«Падежные окончания имен существительных множественного числа. Склонение существительных множественного числа.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-а классе.
Учитель: Исакова Елена Николаевна
Тема: «Падежные окончания имен существительных множественного числа. Склонение существительных множественного числа.»
Цели:
- Предметная:
Формировать умение склонять существительные в форме множественного числа.
Развивать умение правильно писать падежные окончания существительных мн. числа.
Совершенствовать умение ставить падежные вопросы к именам существительным мн. числа.
- Личностные умения:
Устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?);
- Регулятивные умения:
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по инструкции; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
- Познавательные умения:
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;
- Коммуникативные умения:
Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и знаковой форме; учиться работать в группе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технология построения занятия: проблемно-диалогическая.
Ход урока
I. Организационное начало.
Мотивация к учебной деятельности:
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из нас ощутит свой успех.
-Наш язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Хотите научиться не попадать в них? Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. Вы хотите к тайнам этим прикоснуться? Вы можете к ним прикоснуться? Зачем вам это нужно?
II. Актуализация знаний
1. Поиграем в игру «Исчезающее слово»
На экране слова: ледокол, вьюга, мощь, праздник, метёт, человек.
- Найдите и запишите слово с…
- Непроизносимой согласной в корне слова (праздник)
- Сложное слово с соединительной гласной (ледокол)
- Безударной гласной в корне слова (метёт)
- Мягким знаком после шипящего (мощь)
- Разделительным мягким знаком (вьюга)
- Какое слово осталось? (человек) Почему?
-Какая орфограмма в слове определите? (безуд. гласные в слове
не проверяемые ударением)
2.Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить
-Запишите слово в словарики и выделите орфограмму
-Подберите однокоренные слова (человеческий, человеколюбивый)
- Давайте, с этим словом восстановим рассыпанное предложение .
(Разум, крылья, птице, человеку.)
Птице крылья, человеку разум.
-Что у нас получилось? ( пословица)
- О чем эта пословица? ( )
Какой частью речи является слово ЧЕЛОВЕК? ( существительное)
III. Повторение изученного.
1.Вспомним о существительных
Составление кластера.
В мире существует огромное количество __________. Чтобы назвать их, человек придумал _____________.
Имя существительное- ___________, обозначает ________ и отвечает на вопросы ____? ____?
Существительные бывают ________________________ рода.
Существительные изменяются по ______. У них есть формы__________________ числа. Склонение – изменение _____________ Есть ___склонения.
В мире существует огромное количество предметов. Чтобы назвать их, человек придумал существительные.
Имя существительное- часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
Существительные изменяются по падежам. У них есть формы единственного и множественного числа. Склонение – изменение по падежам. Есть 3 склонения.
2.Вспомним о склонениях?
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?
-Как проверить написание безударного окончания имени существительного? ( Определить падеж, склонение, вспомнить окончание этого склонения).
3.Постановка проблемы
-Прочитайте стихотворение.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например, собака, класс,
Тетрадь, завод, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмём слова шофёр, пенал,
Ворона и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
-Определите склонение выделенных существительных. Это мы знаем.
Какое слово вызвало у вас затруднение?
IV. Сообщение темы и целей урока. Изучение нового материала. Открытие нового знания
-Какая тема нашего урока?
-На уроке будем учиться склонять существительные в форме множественного числа.
Правильно писать падежные окончания существительных множественного числа.
1.Склонение имен существительных во множественном числе.
-Итак, мы знаем 3 склонения имен существительных в единственном числе.
-Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе.
2.Чтение правила на стр. 131.
-По этому алгоритму мы будем работать на уроке. А вот какие окончания имеют существительные множественного числа вы исследуете сами, работая в группах.
- Каждой группе необходимо:
- Определить тип склонения сущ., данного в конверте
- Просклонять это сущ.
- Выделить окончания
1 группа - берёзы 2 группа - столы 3 группа - мыши
- Но сначала повторим правила сотрудничества.
- Слушать друг друга;
- Уметь уступать;
- Уметь договариваться;
- Распределять роли в группе.
