Конспект урока по русскому языку 2 класс. Роль суффиксов в словообразовании.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема урока: "Роль суффиксов в словообазовании". Школа 2100
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку (2 класс, Школа 2100)
Тема: Роль суффиксов в словообразовании.
Задачи урока:
Образовательные:- знакомить учащихся со словообразовательной ролью суффиксов и его основными признаками: имеют различные смысловые значения, служит для образования новых слов, стоит за корнем;
Развивающие:- развитие языковой эрудиции, формирование способностей к поиску, анализу;
Воспитательные:- воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, животным; воспитывать товарищество и взаимовыручку.
Оборудование: учебник, презентация, карандаши (желтый, зелёный, красный), смайлики, карточки (суффиксы, ответы на вопросы)
Ход урока
Оргмомент.
Прозвенел и смолк звонок
Всех собрал он на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сели за свой стол.
Перед вами лежат смайлики. Выберите и покажите смайлик, с каким настроением вы пришли на урок.
- Я вижу настроение у вас хорошее.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-Открываем тетради, посмотрите, сколько строчек нужно пропустить, записываем число, классная работа.
Предположите, какую оценку вы бы хотели получить сегодня на уроке. Поставьте её карандашом на полях.
Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Посмотрите на иллюстрацию, что на ней изображено?
На слайде: иллюстрация лес.
Работа со слайдами
Скажите, это большой лес или маленький? (разные мнения)
Давайте, попробуем разобраться.
-Если бы рядом с ним поставили маленький дом, то каким стал лес? (Большим)
-А если большой дом, то по отношению к этому дому, каким стал лес? (Маленьким)
Запишем получившуюся пару слов: ЛЕС - ЛЕСОК
Какие это слова? (однокоренные) докажите, что это однокоренные слова.(общий корень-лес-). Вспомните, что называют корнем? (корень –главная значимая часть в слове). Выделите корень.
Сообщение темы и целей урока.
Посмотрите на второе слово – ЛЕСОК, как оно образовалось? (к слову –лес+ок). знаем ли мы что такое ОК.(нет, не знаем).
Попробуйте сформулировать тему урока ( познакомиться с новой частью слова)
Что бы мы могли выяснить про эту часть слова?
Составить план на доске
- Узнать, как называется новая часть слова
- Где находится новая часть слова
- Как обозначается
- Для чего она нужна
- Научиться находить новую часть слова
Ах, какое это счастье!
Слово делится на части,
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей
Посмотрите, в нашем лесу выросло необычное дерево. На нём вместо листочков выросли слова. ИЗМЕНИТЕ, СЛОВА ТАК, ЧТОБЫ ОНИ СТАЛИ МАЛЕНЬКИМИ. ЗАПИШИТЕ ИХ ПАРАМИ.
Записывают: зуб-зубик, зуб-зубок, мёд-медок, лёд-ледок, дым-дымок.
Посмотрите на слова. Как изменились слова, при помощи, каких частей слова? (они стали обозначать маленький предмет, -ик,-ок)
Как образовались новые слова?( добавили –ИК-, -ОК-)
Где стоит эта часть слова? (после корня). ЭТА ЧАСТЬ СЛОВА НАЗЫВАЕТСЯ –СУФФИКС. Обратите внимание, в слове суффикс пишется удвоенная «ф».
Посмотрите, на какие вопросы мы нашли ответы? Послушайте стихотворение, оно поможет нам ответить ещё на один вопрос.
После корня он стоит,
Его я если заменю,
Другое слово получу
Обозначу уголком,
Называю суффиксом.
Что нового вы узнали об этой части слова? (обозначение уголком)
Выделим суффиксы в словах.
Взаимооценка/взаимопроверка
ОБМЕНЯЙТЕСЬ ТЕТРАДЯМИ, ПРОВЕРЬТЕ, ВСЁ ЛИ ПРАВИЛЬНО ЗАПИСАЛИ. ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА.
Какое значение у суффиксов –ок, -ик? Что произошло со словами?(стали обозначать маленький предмет, уменьш. ласкат. значение).
Посмотрите, что мы можем сказать о новой части слова?
Давайте попробуем составить правило, что такое суффикс. (опрос 2-3 человек)
Сравним ответы ребят с правилом, данным в учебнике в оранжевой рамочке на с. 90.
