Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника.
учебно-методический материал по русскому языку ( класс) на тему
Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abstraktnaya_leksika_v_yazykovogo_soznanii_mladshego_shkolnika.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника.
Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русского языка в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся. Теоретической основой данной проблемы является предусмотренный школьными программами раздел «Лексика».
Данный раздел предполагает знакомство младших школьников не только с корректной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, которые вызывают определенные трудности в усвоении. Это связанно с тем, что у детей младшего школьного возраста больше развито наглядно-образное мышление. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя мыслит формами, краскам, звуками, ощущениями вообще». Однако обучение на современном этапе вносит свои коррективы: от учителя требуется умение работать по обогащению словарного запаса детей словами с абстрактными значениями.
В связи с наметившейся в последнее время перестройкой системы преподавания русского языка в школе делается акцент на гуманистическое обновление всего курса русского языка. Именно в связи с этим главным направлением мы исследовали словарь младшего школьника на предмет лексики человеческих отношений. Перед нами стояла задача: исследовать особенности понимания детьми слов данной группы. Знание того, как учащиеся понимают именно эти единицы, позволяет получить представление о содержании и динамике формирования их поведения. Исследование абстрактного мышления тесно связано с учебной деятельностью.
При составлении списка слов мы взяли морально-этическую лексику, обладающую высокой частотностью употребления, отобранную с использование «Тематического словаря русского языка» В.В. Морковкина (М., 2000), «Школьного словаря антонимов русского языка» М.Р. Львова (М., 2000), «Словаря синонимов русского языка» З.Е. Александровой (М., 1989), учебников русского языка и чтению (ΙV кл.), Т.Г. Рамзаевой и соответственно В.Г. Горецкого и др.
Нами отобраны абстрактные имена существительные, прилагательные, образованные от этих существительных, и глаголы, выражающие чувства, внутреннее состояние человека. Данную лексику объединили в тематическую группу «Человеческие отношения».
Вот эти слова: безжалостный, бескорыстный, бессердечный, вежливость, верность, верный, верить, внимательность, внимательный, взаимопонимание, гостеприимство, гостеприимный, гуманность, гуманный, грубость, грубый, грубить, доброта, добрый, доброжелательный, добродушный, доверие, доверчивый, доверять, деликатность, деликатный, жестокость, жестокий, забота, заботливый, заботиться, злой, злить, злиться, ласка, ласковый, ласкать, ложь, лживый, лгать, любовь, любимый, любить, милосердие, милосердный, насмешка, насмешливый, насмешничать, нежность, нежный, нежить, ненавидеть, ненависть, ненавистный, ожесточиться, помощь, помогать, правда, правдивый, простой, преданность, преданный, равнодушие, равнодушный, совесть, совестливый, сердечный, справедливость, справедливый, тактичность, тактичный, честность, честный, уважаемый, уважать, щедрость, щедрый (80 слов).
Испытуемыми явились учащиеся ΙV классов. Всего в эксперименте приняло 8 учеников. В данном эксперименте использовались метод групповых и индивидуальных бесед, сопоставления и сравнения, анкетирования, методы решения нравственных задач. Для исследования лексики человеческих отношений были составлены специальные задания, которые выполнялись в классе.
При обработке результатов эксперимента было получено подтверждение наличия или отсутствия в языковом сознании испытуемых тех или иных значений слов, не зафиксированные словарями.
Из 80 исследуемых слов характеризуется большим количеством отказов такие слова, как бескорыстный, внимательность, внимательный, вежливость, вежливый, доброжелательный, жестокость, заботливый, равнодушие, сердечный, тактичность, тактичный, чуткость, человечный, щедрость, щедрый.
В целом наиболее хорошо освоена языковым сознанием младших школьников семантика абстрактных лексем верный, гостеприимный, грубость, грубый, грубить, доброта, доверие, доверчивый, правдивый, лживый, лгать, ласка, ласковый, ласкать, помощь, помогать, уважаемый, уважать.
Труда для сознания учеников семантика следующих абстрактных лексем: взаимопонимание, гуманный, гуманность, советь, справедливость, справедливый, милосердие, тактичность, тактичный, щедрость, щедрый.
Дети не различают значения таких слов, как человечный – человеческий, сердечный – сердечник, тактичный – тактика, жестокий – жесткий, чуткий – чувствительный.
Подобное явление мы рассматриваем как проявление возрастных особенностей языкового сознания.
Проведенный анализ показал, что словарь младшего школьника индивидуален, он зависит от психологии ребенка, формирующейся в зависимости от многих факторов (семья, индивидуальность характера, круг чтения, интересов, образование, общение со сверстниками).
У девочек словарь боле развит, лексика человеческих отношений шире, чем у мальчиков, так как у последних словарь больше основан на предметном мире.
Результаты исследования по толкованию значений слов, обозначающих человеческие отношения, дают возможность проследить следующее:
а) младшие школьники не знают значений многих слов по данной тематической группе по данной тематической группе;
б) причины: слова имеют отвлеченное значение; младшие школьники не владеют способами толкования; незнание значений, т.е.слово для ребенка новое.
В процессе исследования лексики указанной группы был собран материал по детскому языку (толкование слова, детское словотворчество, необычные словоупотребления).
Словарик детской речи:
- Бескорыстный. Это богатый человек у которого много денег, он ездит на иномарке, ходит в бар обедать и ужинать, помог школе купить компьютер.
- Гуманный.
- У меня гуманная сестра.
- Почему ты так считаешь?
- Она решает мне примеры и задачи по математике.
3. Гостеприимный. Человек, который всегда добрый к гостям, не говорит а думает: «Что-то гости засиделись и не уходят домой?»
4. Герой. Это смелые и храбрые люди работают в МЧС, он спасают людей, которые попал в беду.
- Как напишешь это слово?
- Проверочное слово «героин».
5. Доброта. Доброта порождает любовь.
- А что такое любовь?
- Это когда ухаживают друг за другом, ходят на дискотеку, целуются, а потом женятся.
Таким образом, проявление интереса к данным словам способствует не только обогащению словаря младших школьников, но и формированию нравственных положительных качеств личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников
В статье представлен опыт работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников на основе нравственных идеалов и духовных ценностей. Приводятся примеры социально ориентированных проектов и...
Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности
Статья "Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности" о направлениях экологического воспитания в урочной и внеурочной деятельности....
Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.
Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является о...
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера....
Формирование экологического сознания младших школьников
В этой статье приведён опыт работы учителя, направленный на формирование экологического сознания подрастащего поколения. Опыт написания учебных исследовательских работ. Особый акцент на эксперименталь...
Лексика в языковом сознании младших школьников
Данный материал рассказывает об опыте работы с учащимися начальной школы по теме "Лексика в языковом сознании младших школьников"...
Тема «Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Фольклорное мероприятие"Весну встречаем-ярмаркой привечаем!"...