- Справившаяся группа показывает сигнал готовности. Каждая группа озвучивает свое задание и доказывает свои рассуждения.
-Давайте проверим ваши предположения.
-Существительные птицА, ГНЕЗДО, метель, поставьте во множественное число и просклоняйте.
К доске приглашаются ученики и склоняют.
Что вы заметили? (окончания не зависят от склонения)
Какой вывод можно сделать? (во множественном числе существительные не различаются по склонениям)
3.Работа над упражнением 248 стр. 131
Прочитайте. Найдите имена существительные во множественном числе.
- Какие орфограммы встретятся в тексте при написании?
- Беседа о птицах .
-Птицам очень трудно пережить холодную зиму. Если каждый из вас сделает кормушку и будет сыпать корм, то весной в наших садах и парках будут с благодарность петь сотни птичьих голосов.
Сообщения учеников.
Первый ученик.
- В теплое время года снегири ведут скрытный образ жизни – они поселяются в густых лесах, где всегда много семян и древесных почек, которые так любят эти птички. С наступлением холодов многие снегири вынуждены перебираться ближе к человеческому жилищу, туда – где можно отыскать пищу. Поэтому зимой снегирей чаще можно увидеть в парках и садах, расклевывающих рябиновые гроздья
- Второй ученик.
Когда свиристели прилетают зимой в город, то сразу слышится их щебетание и громкий свист. Они словно привлекают внимание, давая любоваться собой. Любят лакомиться ягодами рябины, а также питаются из кормушек, которые заботливо устроили в парках местные жители. - Выучите стихотворение.
- Запишите в тетрадь. Взаимопроверка.
4.Физкульминутка
«Зимняя зарядка»
А сегодня у зимы – новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба
Вот такой вышины!
Белый коврик у порога
Вот такой ширины!
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки –превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги , топ, топ.
Двери комнат отворяем,
Справа- хлоп, слева – хлоп.
Ну а в доме нас встречает
Хозяйка сама.
Ты ей низко поклонись-ка:
- Здравствуй, зима!
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1.Работа над упражнением 249.
(Коллективное выполнение с проговариванием)
-Сделайте вывод: как определить склонение имен существительных во множественном числе?
2.Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами. Откройте учебники на стр. 132 и прочитайте их.
- Кто может объяснить значение этих слов? ……..
- А если мы всем классом отправимся в путешествие, то как нас можно будет назвать? (путешественники)
VI. Применение новых знаний
Упражнение 250 .(Часть учащихся выполняют разноуровневые карточки)
-Прочитайте слова.
-По какому признаку они распределены по группам? ( По типу склонения)
Выполните письменное задание.
VII.. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- На уроке я работал …
- Своей работой на уроке я …
- За урок я …
- Материал урока мне был …
VI. Итог урока.
- Что изменяется в имени существительном при изменении его числа?
- Различаются ли по склонениям имена существительные во мн.числе ?
VII. Сообщение домашнего задания
стр. 132 упражнение 252
Разноуровневые карточки
Уровень 1.
Спиши .Определи падеж и число выделенных существительных:
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи. синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири.
Уровень 2.
Спиши, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
Нет без леса России, без снегов и озёр,
Нет без сумерек синих и без розовых зорь.
Нет России без луга, где от маков светло,
Где ромашковой вьюгой землю всю занесло.
Уровень 3.
Спиши, вставляя пропущенные буквы, найди существительные во множественном числе, определи их падеж:
За последним месяцем лета спряталась осень. В гущ… листвы уже притаились первые жёлтые листья. Краски осен… в жёлтых зёрнах пшениц… , в румяных отливах яблок, в красных гроздьях рябины. А в лесу осень ещё не заметна. Разве только в птичьем хор… прибавилось голосов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ
Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...
Русский язык ОБЖ. 3 класс Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки».
Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки». Цели. Закрепление навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склон...
урок русского языка в 4 классе по теме "Упражнения в правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения"
Урок выстроен в соответствии с ФГОС НОО....
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения
Слайд-презентация...
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.
Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений закрепить правила правописания падежных окончаний и составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения, н...
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения.
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения. 4 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...