Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание существительных с суффиксом ИЩ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 3-2

Тема урока: Правописание существительных с суффиксом ИЩ

Цель урока: научиться правильно, писать слова с суффиксом ИЩ; умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию

Планируемые результаты:

ü Предметные: правильно писать окончания существительных с суффиксом -ищ- в единственном числе; задавать вопросы; формулировать выводы

ü Личностные: развивать логического мышления; эстетическое воспитание учащихся

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ishch.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 3-2

Тема урока: Правописание существительных с суффиксом ИЩ

Цель урока: научиться правильно, писать слова с суффиксом ИЩ; умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию

Планируемые результаты:

  • Предметные: правильно писать окончания существительных с суффиксом -ищ- в единственном числе; задавать вопросы; формулировать выводы
  • Личностные: развивать логического мышления; эстетическое воспитание учащихся

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный этап

1-2

мин

Здравствуйте, ребята, встали ровно подравнялись! Присаживайтесь.

Приветствовать учителя

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

II

Мотивационный этап

 

5мин

Посмотрите на доску .

Прочитайте слова:
рыбища, травища, головища, тетрадища,
бородища, медвежище, дождище, гвоздище, холодище, чудище

Что общего у слов?(у всех слов суффикс ищ)

Предположите тему урока.

Правописание существительных с суффиксом ИЩ

Скажите цели урока:

Узнать … (в каких словах пишется суффикс ИЩ)

Закрепить … (правописание суффикса Ищ в существительных)

Сравнивать слова на доске

Определять тему по наводящим вопросам

Ставить цели на урок

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

К: выслушивать разные точки зрения

Решение учебной задачи

15 м

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Посмотрите еще раз на слова, которые на доске.

Какое у них окончание?(а и е)

А суффикс у них одинаковый?

Почему слова с одинаковым суффиксом –ищ-, но одни слова оканчиваются на – а, а другие – на – е?

Давайте поразмышляем.

Откройте обрытый словарь на А(ища)

Прочитайте все слова про себя

Запишите в тетради первые 5 слов из столбика на –ища.

Рядом напишите слова, от основ которых они образованы(т.е. от какого слова образовались).

Какой общий признак у существительных вы заметили?

Какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ-? (Ж.Р.)

Сделайте вывод.

(У существительных с суффиксом ищ окончание пишется а , если слово, от основы которого оно образовано женского  рода?

Теперь откройте словарь на Е(ище)

Проделайте ту же работу с этими словами.

Какой общий признак у существительных вы заметили?

Какого рода  большинство слов с суффиксом – ищ вы встретили- ? (М.Р.)

Миша среди большого количества слов мужского рода обнаружил несколько слов среднего рода.

А ты нашел эти слова?(чудище, страшилище, плечище)

Сделайте вывод.

У существительных с суффиксом ищ окончание пишется е , если слово, от основы которого оно образовано мужского и среднего рода?

Прочитайте в учебнике на стр 81 правило, дополните его. Правильно ли мы сделали вывод?

Расскажите правило без учебника.

Прочитайте пересказ текста в упр 92

Найдите в тексте к каждому слову на цветном фоне родственное слова.

Например тетрадочка – тетрадищ .

Запишите эти пары слов как на образце.

Окончание в словах пока не пишите.

В чем разница значений слов в этих парах?

Какая часть слова делает их значение разными?

Рядом со словом, в котором пропущено окончание, напиши слово, от которого оно образовалось, и сверху укажите род

Например тетрадочка – тетрадища – тетрадь (ж.р)

А теперь правильно напиши все окончания.

Разберем по составу слова которые выделены.

Открывать тетрадь и записывать число

Смотреть на слова и определять окончание

Открывать слова на А

Записывать 5 слов по образцу

Отвечать на вопросы

Делать вывод, формулировать правило

Открывать слова на Е

Записывать 5 слов по образцу

Отвечать на вопросы

Искать слова среднего рода

Делать вывод, формулировать правило

Сравнивать в учебнике правило с правилом, которое сформулировали

Читать пересказ

Искать родственные слова

Записывать в тетрадь слова

Отвечать на вопросы

Записывать слова

Записывать окончание

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
принимают освоенные способы действия.

Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

К: находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения используя для этой цели в качестве аргументов правила.

IV

Физкультминутка

Решение учебной задачи

1-2

Мин

15мин

Видеоролик

Упр. 93. Прочитайте задание.

Ваша задача выписать выделенные слова столбиком в начальной форме, окончание пока не пишите. Рядом со словами напиши слово, от основы которого оно образовалось и в скобках указать род.

Теперь правильно назовите и впишите окончания в словах.

Например силищ … - сила (ж.р)

Продолжаем дальше самостоятельно .

Миша написал слова так папище и мамища, а маша написала слова так папища и мамища, кто из них прав?

Прочитайте выделенные слова на стр 83.

Что они означают?

А почему так говорят?

Прочитайте, что говорят в учебнике.

Выполнять упражнения

Выполнять упр 93

самостоятельно

Слушать задание

Смотреть пример

Отвечать на вопрос

Читать выделенный фразеологизм

Отвечать на вопросы

Читать в учебнике значение

выполнение действия по образцу

Л:ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

V

Рефлексия

2-3

мин

Какие цели мы ставили?

Кто считает, что справился с целями, поднимите руку.

Для вас эта тема была сложной?

В чем у вас были затруднения?

С каким суффиксом вы познакомились?

Какое правило сформулировали?

Спасибо за урок, надеюсь вы меня поняли и не будете делать ошибки в похожих словах.

Анализировать свою деятельность

Вспоминать цели

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....

Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"

Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...

конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание суффиксо -ек и -ик"

Конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в рамках научно-практического семинара «Использование технологии проектирования В.М. Монахова»Цели урока:-сформировать практический навык право...

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Роль суффиксов в словообразовании.

конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема урока: "Роль суффиксов в словообазовании". Школа 2100...

План-конспект урока по русскому языку "Роль приставок и суффиксов в словах"

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний". Тема: Роль приставок и суффиксов в словахЦель урока:1. Учить находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Глагольные суффиксы "

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Глагольные суффиксы "...