Учебно - методический комплект. Письмо. 1 класс. Тема: "Звуки [д] и [д’], буква Дд"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Егорова Татьяна Леонидовна

Тема: Звуки [д] и [д’], буква Дд.

Цели деятельности учителя: научить писать букву Дд; развивать умение проводить звуковой анализ слов.

Планируемые результаты

предметные:

·        дать представление о букве Дд;

·        научить писать букву Дд;

·        научить писать слоги с нижним и верхним соединением;

·        научить писать слова и предложения с изученной буквой;

·        формировать навыки чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух.

личностные:

·        оценивать свои достижения при выполнении заданий урока (самооценка);

·        стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Азбука: 1 класс: Климанова Н.Ф., Макеева С.Г. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспектива», 2011 год, стр. 12-13; пропись, стр. 12-13; проектор; компьютер; доска.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного урока письма и обучения грамоте

Тема: Звуки [д] и [д’], буква Дд.

Цели деятельности учителя: научить писать букву Дд; развивать умение проводить звуковой анализ слов.

Планируемые результаты

предметные:

  • дать представление о букве Дд;
  • научить писать букву Дд;
  • научить писать слоги с нижним и верхним соединением;
  • научить писать слова и предложения с изученной буквой;
  • формировать навыки чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух.

личностные: 

  • оценивать свои достижения при выполнении заданий урока (самооценка);
  • стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Азбука: 1 класс: Климанова Н.Ф., Макеева С.Г. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспектива», 2011 год, стр. 12-13; пропись, стр. 12-13; проектор; компьютер; доска.

Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок письма.

Приветствовать учителя. Настраиваться на работу.

2. Мотивационный

этап.

Словесный метод:
беседа

Анализ звуков [д] и [д’].

  • Представьте, что вы оказались не на уроке, а в лесу. Что вы видите? (Деревья, животных, птиц, грибы)
  • Какие звуки слышите? (Пение птиц, стук дятла, шелест листвы)
  • Какую птицу называют лесным доктором и почему? (Дятел, потому что он питается жучками, которые съедают дерево изнутри)
  • Проговорим все вместе, четко артикулируя: «Дятел долбит дерево».
  • Какие звуки повторяются в начале слов? (Звуки [д] и [д’].)
  • Это звуки гласные или согласные? (Согласные)
  • Наш язычок как будто «долбит» верхние зубы, как дятел: д-д-д…
  • А теперь ударим язычком помягче: дь-дь-дь.
  • Предположите, какая у нас сегодня будет тема урока? (Буква Дд)
  • А какую цель мы поставим? (Познакомится с буквой Дд и научиться ее писать)

Выдвигать предположения.

Отвечать на вопросы.   

Определять тему и ставить цели урока.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

3. Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный метод:
беседа

Практич. метод: работа по азбуке

Практич. метод: работа с текстом

Практич. метод: анализ звуков

Работа по азбуке

  • Откройте свои учебники на стр. 12.
  • Посмотрите на букву, которой обозначают звуки [д] и [д’]. Где живет эта буква? (В домике)
  • Попробуйте отыскать её в рисунке домика.
  • Чтобы прочитать эту страницу азбуки, нужно сначала выйти из дома по ступенькам и не споткнуться. Давайте прочитаем слоги в рамочке: де–ду-дё-ды-ди.
  • И ещё раз прочитаем их. Только в обратном порядке: ди-ды-дё-ду-де.
  • Молодцы.
  • Название всего, что находится вокруг дома, начинаются со звуков [д] и [д’]. Модели каких слов даны на странице? (Дубы, дети)
  • Чем похожи эти слова по слого-звуковому составу? (Они состоят из двух слогов, четырёх звуков)
  • А чем различаются? (В первом слове твердые согласные, а во втором – мягкие)
  • Какими буквами обозначена мягкость согласных звуков? (е, и)
  • Прочитайте первое слово «дубы» с ударением. (дубЫ)
  • Давайте охарактеризуем каждый звук и составим звуковую схему слова «дубы».

Работают в парах, один у доски.

  • Произнесите первый звук, интонируя. (д) Какой это звук? (Согласный, твердый)
  • Произнесите следующий звук. (у) Какой это звук? (Гласный, безударный)
  • Произнесите следующий звук. (б) Какой он? (Согласный, твердый)
  • Назовите следующий звук. (ы) Какой это звук? (Гласный, ударный)
  • Произнесите слово по слогам. (ду-бы)
  • Сколько здесь слогов? (2)
  • Теперь прочитаем слона в столбике выделяя ударение. (дубЫ, дубОк, дорОга)
  • Прочитайте второе слово с ударением. Ети)
  • Произнесите первый звук. (д) Какой это звук? (Согласный, мягкий)
  • Произнесите следующий звук. (е) Какой это звук? (Гласный, ударный)
  • Произнесите следующий звук. (т) Какой он? (Согласный, мягкий)
  • Назовите следующий звук. (и) Какой это звук? (Гласный, безударный)
  • Произнесите слово по слогам. (де-ти)
  • Сколько здесь слогов? (2)
  • Теперь прочитаем слова в столбике выделяя ударение. Ети, ДИма, дЕрево)

