2. | Мотивационный этап: Метод – словесный; Приём – диалог; Метод – наглядный;
| 5 | Ребята, для чего нам нужно учиться? Какие качества помогут человеку в учёбе? Давай-те каждый по очереди назовёт то качество, которое ему поможет сегодня стать успешнее на уроке. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и классная работа. На доске: Двадцать второе февраля. Классная работа. - Орфографическая разминка
- Поиграем в игру «Исчезающее слово» На экране слова: дырокол, ущелье, мощь, праздник, побежал, берег. - Найдите и запишите слово с… - Непроизносимой согласной в корне слова (праздник)
- Сложное слово с соединительной гласной (дырокол)
- Безударной гласной в корне слова (побежал)
- Мягким знаком после шипящего (мощь)
- Разделительным мягким знаком (ущелье)
- Какое слово осталось? (берег) Почему? -Какая орфограмма в слове определите? (безуд. гласные в слове не проверяемые ударением, парная согласная в корне слова) Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить. Молодцы! А теперь мы с вами вспомним, что же мы знаем о имени существительном. Дополни карточки. (Работа в группах) В мире существует огромное количество __________. Чтобы назвать их, человек придумал _____________. Имя существительное- ___________, обозначает ________ и отвечает на вопросы ____? ____? Существительные бывают ________________________ рода. Существительные изменяются по ______. У них есть формы __________________ числа. Склонение – изменение _____________ Есть ___ склонения. Проверка между группами. | Настрой на урок.
Записывают число.
Выполняют работу в тетради. Выделяют орофограмму
Делают вывод.
Работают в группах.
Дополняют предложения.
Проверка.
| Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи. Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
|
3. | Постановка учебной задачи Метод – словесный; Приём – проблемный диалог. Метод – практический. Приём – демонстрация. | 3 мин | Я говорю определение, а вы название падежа, о котором идёт речь: - предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п) - какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в? (В.п) - падеж – “работяга”; (Т.п) - кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите; (Р.п) - мне без предлогов свет не мил, пусть будут “в”, и “о”, и “при”; (П.п) - дарительный падеж; (Д.п) - предлогам “перед”, “под” и “над” в любой момент я буду рад; (Т.п) - подлежащее; (И.п) - лишь только я могу сказать, с предлогами “к” и “по” порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.п) Сегодня мы с вами закрепим знания о том, как писать падежные окончания у имён существительных в ед.ч и во мн.ч. Какие поставим задачи на урок? | Отгадывают ребус.
Объясняют правило постановки мягкого знака.
Отвечают на вопрос учителя.
Называют тему урока и задачи.
| Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
4. | Решение учебной задачи Метод – словесный; Прием – диалог. | 15 | Давайте с вами посмотрим на таблицу: Падеж | Окончания | Множественное число | Единственное число |
| 1скл. | 2 скл. | 3 скл. |
| И.п. | -а –я | -о –е |
| -ы -и -а -я | Р.п. | -ы –и | -а -я | -и | -ов -ев –ей
| Д.п. | -е | -у –ю | -и | -ам -ям | В.п. | -у –ю | -о -е |
| -ы -и -а -я -ей
| Т.п. | -ой –ей (-ою –ею) | -ом -ем | -ю | -ами -ями | П.п. | -е | -е | -и | -ах -ях |
Как нам определить какое же окончание мы будем писать у сущ. В ед.ч? Что нужно сделать сначала? Давайте повторим алгоритм: - Определить склонение. Как определить склонение?
- Определить падеж.
А как определить какое окончание писать у сущ. Во мн.ч? - Склонение. Как определить склонение сущ. Во мн.ч? (поставить в нач.форму)
- В каких падежах существительные разных склонений могут иметь одинаковые окончания? (Дательный, творительный, предложный стр 41)
Исследовательская работа . А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание. Работаем. 1группа. Задание. У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.
1. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. |
| 2. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже, в дательном и предложном падеже окончание – е. |
|
Воспользуемся для доказательства опорными словами Р.п.___________________________________окончание Д.п. ___________________________________окончание П.п. ___________________________________окончание Следовательно, утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – …., в дательном и предложном падеже окончание –…. является верным\неверным? 2 группа. Задание. У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -. А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
1. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е. |
| 2. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и. |
|
Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________ П.п. ___________________________________окончание Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание –…. является верным\неверным? 3 группа. Задание. У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -. А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
1. | Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. |
| 2. | Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и . |
|
Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________ Р.п.___________________________________окончание Д.п. ___________________________________окончание П.п. ___________________________________окончание Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падеже окончание –…. является верным\неверным? Проверка. Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа? На доске появляется: 1 скл. 2 скл. 3 скл. Р.п. – И - - И Д.п. –Е - - И П.п. –Е -Е - И
|
Рассматривают таблицу.
Отвечают на вопросы учителя.
Проводят исследования в группах. | Познавательные: осмысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
5. | Физминутка | 2 мин | - Ребята, а какое вещество заполняет реки, озёра, моря, ручьи, родники? - Да, это вода. Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Поэтому нельзя загрязнять водоёмы. - А сейчас сядьте поудобней, представьте, что вы оказались в лесу, около небольшого ручейка. Река. Звук журчащей воды.
- Вы слышите его журчание, ощущаете свежесть, прохладу. Набираетесь сил, наполняетесь энергией и готовы работать дальше.
| Отдыхают. |
|
6. | Решение частных учебных задач. Метод – словесный; Метод – практический; Приём – демонстрация
Метод – наглядный; Приём - иллюстрация | 15 мин | Откройте в учебнике стр.46, найдите упражнение 82. Давайте прочитаем текст. В парах составьте план текста. Сейчас нам нужно из предложенного текста выписать все имена сущ., определить склонение и выделить окончание. 1 ряд выписывает все имена сущ. из 1 абзаца и т.д Проверка.
А теперь небольшой диктант. На детской площадк.. было шумно. Воробей прыгает от ветк.. к ветк... На топол.. и сирен.. набухли почки. На площад.. в центр.. города был салют. Найдите и подчеркните все орфограммы. Комментирование по очереди
| Выписывают сущ. из текста, определяют склонение.
Проверяют по слайду.
Находят и подчёркивают орфограммы.
| Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач. Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий. |
7. | Рефлексия и итог урока Метод – словесный; Приём – объяснение. | 3 мин
| Над какой темой мы сегодня работали? Как определить, какое окончание писать у имён существительных? Теперь я прошу каждого подумать и оценить свою работу на уроке. На столе у вас лежат смайлики, если у вас на уроке не было затруднений, и вы считаете, что тему усвоили хорошо, поднимите весёлый смайлик. А если считаете, что ещё нужно поработать с данной темой поднимите грустный смайлик. | Отвечают на вопросы.
Подводят итог урока.
| Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». |