Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? - Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? - Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными. - Попробуйте назвать тему нашего урока. (на слайде: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.) - Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных? А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока. Сегодня на уроке мы… - Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике. Динамическая пауза Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок - А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»? - Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас. С какой буквы пишутся имена собственные? - А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. - В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные? - Прочитаем правило в учебнике на странице 52. - Какие существительные мы называем собственные? С какой буквы они пишутся? А у кого еще может быть своё собственное имя? Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные. (слайд) Приведите примеры собственных имён существительных. - Прочитаем правило в учебнике на странице 53. - Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся? Приведите примеры нарицательных имён существительных. Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме. - А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные. - Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему. - Какие существительные мы называем собственные? С какой буквы они пишутся? - Какие существительные мы называем нарицательные? С какой буквы они пишутся? | Строить грамматическое рассуждение Определять тему и цели урока. Составлять схему Строить грамматическое высказывание Высказывать предположения
Работать с карточками Заполнять таблицу Выполнять физические упражнения Работать с учебником | П: структурирование знаний; П: уметь ориентироваться в своей системе знаний; Р: планируют свое действие в соответствии с задачей К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её; К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания П: структурирование знаний; П: осознанное построение речевого высказывания; П: структурирование знаний; П: осознанное построение речевого | |
Итог урока. Практический: Самоанализ | Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей? Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)… научился … могу похвалить себя и одноклассников за …. | Проводят самооценку. | Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему " Собственные и нарицательные имена существительные" 3 класс
УМК "Начальная школа 21 века"...
конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс
Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...
Конспект урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"
Предмет: русский язык.Класс: 3 «а»Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.Цели урока: формировать умения различать собственные и нарицательны имена существительные, писать заглав...
Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")
Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")...
урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные." 2 класс
Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных....
Презентация к уроку русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»
Презентация к уроку русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»...
Конспект урока русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» с элементами внеурочной деятельности « Я - маленький патриот».
Конспект урока русского языка по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» с элементами внеурочной деятельности « Я - маленький патриот». УМК «Школа России...