Работа с текстом

  • Прочитайте текст.
  • Есть ли у этого текста заголовок? (Нет, вместо него пустая рамочка)
  • Вам предлагается самим выбрать заголовок. Какие заглавия предлагаются в задании? («Дети», «Росток», «Дубок»)
  • Заглавие обычно выражает то главное, о чем говорится в тексте: о том, что дети были в лесу, или то, что в лесу рос дубок? (То, что в лесу рос дубок)
  • Как же можно озаглавить этот текст? («Росток», «Дубок»)
  • Давайте прочитаем слово «увидели» по слогам. (у-ви-де-ли)
  • А теперь прочитаем его с ударением. (увИдели)
  • Теперь прочитаем его ка говорим.
  • Сколько слогов в этом слове? (4)
  • Теперь прочитаем слово «берегли» по слогам. (бе-рег-ли)
  • А теперь с ударением. (береглИ)
  • Теперь как говорим.
  • Сколько слогов в этом слове? (3)
  • Давайте прочитаем слово «закрывали» по слогам. (за-кры-ва-ли)
  • А теперь прочитаем с ударением. (закрывАли)
  • Теперь произнесем, как говорим.
  • Сколько слогов в этом слове? (4)
  • Давайте прочитаем текст ещё раз.

Анализ звуков [д] и [т].

  • Теперь посмотрите на страницу 13.
  • Произнесите и послушайте звуки [д] и [т]. Какой звук звонкий, а какой глухой? ([д] звонкий, а [т] глухой)
  • Почему?
  • А теперь [д’] и [т’]. Что скажете о них? (Звук [д’] звонкий, а [т’] глухой.)
  • Назовите звонкие звуки. ([д], [д’])
  • Назовите глухие звуки. ([т], [т’])
  • Охарактеризуйте звук [д].
  • Охарактеризуйте звук [т].
  • Что у них общего и чем они отличаются?
  • Какое основное различие между звонкими и глухими согласными? (Звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие – без участия голоса)
  • Давайте прочитаем слоги в рамочке парами: да-та, ды-ты, до-то, де-те, дё-тё, ди-ти.
  • Что общего в каждом слоге? (Начинаются с буквы д и т)
  • Прочитайте слоги с твердым согласным.
  • А теперь с мягким согласным.
  • А чем отличаются верхние слоги от нижних? (Верхние начинаются с буквы д, а нижние с буквы т)
  • Произнесите эти слоги отдельно. Сначала с буквой д, а потом  с буквой т.
  • Что мы теперь знаем о звуках [д] и [т]? (Они парные)
  • Теперь прочитаем слова по столбикам. Читаем первый столбик: тон – трон - торт.
  • Теперь второй: дом – дам - дым.
  • Прочитайте пары слов: Дима-Тима, друг-труд.
  • Замена какого звука в слове «Дима» превратила его в слово «Тима»? (Замена звонкого звука [д’] на глухой звук [т’])
  • С каких парных звуков начинаются слова «друг», «труд»? (Со звонкого звука [д] и глухого звука [т])
  • Какой звук на конце мы слышим в слове «труд»? (Звук [т])
  • Это происходит из-за оглушения последней буквы д в этом слове. Вы узнаете этот маленький секрет чуть позже.
  • Составьте предложения со словами «друг» и «труд». (Варианты детей)

Отвечать на вопросы. 

Выдвигать предположения.

Работать с текстом.

Анализировать звуки.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

П:умение  отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

4. Решение частных задач.

Словесный метод:
беседа

Практич. метод: прописывание буквы в прописи

Практич. метод: разминка

Практич. метод: прописывание буквы

Практич. метод: работа в прописи.

Работа в прописи

  • Теперь откройте свои прописи на стр. 12.
  • Посмотрите на модели слов. Какие слова здесь написаны? (Домик, дерево)
  • Прочитайте слово «домик» по слогам. (до-мик)
  • А теперь прочитайте его с ударением. (дОмик) 
  • Сколько в этом слове слогов? (2)
  • Прочитайте слово «дерево» по слогам. (де-ре-во) 
  • А теперь прочитайте его с ударением. (дЕрево)
  • Сколько в этом слове слогов? (3)
  • Произнесите слово так, как мы говорим.
  • Выделите слоги в слове «дерево» у себя в прописи.
  • Попробуйте отгадать, какие слова загаданы в квадратиках ниже и составьте звуковую схему в парах.
  • Какие ещё слова можно найти на картинке? (дом, дуб, дупло)

Анализ буквы Дд

  • Рассмотрите строчную букву д в рамочке.
  • Ребята, чем похожи печатная и прописная буква Д? А чем они отличаются?
  • Из скольких элементов состоит прописная буква Д? (Из двух)
  • Назовите эти элементы. (Полуовал и прямая линия с петелькой, закругленной влево)
  • Давайте обведем эти элементы, но для начала выполним разминку для наших пальчиков перед письмом.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх),

