Конспект урока русского языка на тему: «Предложение как единица речи, его назначение и признаки» (УМК «Школа России», 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка на тему: «Предложение как единица речи, его назначение и признаки» (УМК «Школа России», 2 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка на тему: «Предложение как единица речи, его назначение и признаки» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель: воспроизвести знания учащихся о признаках предложения, научить отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения в деформированном тексте.
Планируемые результаты:
Предметные: актуализировать знания учащихся о предложении, полученные в 1 классе; формировать умения отличать предложение от набора слов, определять количество слов в предложении, писать слова раздельно, употреблять заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце предложения.
Метапредметные:
- познавательные: уметь строить рассуждения; уметь осуществлять анализ текста.
- регулятивные: ставить цели; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме (скажите…, расскажите…, объясните…).
- коммуникативные: работать взаимодействуя со взрослым, сверстниками; активно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания; работать в группах.
- личностные: формировать положительное отношение к русскому языку как к предмету изучения; формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: учебник, конспект урока, презентация, карточки с заданием, карточки со словарными словами.
Ход урока:
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно - замолкаем.
В теме будем разбираться
Главное – не отвлекаться!
2. Актуализация знаний.
Посмотрите внимательно на доску. Что мы можем сказать об этих буквосочетаниях? Почему вы считаете это слогами? А что общего в написании этих слогов? Сегодня наш урок мы начнем с повторения нижнего соединения. Мы повторим с вами написание слогов «ро» и «на».
ро на
Обратите внимание, что буква «р» состоит из двух элементов: наклонной палочки и палочки с закруглением сверху и снизу. Теперь приступим к букве «о». Мы ведем вверх влево округлую линию, затем вниз до нижней линии рабочей строки и завершаем ее. Пропишите слог «ро» три раза в своей тетради.
Теперь обратим внимание на слог «на». Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведём вниз палочку до нижней линии рабочей строки. Затем от середины первого элемента пишем второй элемент — перекладинку. Этот элемент должен быть чуть провисшим. Третий элемент — палочка с закруглением внизу. Переходим к букве «а». Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем вниз второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу. Пропишите с новой строги слог «на» три раза в своей тетради.
Ребята, попробуйте устно составить слова, в которых бы были слоги «ро» и «на». (Ответы учеников)
Я тоже придумала одно слово. А для того, чтобы узнать его вам необходимо отгадать загадку.
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю – вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
(Родина)
Совершенно верно, ребята. Ребята, как вы думаете, а почему слова родина пишется иногда с заглавной буквы, а иногда со строчной? (ответы детей).
родина
Родина
Запиши себе в тетрадь эти словарные слова. Поставьте ударение и обратите внимание на безударный гласный «и». Его написание нужно запомнить.
А вы знаете какой город является нашей малой родиной? Посмотрите внимательно на экран (слайд 1).
Обратите внимание, какая большая наша область! А как называется главный город нашей области? Верно. А кто-нибудь знает, из каких районов состоит город Брянск? Молодцы, ребята!
А я предлагаю вам узнать еще одно словарное слово. Но для этого нам необходимо разгадать кроссворд (слайд 2).
Б | Р | Я | Н | С | К | |||||
М | О | С | К | В | А | |||||
| С | О | С | Н | А | |||||
| Д | Е | С | Н | А | |||||
Г | И | М | Н |
| ||||||
С | Е | М | Ь | Я |
|
(учащиеся записывают ответы на доске, выделяя орфограммы слов).
- Город в котором мы живем?
- Столица нашей Родины.
- Хвойное дерево, широко распространенное на территории нашей страны.
- Главная река города Брянска.
- Песня государственной важности.
- Самое дорогое, что есть у человека.
На какие две группы мы можем разделить эти слова? (имя собственное и нарицательное).
При помощи кроссворда у нас получилось новое слово. Какое? Запишите его к себе в тетрадь.
Россия
Давайте составим предложения с новым словарным словом (ответы детей). Давайте запишем одно предложение: «Наша родина – Россия» (комментируемое письмо).
Физкульминутка
Хомка-хомка хомячок
(надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок
(гладим себя по бокам)
Хомка рано встает
(потягиваемся)
Щечки моет, глазки трет
(делаем соответсвенные действия)
Подметает хомка хатку
(наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать
(показывываем сильный)
3. Изучение нового материала.
