Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание существительных с суффиксом ИЩ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предмет: русский язык
Класс: 3-2
Тема урока: Правописание существительных с суффиксом ИЩ
Цель урока: научиться правильно, писать слова с суффиксом ИЩ; умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию
Планируемые результаты:
ü Предметные: правильно писать окончания существительных с суффиксом -ищ- в единственном числе; задавать вопросы; формулировать выводы
ü Личностные: развивать логического мышления; эстетическое воспитание учащихся
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ishch.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
Русский язык
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 3-2
Тема урока: Правописание существительных с суффиксом ИЩ
Цель урока: научиться правильно, писать слова с суффиксом ИЩ; умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию
Планируемые результаты:
- Предметные: правильно писать окончания существительных с суффиксом -ищ- в единственном числе; задавать вопросы; формулировать выводы
- Личностные: развивать логического мышления; эстетическое воспитание учащихся
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.
№ | Этап урока Методы и приемы | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I | Организационный этап | 1-2 мин | Здравствуйте, ребята, встали ровно подравнялись! Присаживайтесь. | Приветствовать учителя | Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
II | Мотивационный этап
| 5мин | Посмотрите на доску . Прочитайте слова: Что общего у слов?(у всех слов суффикс ищ) Предположите тему урока. Правописание существительных с суффиксом ИЩ Скажите цели урока: Узнать … (в каких словах пишется суффикс ИЩ) Закрепить … (правописание суффикса Ищ в существительных) | Сравнивать слова на доске Определять тему по наводящим вопросам Ставить цели на урок | Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. К: выслушивать разные точки зрения |
Решение учебной задачи | 15 м | Откройте тетради, запишите число, классная работа. Посмотрите еще раз на слова, которые на доске. Какое у них окончание?(а и е) А суффикс у них одинаковый? Почему слова с одинаковым суффиксом –ищ-, но одни слова оканчиваются на – а, а другие – на – е? Давайте поразмышляем. Откройте обрытый словарь на А(ища) Прочитайте все слова про себя Запишите в тетради первые 5 слов из столбика на –ища. Рядом напишите слова, от основ которых они образованы(т.е. от какого слова образовались). Какой общий признак у существительных вы заметили? Какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ-? (Ж.Р.) Сделайте вывод. (У существительных с суффиксом ищ окончание пишется а , если слово, от основы которого оно образовано женского рода? Теперь откройте словарь на Е(ище) Проделайте ту же работу с этими словами. Какой общий признак у существительных вы заметили? Какого рода большинство слов с суффиксом – ищ вы встретили- ? (М.Р.) Миша среди большого количества слов мужского рода обнаружил несколько слов среднего рода. А ты нашел эти слова?(чудище, страшилище, плечище) Сделайте вывод. У существительных с суффиксом ищ окончание пишется е , если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода? Прочитайте в учебнике на стр 81 правило, дополните его. Правильно ли мы сделали вывод? Расскажите правило без учебника. Прочитайте пересказ текста в упр 92 Найдите в тексте к каждому слову на цветном фоне родственное слова. Например тетрадочка – тетрадищ . Запишите эти пары слов как на образце. Окончание в словах пока не пишите. В чем разница значений слов в этих парах? Какая часть слова делает их значение разными? Рядом со словом, в котором пропущено окончание, напиши слово, от которого оно образовалось, и сверху укажите род Например тетрадочка – тетрадища – тетрадь (ж.р) А теперь правильно напиши все окончания. Разберем по составу слова которые выделены. | Открывать тетрадь и записывать число Смотреть на слова и определять окончание Открывать слова на А Записывать 5 слов по образцу Отвечать на вопросы Делать вывод, формулировать правило Открывать слова на Е Записывать 5 слов по образцу Отвечать на вопросы Искать слова среднего рода Делать вывод, формулировать правило Сравнивать в учебнике правило с правилом, которое сформулировали Читать пересказ Искать родственные слова Записывать в тетрадь слова Отвечать на вопросы Записывать слова Записывать окончание | Р: принимают и сохраняют уч. Задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; К: находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения используя для этой цели в качестве аргументов правила. | |
IV | Физкультминутка Решение учебной задачи | 1-2 Мин 15мин | Видеоролик Упр. 93. Прочитайте задание. Ваша задача выписать выделенные слова столбиком в начальной форме, окончание пока не пишите. Рядом со словами напиши слово, от основы которого оно образовалось и в скобках указать род. Теперь правильно назовите и впишите окончания в словах. Например силищ … - сила (ж.р) Продолжаем дальше самостоятельно . Миша написал слова так папище и мамища, а маша написала слова так папища и мамища, кто из них прав? Прочитайте выделенные слова на стр 83. Что они означают? А почему так говорят? Прочитайте, что говорят в учебнике. | Выполнять упражнения Выполнять упр 93 самостоятельно Слушать задание Смотреть пример Отвечать на вопрос Читать выделенный фразеологизм Отвечать на вопросы Читать в учебнике значение | выполнение действия по образцу Л:ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. Р: принимают и сохраняют учебную задачу Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
V | Рефлексия | 2-3 мин | Какие цели мы ставили? Кто считает, что справился с целями, поднимите руку. Для вас эта тема была сложной? В чем у вас были затруднения? С каким суффиксом вы познакомились? Какое правило сформулировали? Спасибо за урок, надеюсь вы меня поняли и не будете делать ошибки в похожих словах. | Анализировать свою деятельность Вспоминать цели | Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"
Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....
Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"
Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...
конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание суффиксо -ек и -ик"
Конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в рамках научно-практического семинара «Использование технологии проектирования В.М. Монахова»Цели урока:-сформировать практический навык право...
Конспект урока по русскому языку 2 класс. Роль суффиксов в словообразовании.
конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема урока: "Роль суффиксов в словообазовании". Школа 2100...
План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...
Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и суффиксов -ик-, -ек-.
Правописание суффиксов -ик, -ек ....
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Глагольные суффиксы "
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Глагольные суффиксы "...