Мы морковку трём

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя),

Мы капусту солим

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки),

Мы капусту жмём        

 (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Анализ и письмо строчной буквы д

  • Ребята, теперь найдите прописную букву Д. Давайте ее пропишем вместе.
  • Ставим опорную точку на верхней линии рабочей строки, на нижней линии рабочей строки  и на нижней добавочной линии друг под другом. Начинаем писать букву д. От верхней линии рабочей строки ведем полуовал влево до нижней опорной точки. От нижней опорной точки ведем полуовал к верхней рабочей строчке. Ставим точку на верхней рабочей строке и ведем прямую линию с петелькой, закругленной влево.
  • Теперь найдите строчную букву д, записанную в строчку и пропишите элементы буквы и букву д самостоятельно.
  • Подчеркните простым карандашом самую красивую букву.
  • Прочитайте слоги, записанные на 3-й строчке.
  • Какой элемент общий? (Полуовал и прямая линия с петелькой, закругленной влево)
  • Какое соединение у слога да? (Нижнее) 
  • А у слога ды? (Верхнее)
  • Какое соединение у слога де? (Среднее) 
  • Пропишите эти слоги по образцу, расставив опорные точки два раза.
  • Посмотрите на следующую строчку. Прочитайте слова: дом, дым, дубы.
  • Что общего у этих слов? Какая буква повторяется? (д)
  • Какое соединение в первом слове? втором? третьем?
  • Чем они отличаются?
  • Пропишите эти слова самостоятельно, а слово «дубы» только обведите.
  • Теперь посмотрите на стр. 13.
  • Модель какого слова здесь написана? (Дятел)
  • Прочитайте это слово по слогам. (дя-тел)
  • Прочитайте это слово с ударением. Ятел)
  • Произнесите слово так, как мы говорим.
  • Сколько в этом слове слогов? (2)

Анализ и письмо заглавной буквы Д

  • Рассмотрите заглавную букву Д в рамочке.
  • Из скольких элементов состоит заглавная буква Д? (Из двух)
  • Назовите эти элементы. (Прямая линия с небольшой петелькой, которая лежит на нижней линии рабочей строки. Полуовал, который заканчивается у верхней линии рабочей строки.)
  • Давайте ее пропишем вместе.
  • Ставим опорную точку на верхней добавочной линии рабочей строки и на нижней линии рабочей строки друг под другом. Ещё одну опорную точку ставим чуть выше линии нижней рабочей строки. Начинаем писать букву д. От верхней линии рабочей строки ведем прямую наклонную линию с небольшой петелькой вправо. Плавно рисуем полуовал с закруглением влево до верхней линии рабочей строки.
  • Теперь найдите строчку с заглавной буквой Д и пропишите ее элементы и букву Д самостоятельно.
  • Посмотрите на следующую строчку и пропишите букву Д самостоятельно.
  • Найдите четвертую строчку и прочитайте слоги: Де, Ды, Ди.
  • Какой элемент общий? (Прямая линия с небольшой петелькой, которая лежит на нижней линии рабочей строки. Полуовал, который заканчивается у верхней линии рабочей строки.)
  • Какое соединение у слога Де? (Среднее) 
  • А у слога Ды? (Верхнее)
  • Какое соединение у слога Ди? (Верхнее) 
  • Пропишите эти слоги по образцу, расставив опорные точки.
  • Посмотрите на следующую строчку.
  • Чем похожи и чем отличаются эти слова?
  • Почему они написаны с заглавной буквы? (Это имена)
  • Пропишите имена мальчика и девочки, расставив опорные точки самостоятельно.
  • Пропишите имена ещё раз на следующей строчке.

Отвечать на вопросы. 

Работать в прописях.

Выполнять разминку.

Прописывать букву д вместе с учителем на доске и в прописях.

Анализировать букву д.

Прописывать слоги.

Прописывать имена.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.  Подведение итога урока. Рефлексия.

  • Какую цель мы ставили вначале урока? (Научиться писать букву Дд)
  • Что мы учились делать на уроке? (Писать букву Дд)
  • Кто научился писать букву Дд?
  • Какие звуки означает буква Дд? (Звонкие и глухие согласные) 
  • Достигли ли мы цели урока? (Да)
  • Спасибо вам за урок, до свиданья!

Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект. Технология. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик».

Конспект урока технологии + презентация. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик»...

Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Вычитание вида 50-24"

Цель урока: познакомить с приёмом вычитания вида «52-24»; совершенствовать навыки устного счёта и умения решать составные задачи; развивать мышление и смекалку. Планируемые результаты:- предметны...

Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Вычитание вида 52-24"

Цель урока: закрепить у учащихся умение вычислять выражение с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.  Планируемые результаты:- предметные: закрепить навык вычисления выраже...

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Закрепление изученных букв" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Закрепление изученных букв" 1  класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс. Тема: Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б». Программа: перспектива.

Цели:Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими буквами....