Лексика в языковом сознании младших школьников
статья по русскому языку на тему
Данный материал рассказывает об опыте работы с учащимися начальной школы по теме "Лексика в языковом сознании младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лексика в языковом сознании младшего школьника» (выступление на Краевом педагогическом фестивале «Талант-2014»)
Здравствуйте!
Я приглашаю вас в путешествие под названием «Лексика в языковом сознании младшего школьника»
Образованность, интеллект, знание своего дела – эти качества всегда ценились. Но достаточно ли их для того, чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться успеха в карьере?
Сегодня образование ориентировано на воспитание личности, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении, личности, в которой сочетаются профессиональные знания и умения с высокой общей культурой.
Яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого служит речь.
«Заговори, чтоб я тебя увидел», - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.
Задумываясь над словом, мы постигаем его красоту, его глубину, проникаем в сокровенные тайны того, что называется родным языком, начинаем осознавать, насколько чудесны эти божественные дары – язык и речь.
Главное богатство языка – это его словарный запас, который можно рассматривать как своеобразный ключ к миру.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Так писал Вадим Шефнер
В рамках новых стандартов обучения мы ведём гонку за инновациями, а наши дети всё хуже и хуже овладевают речевой деятельностью - с трудом пересказывают, выпускники пишут сочинения с огромными затруднениями, речь оскудела ... Пришла пора задуматься о том, чтобы найти пути выхода из этой ситуации.
Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество
дальнейшего обучения и воспитания.
Опираясь на свой опыт работы и опыт коллег, хочу обратить внимание,
на основные, на мой взгляд, задачи, решение которых необходимо для развития речевой деятельности младших школьников.
– исправление недостатков речевого развития у детей, пришедших для обучения. Эту работу, желательно, начать с занятий по предшкольной подготовке (как показали практика и исследования, детей с логопедическими проблемами за последние 25 лет стало гораздо больше, в некоторых классах до 50 %). Таких детей в шутку называют иностранцами.
На данном этапе необходима грамотная работа специалистов: логопеда, психолога. Но зачастую в дошкольном учреждении говорят: «Вот пойдёте в школу, там научат говорить правильно». А время уже потеряно. И как трудно теперь справиться с тем, с чем год назад было намного легче.
Время работы с каждым ребёнком индивидуально и зависит от глубины проблемы. – грамотное использование возможностей урока и внеурочного времени.
Урок в большей степени ложится на плечи учителя, а вот внеурочное время должны правильно распределить родители, работники учреждений дополнительного образования, заботливые бабушки и дедушки.
И здесь всем нам необходимо работать в тесном сотрудничестве!!!
Нам, взрослым, следует не пропустить момент, когда маленький ребенок очень хочет, чтобы его понимали окружающие, хочет общаться с ними. Он вслушивается в речь взрослых, подражает им. Ребенок “рассматривает” устройство звучащих слов и постоянно тренируется. Причем не по требованию взрослых, а по собственному желанию.
Понаблюдайте за маленькими детьми — это очень интересно. Часто невозможно без улыбки смотреть на их старания. Как из частей конструктора, создает ребенок свои слова или толкование услышанных, но непонятных слов.
1. Страстный
- Это наш сосед. Он всегда лохматый, грязный, пугает ребят из нашего двора, я его боюсь.
2. Нежный
- Человек, который всё время плачет, а когда жалеют ещё больше.
3. Отзывчивый
- Это тот, кто хорошо слышит.
4. Простой
- Это несовременный человек.
5. Трудоголик
- Это тот, который трудится голый.
6. Трудный
- Значит с ним тяжело что-то сделать. Например, мама мне купила трудный пряник.
7. Лукавить
- Это значит полоть лук.
8. Соха
Это такой зверь с большими рогами
А попробуйте отгадать, что означают эти слова с точки зрения ребёнка?
Кусака Курабастая, архангелы, голубятня, пищеварительница, зорко.
Эта бабушка Кусака Курабастая, потому что у неё зубы не настоящие.
Архангелы – жители Архангельска.
По краям поляны растут кусты с голубой ягодой – это голубятня.
Я очень люблю бабушку. Она у нас пищеварительница.