А теперь обратите внимание на доску (слайд 3). Какая группа слов отличается от остальных и чем?
- Родина, осень, доброта, жизнь.
- У каждого есть своя.
- У каждого есть своя родина.
А почему вы решили, что это предложения? А кто сможет мне рассказать, что такое предложение? Как думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
У вас на столах лежат карточки. Из этих карточек убежали все точки. Пожалуйста, возьмите простой карандашик и верните их на место.
Моя малая родина – Брянск я очень люблю свой город он большой и красивый
Давайте прочитаем, какие предложения у нас получились. Запишите первое предложение к себе в тетрадь.
А теперь давайте обратимся к учебнику (стр.24 упр.21). Давайте прочитаем это стихотворение. Кто является его автором? А про что это стихотворение? Сергей Александрович писал про свою малую родину. Посмотрите на экран. Здесь изображена его малая родина - село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии. Обратите внимание на экран (слайд 4).
А теперь давайте еще раз обратимся к стихотворению. Как на письме обозначается конец и начало предложения? А в устной речи как отделяется одно предложение от другого?
В начале урока вы говорили, что предложение – это связанные между с собой по смыслу слова. Но давайте внимательно посмотрим на это стихотворение. Какую особенность вы заметили? Так сколько слов может быть предложении? Кто сможет сформулировать правило, что такое предложение? Давайте проверим насколько верны ваши утверждения. Открываем учебники на стр.24. Читаем правило.
4. Закрепление изученного материала.
А сейчас, ребята, мы поработаем с вами в группах. Я раздам вам текст. В нем будет рассказано про нашу область. Каждой группе я дам свое задание. Но одно задание общее для всех: придумать заголовок к тексту.
Брянск – это главный город Брянской области. Он находится на берегах прекрасной реки Десны. Брянская область состоит из 27 районов. Соседями Брянской области являются такие страны, как Украина и Белоруссия. Известен Брянск, прежде всего, своими непроходимыми лесами. В древние времена его называли Дебрянск. Наша Брянская область подарила миру очень много знаменитых имён. Динабургский Валентин Давыдович является создателем парка - музея имени Алексея Константиновича Толстого. Афанасьев Виктор Михайлович – настоящий космонавт! Камозин Павел Михайлович – советский лётчик-истребитель тоже является уроженцем Брянска. И еще множество великих людей родились на Брянской земле. Нам есть чем гордиться!
1 группа ищет ответ на вопрос: на берегах какой реки расположен Брянск?
2 группа ищет ответ на вопрос: как в старину назывался город Брянск?
3 группа ищет ответ на вопрос: кто является основателем парка-музея имени Алексея Константиновича Толстого?
4 группа ищет ответ на вопрос: сколько районов входит в состав Брянской области?
5 группа ищет ответ на вопрос: кто является брянским космонавтом?
6 группа ищет ответ на вопрос: кто такой Камозин Павел Михайлович?
Приступаем к выполнению задания (учащиеся работают в группах. Затем следует проверка выполненного задания). Обратите внимание на экран. Здесь вы можете познакомиться с портретами людей, про которых вы только что прочитали .
5. Рефлексия.
Ребята, что мы сегодня узнали на уроке?
Что такое предложение?
Сколько слов может содержаться в предложении?
Какой город является нашей малой родиной?
Мы с вами много говорили про Родину. Узнали известных людей нашей Брянской земли. Скажите мне, а чем мы можем с вами гордиться, ребята?
Всем большое спасибо за урок!
6. Домашнее задание.
Списать и выучить правило из учебника, страница 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме:"Предложения с прямой речью" 4 класс
Урок русского языка с презентацией в 4 классе по теме "Предложения с прямой речью" по программе "Школа 2100". Цели и задачи урока : формирование знаний, умений...
Урок русского языка по теме: Предложения с прямой речью" 4 класс
Урок прививает интерес к предмету, развивает внимание и логическое мышление....
Урок русского языка по теме: Предложения с прямой речью" 4 класс
Урок прививает интерес к предмету, развивает внимание и логическое мышление....
Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании предлогов;· развитие умения употреблять...
Конспект урока русского языка на тему: "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложн...
Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...
Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."
Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...