ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Атарщикова Наталья Николаевна

Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoricheskoe_soznanie2_.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Становление исторического сознания у детей, особенно младшего школьного возраста, в современной ситуации является важной и актуальной задачей.

Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок.

В ходе изучения истории на уроках и во внеурочной деятельности формируется историческое сознание. Усваивая опыт своих предков, последующие поколения учатся анализировать прошлое, оценивать современность. Через осмысление исторического опыта обретается понимание настоящего.

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность. Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера.

Начальное образование сегодня – фундамент формирования УУД. Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы обучающихся, готовность и способность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Одним из важных направлений является военно-патриотическая деятельность, краеведение. На протяжении всего учебного года проводятся исследовательская работа, походы, экскурсии в музеи города, выпуски исторических газет, встречи с ветеранами войны, викторины, конкурсы, круглые столы.

Задачи внеурочной деятельности:

- приобретение знаний, умений, навыков в краеведческой работе;

- развитие творческой активности детей в процессе освоения материала;

- содействие гармоничному развитию личности школьника;

- воспитание гуманного отношения к окружающему миру и любви к родному краю.

Фрагменты внеклассных занятий по истории в начальных классах

  1. Тема: «Звуки нашего города».

Цель: - вызвать интерес к изучению истории города.

                                                Ход занятия.

- У каждого города, как и у каждого человека, есть настоящее и прошлое, которое складывается из событий, составляющих его биографию. Если город можно сравнит с человеком, значит, у него, как и у каждого из нас, дожго быть свое лицо, свой голос. Подумайте, из каких звуков состоит голос нашего города. Назовите звуки города, которые мы можем слышать каждый день?

Дети называют.

- Послушаем звуки города. Может быть, услышим его биографию!

Играет фонограмма.

- Что за звуки? С каким событием в биографии города можно связать эти звуки.

Учитель использует по своему выбору фонограмму следующих звуков:

шум вокзала; смех детей; гул машин; музыку Вечного огня;

музыку Зала Воинской славы на Мамаевом Кургане.

– Из предложенных иллюстраций выберите ту, которая больше всего подходит на ваш взгляд к прослушанному музыкальному отрывку. Отложите ее.

- Посмотрите, какой путь жизни Волгограда у нас получился.

2) Тема: «Историческая игра».

Цель:- актуализировать интеллектуальную деятельность обучающихся, обобщить изученный материал по курсу Отечественной истории.

Ход занятия.                                                                                                        Коллектив детей делится на команды. В каждой команде выбирается капитан. Можно выбрать из старшеклассников помощников (консультантов, организаторов). Команде предложено пройти несколько станций, например, станции «Хронология истории», «Историческая личность», «Историческая карта».

 Каждая команда получает маршрут, по которому в определенном порядке проходят все станции.

Порядок проведения игры.

  1. Приветствие команд.
  2. Знакомство с правилами игры.
  3. Работа по маршрутным листам.
  4. Игра.
  5. Подведение итогов.

I. Станция «Хронология истории»

Задание: отметить на ленте времени известные вам события из истории Отечества.

II. Станция «Историческая личность»

 Задание: по описанию внешности портрета (фото) и фрагментов из биографии      

 отгадать, о какой исторической личности идет речь.

III. Станция «Историческая карта»

Задание: найти на карте географические объекты, показать их.

Игровой стиль обучения у младших школьников наиболее продуктивен. Он предоставляет возможность создавать исторические, политические, этнографические модели, а решение игровых задач является способом продвижения в игре и достижения цели для игроков и организаторов. Такая работа позволяет формировать  культуроведческие, коммуникативные и информационные компетенции учеников. В конце занятий - подведение итогов игры, оценка и самооценка действий работы участников, анализ, рефлексия.                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности

Программа факультативного курса.Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Я – гражданин  России ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базо...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

2012 г. Развивающая программа "Познание" по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних "Зина"

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.   Специальные   исследования...

Формирование ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности

Статья о реализации программы фрмирования ЗОЖ у младших школьников на внеурочных занятиях....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности.

Создание мотивации сотрудничества; формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других; обучение правилам эффективной организации совместной работы; развитие эмоциональной сферы ли...

Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность

Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...