Таким образом, проявление интереса младших школьников к слову даёт возможность не только пополнить словарный запас, но и формировать отношение ребёнка к моральным ценностям общества, к окружающим людям, адаптироваться к условиям жизни, а значит решать задачи по нравственному воспитанию.
Узнав новое для себя слово, ребенок старается чаще его употреблять. А как вы понимаете, область применения полученных человеком знаний необъятна. И, я думаю, что её можно расширять в зависимости от условий, в которые попадает человек. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение.
Конечно, здесь стоит познакомить ребят с такой наукой как этимология. Этимология - это не только исследование самого происхождения слова, но так же и наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и лишь упорного и любознательного обязательно ждут открытия.
На что же влияет речь?
На:
• Процесс адаптации ребёнка к школе
• Учебную успешность
• Эмоциональное развитие
• Нравственное воспитание
• Благополучие в будущей жизни и другие важные жизненные процессы
Исследования показали, что на словарь школьника влияет ряд факторов:
возраст, семья, индивидуальность характера, круг чтения, интересы, средства массовой информации, образование, общение, национальность, пол; у девочек словарь более развит, чем у мальчиков.
Этот кластер может разрастись в огромную гроздь, если каждый фактор рассматривать подробнее.
Безусловно, в первую очередь должно быть не количество, а качество.
Какие признаки характеризуют качество речи?
• Точность
• Знание предмета
• Логика мышления
• Умение выбрать слово
• Понятность
• Чистота
• Отсутствие лишних слов, слов паразитов, слов – сорняков
• Богатство и разнообразие
• Многозначные слова, синонимы, фразеологические обороты
• Выразительность
Следовательно, эта тема актуальна и в наше время.
Нам, учителям, очень хочется, чтобы наши ученики свободно владели литературным языком, который без сомнения будет воспитывать в них творческую личность.
А творческая личность:
• Ставит перед собой проблему
• Формирует пути её решения
• Решает проблему
• Получает результат
• Оценивает его
Благодаря различным методам, формам работы, мне удаётся достичь хороших результатов, помочь раскрыться ребёнку, родителям и самой.
Мы работаем в постоянном сотворчестве.
Практическая часть
Великий российский психолог и педагог Лев Семёнович Выготский писал: «Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно».
Как в игре можно выяснить логопедические особенности ребёнка?
Я делаю это с помощью разминок:
Например «Телескоп»
Выдвигаем телескоп: УУУУ! Открываем створки телескопа: вжик-вжик
Протираем чистой тряпочкой: чик-чик-чик-чик
Смотрим, а там высоко в небе звезды: чпок – чпок – чпок - чпок….
Разминка про шарик, про бабушку….
А потом с помощью этих разминок можно корректировать речь.
В работе над усвоением словарных слов.
Исследовав происхождение слова, ребята легче запоминают его написание.
КАПУСТА – огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.
Название капуста получила от латинского слова капут – “голова, кочан”.
Капуста – капут = “голова капусты”.
На уроке православной культуры ребята выбрали проект «Спешите делать добро».
В первую очередь они выяснили происхождение слова ДОБРО
ДОБРО - слово общеславянское и означает оно что-то хорошее, полезное, подходящее.
А происходит оно от слова ДОБА. Именно от этого слова образовались слова: ДОБРОТА, ДОБРЕТЬ, СДОБРИТЬ, ДОБРОВОЛЕЦ, ДОБРОДЕТЕЛЬ и так далее.
А ещё поднимите руку, кто любит СДОБНЫЕ булочки?
СДОБНЫЕ, мягкие пышки, которые во рту тают, когда их горячим чайком запивают.
В основе этого слова тоже корень -ДОБА-.
А ещё корень –доба – входит в состав слов ДОБЛЕСТЬ, ПОНАДОБИТЬСЯ, УДОБНЫЙ, и даже слова НАДО.
Есть мнение, что даже слово ЧУДО имеет к этому корню родственное отношение.
Видите, какие интересные, а порой и неожиданные родственники находятся у слова ДОБРО. Согласитесь, нет ничего интереснее истории родного языка
Для выступления на школьной научно-практической конференции ученица с мамой выбрали тему «История русского кокошника».
