Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цели: 1.Формировать умение правильно склонять имена существительные в форме множественного числа. Закреплять знания об окончаниях существительных в разных падежах.
2. Развивать умение употреблять эти существительные в речи.
3. Обогащать словарный запас.
4. Воспитывать любовь ко всему живому.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык 4 «а» класс
Учитель: Садомина А.М.
Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа».
Цели: 1.Формировать умение правильно склонять имена существительные в форме множественного числа. Закреплять знания об окончаниях существительных в разных падежах.
2. Развивать умение употреблять эти существительные в речи.
3. Обогащать словарный запас.
4. Воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование: доска – запись, презентация по теме урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
1слайд – тема урока.
- На уроке продолжаем работать над темой:
«Падежные окончания имён существительных множественного числа».
- Также повторим изученные орфограммы.
- Создание мотивации на уроке.
- Все работаем на уроке под девизом:
- Я умею самостоятельно работать, потому что уже многое знаю.
Работа в тетради.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
(дети самостоятельно пишут)
3. Минутка чистописания.
(запись на доске х г с элементами закругления)
- Проведём минутку чистописания.
- Такой узор поможет вам овладеть скорописью. Пишем красиво, соблюдая правильные соединения.
- Кто прописал буквы. Положите ручки.
(проверить индивидуально – похвалить, кто постарался)
4.Работа над дифференцированным предложением.
-Ребята, какое время года наступило? (зима)
-Вы видели зимой птиц? (да)
- Каких? (воробьи, пуночки, в тундре – куропатки, совы)
(дети составляют предложение)
Проверка задания!
2 слайд – зимняя картина с птицами.
-Послушайте стихотворение:
- Вот и пришла зима
Синеют дальние дали,
Птицы на склоне холма
Кому – то письмо написали.
3 слайд – с дифференцированным предложением.
Мы, боимся, не, холодов, голода, боимся, а. |
Задание!
- Вот их письмо, где все слова перепутались. Им надо помочь.
- Из данных слов составьте предложение.
- Кто составил предложение?
- Прочитайте. (дети читают)
(Мы не боимся холодов, а боимся голода.)
- Как вы думаете, кому они написали письмо? (людям)
- Почему птички боятся голода?
(потому что зимой трудно достать корм)
- Кто им может помочь? (человек)
-Как? (смастерить кормушку, сыпать семена, крупу, хлебные крошки)
Задание!
- Запишите это предложение в тетради.
4 слайд – предложение «Мы не боимся холодов, а боимся голода».
Задание!
- Какие орфограммы встретились в предложении?
- Определите предложение по составу.
(невоскл, повест,распр, прост, есть однор. сказ, союз а)
- Докажите, что предложение простое.(2 сказ. при одном подлежащем)
- Когда ставится запятая при однородных членах?
(запятая ставится перед союзами а и но)
- Когда не ставится запятая?
(если они соединены неповторяющимся союзом и)
- Как пишется частица не с глаголами?
(частица не с глаголами пишется раздельно)
-Частица не придаёт глаголу отрицательный смысл.
- Как пишется безударная гласная в корне слова?(холодов - холод)
(чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать проверочное слово, чтобы гласная стояла под ударением)
Задание!
- Разобрать предложение по членам – главные и второстепенные. (КАРТОЧКИ - ОПОРА)
Итог по повторению.
- Молодцы, правила знаете и умеете применять в работе.
5. Новый материал.
- Вспомните название темы нашего урока и посмотрите на предложение.
( «Мы не боимся холодов, а боимся голода».)
- Есть ли в этом предложении имя существительное в форме мн. числа? (холодов)
- Докажи, что сущ. во мн. числе?
(потому что обозначает много предметов)
- Как будет в ед. числе? (холод)
- Как определить падеж существительного в форме мн. числа?
(падеж сущ. во мн. числе определяется так же, как и у сущ. в ед. числе по вопросу, по предлогу и по роли в предложении)
(холодов – Р.п).
- Как определить тип склонения сущ. мн. числа?
(чтобы определить тип склонения у сущ. мн. числа, надо сущ. поставить в начальную форму и определить тип склонения)
(Холодов – холод – 2скл.)
Проверка задания!
- Молодцы!!!
6. Самостоятельная работа.
Задание!
-Небольшая самостоятельная работа.
5 слайд – деревня, космонавт, лошадь)
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | ||||
ед.ч мн. ч | ед. ч. мн. ч. | ед.ч мн. ч | ||||
И.п | деревня | деревни | космонавт | космонавты | лошадь | лошади |
Р.п | деревн... | деревен… | космонавт… | космонавт… | лошад… | лошад… |
Д.п | деревн… | деревн… | космонавт… | космонавт… | лошад… | лошад… |
В.п | деревн… | деревн… | космонавт… | космонавт… | лошадь | лошад… |
Т.п | деревн… | деревн… | космонавт… | космонавт… | лошадь… | лошад… |
П.п | одеревн… | о деревн… | о космонавт… | о космонавт… | о лошад… | о лошад… |
- Просклоняйте существительные в форме ед. числа и мн. числа.
1 ряд - деревня, 2 ряд - космонавт, 3 ряд – лошадь.
