Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
2.Развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
3.Развивать орфографическую зоркость.
4.Продолжить работу по обогощению словарного запаса детей.
5.Развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём).
6.Воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре.
7.Воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение,наблюдение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных
единственного числа.
Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
2.Развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».
3.Развивать орфографическую зоркость.
4.Продолжить работу по обогощению словарного запаса детей.
5.Развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём).
6.Воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре.
7.Воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение,наблюдение.
Оборудование: Карточки (см. приложение).
Ход урока.
- Организационный момент.
-Здравствуйте, садитесь.
-Начинаем урок русского языка.
-Проверьте, всё ли готово к уроку?
2. Актуализация знаний учащихся.
-Начнём урок с орфографической работы.
Двое учащихся выполняют индивидуальное задание у доски (работа по карточкам, см. приложение 1).
-Прочитайте слова на доске:
1 вариант 2 вариант
Ковшик Смелость
Приезд Полёт
Звезда Орех
По травке Из вишни
-Определите части речи. Найдите и подчеркните безударные гласные, определите, в какой части слова они находятся.
Проверка учащихся у доски.
Вывод: Безударные гласные могут находиться во всех частях слова и необходимо знать правила их написания.
-Как написать безударные гласные в суффиксе? В приставке? В корне? В окончании?
3. Определение темы урока.
-Какая орфограмма была новой для нас?
-Кто сможет сформулировать тему урока?
4. Постановка проблемной ситуации.
На доске:
Каша в голов(е,и)
Ушки на макушк(е,и)
-Прочитайте словосочетания.
-Чем являются эти словосочетания?
-Кто из вас сможет объяснить лексическое значение фразеологизмов?
-Если затрудняетесь, где можно посмотреть?
-Какое окончание вы выберете?
-В каком из имён существительных было легко определить окончание? В каком трудно? Почему?
-Какую же букву напишем в окончании «е» или «и»? Почему?
-Вы знаете один из способов проверки безударных окончаний имён существительных?
-Кто из вас знает, как ещё можно определить написание безударных окончаний имени существительного?
-Кто сможет сформулировать задачу урока?
5. Решение проблемной ситуации.
-Для того чтобы решить эту задачу, необходимо разделиться на три группы.Каждая группа получает карточку с инструкцией( см. приложение 2).
Отчёт первой и второй групп:
-Что надо знать , чтобы верно написать безударное падежное окончание в имени существительном?
-Какие же способы проверки падежных окончаний имён существительных?
-Откройте учебник , страница 113, упражнение 207.
-Сравните наш вывод с выводом учебника.
Вывод: Вы сами смогли сформулировать второй способ определения написания безударных падежных окончаний имён существительных.
Отчёт третьей группы:
-Какое же окончание запишем во фразеологизме «ушки на макушк(е,и)».
6. Закрепление (работа в паре по формированию умения и навыка).
-Будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имён существительных.
-Соедини слова левого столбика с фразеологизмами правого столбика (фразеологизмы на карточках, см. приложение 3).
-Вставьте пропущенные окончания. Докажи правильность ответа, указав склонение, падеж.
Письмо по памяти:
-Переверните карточку Запишите любые два фразеологизма на память.
-Проверьте себя.
7. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Игра «Получи пять»
Учащиеся записывают верные падежные окончания имен существительных в три столбика.
- Дать по шапке.
- Как в аптеке.
- Как в сказке.
- Без памяти.
- Мороз по коже.
- Держать в черном теле.
- Держать на привязи.
- Ходить по струнке.
- Танцевать от печки.
- Гладить по головке.
- Гореть на работе.
- Стать поперек дороги.
- Быть на седьмом небе.
- Семь пятниц на неделе.
- На дороге не валяется.
Ответы:
Е Е Е
Е И И
Е Е Е
И И Е
Е Е Е
-Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».
-Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась-будем учиться на протяжении следующих уроков.
8. Рефлексия.
-Какая задача стояла перед нами?
-Как определить?
-Говорят: «конец-делу венец», и мне хочется верить, что сегодняшний урок не только увлек вас, но и показал как интересно изучать русский язык,как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться!
1 вариант. Приложение 1
- Прочитайте слова:
Ковшик
Приезд
Звезда
По травке
- Определите часть слова, в которой находится безударная гласная.
2 вариант.
- Прочитайте слова:
Смелость
Полет
Орех
Из вишни
- Определите часть слова, в которой находится безударная гласная.
Приложение 2
Гладить по шерсти.
Мороз по коже.
Инструкция:
- Прочитайте фразеологизмы.
- Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).
- Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.
- Определите у данных существительных род, падеж, число.
- Подумайте, почему разные окончания?
- Докажите правильность ответа.
Приложение 2
Промок до нитки.
Гореть на работе.
Инструкция:
- Прочитайте фразеологизмы.
- Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).
- Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.
- Определите у данных существительных род, склонение, число.
- Подумайте, почему у данных существительных разные окончания?
- Докажите правильность ответа.
Приложение 2
- Рассмотрите таблицу на с. 112, упр. 206.
- Сравните падежные окончания имен существительных всех трех склонений.
- Заполните таблицу:
И | И | Е | Е | |
Склонение | ||||
Падеж |
- Вкаких падежах имена существительные имеют одинаковые окончания?
Приложение 3
Мало Стоять поперек дорог(…)
Не давать свободы Капля в мор(…)
Мешать Гладить по головк(...)
Хвалить Держать на привяз(…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"
Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию сло...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.
Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"по теме"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах". Презентация.
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России", презентация...
Методическая разработка урок по русскому языку "Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц"
Цель познакомить учащихся с темой по русскому языку«Гласные О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
УМК «Школа России»4 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку 4 класс "Безударные окончания имен прилагательных"
Методическая разработка создана с дифференцированными заданиями для учащихся 4 класса....