Чей ответ был наиболее точным?
ФИЗМИНУТКА
Возвращаемся к теме нашего урока (какая тема), что узнали о новой части слова? Чему ещё нужно научиться? (находить суффиксы в словах)
Работа в парах. Из частей слова составьте слова. – Как вы думаете, какая часть слова напечатана красным цветом? ( Суффиксы напечатаны красным цветом).
САД | ИК |
КОТ | ЁНОК |
ТИГР | ЁНОК |
СТОЛ | ИК |
УГОЛ | ОК |
На доске слайд для проверки слов.
Самооценка.
- Если вы правильно составили слова, правильно обозначили суффикс, поставьте на полях зеленый кружок.
- Если была ошибка в составлении одного слова, или не правильно подобрали суффикс – желтый кружок.
- Если задание было трудным и нужно еще потренироваться – красный кружок.
Какие суффиксы встретились? Как они изменили значение слов?
(ЁНОК- название детенышей)
Самооценка.
ВЫВОД: Для чего нужны суффиксы -для образования новых слов
А теперь, я хочу посмотреть, как вы умеете применять новые знания.
Выпишите однокоренные слова, выделите известные части слова
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж – отец, ежиха –мать, И ребенок – ёжик.
Какие слова выписали? Какие они, по отношению друг к другу?
Докажите, что это однокоренные слова. Что называют корнем?! Выделите корень!
При помощи чего образовались слова: ЕЖИХА, ЁЖИК? (с + суфф. –их-, ик-).
Какой новый суффикс вам встретился? (-их -название животных женского рода, ежиха, зайчиха и т.д). С какой новой частью слова познакомились? !Выделите суффикс!
Какие части слова выделили в этих словах? (корень, суффикс).
Проверка. Самооценка.
Чему мы учились?(находить суффиксы)/что мы сейчас учились делать? (находить суффикс).
Прочитаем алгоритм нахождения суффикса, в учебнике на с.90.
Самооценка.
- Зел. Кружок – все слова верно записаны, верно выделены части слова.
- Жел.кр – 1 слово не записано.
- Кр. Круж. – больше 2 слов записано неверно, неверно выделены суффиксы.
Итог урока.
Какие части слова вы знаете? (корень, суффикс)
Что называют корнем?
С какой новой частью слова вы сегодня познакомились?
Что вы узнали о суффиксе?
С какими суффиксами вы познакомились?
Кто запомнил, какое значение они имеют?
Мы ответили на вопросы, которые ставили в начале урока?
Подведение итога, рефлексия, самооценка.
Оцените свою работу в течении урока.
Все зелёные –«5»
Один жёлтый остальные зелёные –«4»
Все желтые –«3»
Сравните эту оценку с той, которую вы поставили в начале урока, совпадают ли они?
Возьмите смайлики, покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.
Откройте дневники, запишите Д/з с.90 выучить правило.( при открытых учебниках)
Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
зуб мёд дым лёд
Зуб - зубик Мёд - медок Дым - дымок Лёд - ледок Зуб - зубок
стол - сад - кот -угол - тигр - Проверьте себя. садик столик котёнок уголок тигрёнок Как суффиксы изменяют смысл слова? Развиваем умения
Прочитайте стихотворение. Проверяем себя Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж – отец, ежиха –мать И ребенок – ёжик. Выпишите однокоренные слова, выделите известные части слова.
Проверьте себя. Ёж, ежиха, ёжик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.
Структура конспекта урока русского языка.Тема: Правописание суффиксов –ик/-ек.Класс:3 класс,2 четверть.Программа: программа «Школа России» русский язык 3 класс....
Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс
Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....
Конспект урока по русскому языку «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени»
Конспект урока по русскому языку на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"...
Конспект урока по русскому языку «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени»(УМК«Школа России», 4 класс )
Цели деятельности учителя: формирование умений определять безударный суффикс в глаголах прошедшего времени;ознакомление учащихся с правописанием безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.План...
Конспект урока по русскому языку «Синтаксическая роль личных местоимений в предложении» 2 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Синтаксическая роль личных местоимений в предложении»Цели деятельности учителя: формирование умения употреблять местоимения в речи.Планируемые результатыПредметные-знать: что такое ...