- Выделить окончания существительных в ед.ч. и мн.ч.
- Будьте внимательны!
Самопроверка!
-Проверим задание по сравнительной таблице.
6 слайд - сравнительная таблица)
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | ||||
ед.ч мн. ч | ед.ч мн. ч | ед.ч мн. ч | ||||
И.п | деревня | деревни | космонавт | космонавты | лошадь | лошади |
Р.п | - и | - ей | - а | - ов | - я | - ей |
Д.п | - е | - ям | - у | - ам | - и | - ям |
В.п | - ю | - и | - а | - ов | □ | - ей |
Т.п | - ей | - ями | - ом | - ами | - ю | - ями |
П.п | □ | - ях | - е | - ах | □ | - ях |
- Сравните окончания сущ. ед. числа и мн. числа.
(дети объясняют 1 ряд – деревня, 2 ряд –космонавт, 3 ряд - лошадь)
- Отличаются ли падежные окончания сущ. мн. числа от окончаний сущ. ед. числа? (окончания отличаются – они разные)
7 слайд - таблица по типу склонения)
- А теперь, сравним окончания сущ. мн. числа по типам склонения.
1 скл | 2 скл | 3 скл | |
мн. ч | мн. ч | мн. ч | |
И.п | деревни | космонавты | лошади |
Р.п | □ | - ов | - ей |
Д.п | - ям | - ам | - ям |
В.п | -и | - ов | - ей |
Т.п | - ями | - ами | - ями |
П.п | -ях | -ах | - ях |
- Отличаются ли падежные окончания им. сущ. мн. ч. по типам склонения?
Вывод!
(дети объясняют по каждому падежу и типу склонения конкретно)
- Что заметили?
- Какой сделаем вывод?
В Д, Т, П. п – окончания сущ. мн. числа во всех типах скл. одинаковые ,
а в Р.п , В. п - разные)
ФИЗМИНУТКА
8 слайд – физ. минутка для глаз.
7. Работа по учебнику.
-Открыли учебники на стр.144, упр. 157.
Задание! (спросить ученика)
- Прочитайте внимательно задание. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите падеж существительного во множественном числе. (дети читают текст вслух)
(Дети списывают текст)
- В каких предложениях поставили запятые? (в 3 предложении)
- Почему поставил? (с однородными дополнениями)
Проверка задания!
(дети читают каждое предложение и объясняют)
-Определите падеж сущ. мн.числа.
- Что помогает определить падеж сущ.? (по вопросу, по предлогу, в роли)
8.Итог урока.
- Чему учились на уроке?
(определять падежные окончания существительных во мн. числе)
- Что нового узнали? (окончания во всех типах склонения отличаются)
- Окончания, какого падежа запомнили у сущ. мн. числа?
Оценки! (выставить оценки)
9. Домашнее задание.
9 слайд – стр.144-145, упр158.
10-11 слайды - по опорным словам составить предложения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы, боимся, не, холодов, голода, боимся, а.
Мы не боимся холодов, а боимся голода.
1 склонение 2 склонение 3 склонение ед.ч. мн. ч ед.ч. мн. ч ед.ч. мн. ч И.п деревн я деревн и космонавт космонавт ы лошадь лошад и Р.п деревн … деревен ... космонавт… космонавт… лошад … лошад … Д.п деревн … деревн ... космонавт… космонавт… лошад … лошад … В.п деревн ... деревн ... космонавт… космонавт… лошад … лошад … Т.п деревн ... деревн ... космонавт… космонавт… лошад … лошад … П.п о деревн … о деревн … о космонавт… о космонавт… о лошад … о лошад …
1 склонение 2 склонение 3 склонение ед.ч. мн. ч ед.ч. мн. ч ед.ч. мн. ч И. п. деревн я деревн и космонавт космонавт ы лошадь лошад и Р. п. - и □ - а - ов - я - ей Д. п. - е - ям - у - ам - и - ям В. п. - ю - и - а - ов □ - ей Т. п. - ей - ями - ом - ами - ю - ями П. п. □ - ях - е - ах □ - ях
1 склонение 2 склонение 3 склонение мн. ч. мн. ч мн. ч И. п. деревн и космонавт ы лошад и Р. п. □ - ов - ей Д. п. - ям - ам - ям В. п. -и - ов - ей Т. п. - ями - ами - ями П. п. - ях - ах - ях
стр.144 - 145, Упр158.
Зимний день .
Зимний день. кружились в воздухе; ложились на крыши домов; озябшую землю; покрылись белой скатертью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/27/picture-70176-1451171646.png)
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-200662-1360581284.jpg)
Презентация по русскому языку "Падежные окончания имён существительных множественного числа"
Презентация содержит материал для отработки навыков правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-534649-1416743296.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"
Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др.
Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В,П, Канакиной и др. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843685-1478339745.jpg)
Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных в ед.ч и во мн. числе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-384557-1389936483.jpg)
«Падежные окончания имен существительных множественного числа. Склонение существительных множественного числа.»
конспект урока по русскому языку в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/11/picture-40704.jpg)
Игра "Домино" по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа"
Игра помогает обобщить знания по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа" и проверить знания учащихся....