При подготовке они выяснили, что слово «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха.
Как познакомить учащихся с самим понятием «лексическое» значение слова.
Первые уроки по литературному чтению из комплекта «Планета знаний»– путешествие по стране Вообразилии. Дети не сразу знакомятся с толкованием этого слова, которое дано в учебнике. Сначала они высказывают своё мнение, что значит вообразить, затем читают толкование этого слова в словаре.
На следующем уроке я начинаю с того, что задаю детям вопрос.
Учитель:
- Ребята! А как вы думаете, всегда ли из звуков складываются слова? /Да.
- Назовите слова, которые вы составили.
( в основном дети составляют слова, которые есть в русском языке)
- А теперь послушайте историю из книги шведской писательницы Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок».
Героиня этой книжки, маленькая фантазёрка Пеппи, придумала Куко-рямбу. Сначала придумала, а потом стала её искать.
Искала в магазине, в скобяной лавке (продажа лёгких железных изделий (скоб, крюков, задвижек, костылей)), в кондитерской. Потом она подумала, что это, наверное, болезнь и пошла к доктору. Но и у доктора Кукорямбы не оказалось. И слово кукорямба ничего не означало до тех пор, пока Пеппи не назвала так выдуманное живое существо.
Учитель:
- Ребята, почему Пеппи не нашла ничего, что называется кукорямба?
Ученики:
- Потому, что она сама придумала это слово, оно ничего не обозначает.
Учитель:
- Правильно. Набор звуков становиться словом только тогда, когда он что-нибудь обозначает. У каждого слова есть своё смысловое значение. Оно называется лексическим значением слова.
(информация для учителей. Но любое придуманное слово будет обладать морфологическими признаками.)
А зачем словам нужно лексическое значение?
Ученики:
- Лексическое значение отличает слова друг от друга.
Учитель:
Итак, я утверждаю, что все слова имеют своё собственное лексическое значение. И все они живут в толковом словаре.
Вы согласны с моим утверждением?
Ученики:
Нет.
Учитель:
Почему?
Ученики:
Потому, что есть слова, которые ничего не обозначают, и ни в одном словаре их не найдёшь.
Учитель:
А теперь снова вернёмся к вопросу: всегда ли из звуков складываются слова?
Ученики:
- Нет, только тогда, когда набор звуков (фонем) имеет лексическое значение, которое отличает это слово от других слов языка.
Скажите, коллеги, чего нам, людям всё время не хватает, кроме денег?
Вот и мне не всегда хватает времени ответить на вопросы учеников. Поэтому я использую заочное общение или как называют психологи «холодный» контакт. Дети могут задать мне, другим учителям, одноклассникам вопросы, но письменно. Это и развитие речи, и проверка грамотности, и выявление интересов учащихся, и много разных воспитательных моментов.
А результат нашего труда? Он, конечно, впереди.
Долгое время я сотрудничала с преподавателями выразительного чтения и русского языка и литературы Железноводского педагогического колледжа Остапенко Валентиной Евгеньевной и Куденко Ниной Ивановной. Результат нашей совместной работы – Методические рекомендации.
В настоящее время они дорабатываются и обновляются.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Хочется верить, что наступит то время, когда не только в школе будет звучать правильная речь. И всё больше и больше людей будут испытывать желание владеть русским литературным языком. А его правильное использование станет не только условием сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и ресурсом эффективности и благополучия его будущей жизни.
Всем нам я желаю творческих успехов и успешности в жизни.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников
В статье представлен опыт работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников на основе нравственных идеалов и духовных ценностей. Приводятся примеры социально ориентированных проектов и...
Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности
Статья "Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности" о направлениях экологического воспитания в урочной и внеурочной деятельности....
Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.
Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является о...
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера....
Формирование экологического сознания младших школьников
В этой статье приведён опыт работы учителя, направленный на формирование экологического сознания подрастащего поколения. Опыт написания учебных исследовательских работ. Особый акцент на эксперименталь...
Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника.
Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника....
Тема «Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Фольклорное мероприятие"Весну встречаем-ярмаркой привечаем!"...