Формирование экологического сознания младших школьников
опыты и эксперименты по зож на тему
В этой статье приведён опыт работы учителя, направленный на формирование экологического сознания подрастащего поколения. Опыт написания учебных исследовательских работ. Особый акцент на экспериментальную часть работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
В начальной школе важно сформировать у детей фундамент экологической грамотности, научить их проводить наблюдения, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, соблюдать правила здорового образа жизни. Это позволит детям освоить основы адекватного поведения в окружающей природной и социальной среде. Одна из наиболее популярных в последнее время форм деятельности – это личные исследовательские работы учащихся. Ежегодно многие наши ученики проводят различные исследования и представляют свои работы на конференциях различного уровня. Нас очень радует, что почти половина этих работ о природе и здоровье: «Полярная звезда - одна из главных звёзд Северного полушария», «Птицы в моей кормушке», «Витамины и их роль в организме человека», «Жизнь под микроскопом», «Я и тхеквондо» и т.д.
Во втором классе гимназисты начали писать исследовательские работы, темы выбирали, исходя из своих интересов. Их выбор был весьма разнообразен. Многие работы носили социально-значимый характер. Например, Плахов Влад из 2 «б» написал исследование «Прояви свою культуру - собери макулатуру». В нашей школе 2 раза в год собирают макулатуру. Мальчик видел, как много её привозили родители с детьми. Стало интересно, как же используется макулатура дальше, зачем она вообще нужна. Влад обратил внимание, что и в магазине Ашан, куда он ходит с бабушкой, есть специальный контейнер для сбора картона и бумаги. Кроме того, из уроков окружающего мира мальчик узнал, что потребность в бумаге год от года увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются. Он понял, что «на помощь приходит макулатура!» Целью исследования стало повышение экологической культуры людей, привлечение внимания граждан к активному сбору макулатуры с целью сбережения деревьев-«зелёных лёгких планеты». А ещё он поставил перед собою задачу изготовления бумаги из отходов в домашних условиях. Для этого он собрал ненужную бумагу, которая имелась дома. В интернете нашел несколько способов изготовления бумаги дома и выбрал один из них. Черновики, упаковочную бумагу разорвал на мелкие кусочки, положил в ведро, залил горячей водой и оставил разбухать на ночь. Распустившуюся на кусочки бумагу измельчил в блендере. Добавил крахмал и клей для прочности. Лоток застелил тканью и вылил на него полученную массу, добавил красители и получил цветные листы. Когда они высохли, сделал именные сердечки для каждого одноклассника. Проведенный эксперимент помог мальчику убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: макулатура может принести пользу, из нее можно получить новую бумагу. Вот какими словами завершил свою работу ученик: «Надеюсь, что моя работа принесла пользу. Ребята нашего класса узнали больше о пользе макулатуры. Было бы здорово, если бы наш класс собрал больше макулатуры, чем в прошлый раз. Так мы поможем сберечь наши бесценные леса».
Применяя знания, полученные на уроках литературы, технологии, окружающего мира, дети стремятся совершать свои первые открытия. Ребятам нравится ощущать себя настоящими экспериментаторами. И постепенно из сотни детских «почему?» вырастают цели юного исследователя: «для чего?» и способы их достижения: «как?». Разумеется, у маленького ребёнка пока мало жизненного опыта, зато есть горячее стремление к познанию нового. А ещё есть безграничная уверенность в том, что он способен сделать нечто необыкновенно полезное для окружающих! В младшем школьном возрасте ученик искренно верит в то, что способен украсить весь мир своими руками, сделать его почти совершенным! Задача взрослых - укрепить его веру, дать в руки необходимые инструменты, научить собирать информацию, анализировать, ставить эксперименты, обобщать и делать выводы. Так мы способствуем формированию экологического сознания школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников
статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности
Статья "Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности" о направлениях экологического воспитания в урочной и внеурочной деятельности....
Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.
Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является о...

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Диагностика уровня сформированности экологического сознания младших школьников "
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: " Диагностика уровня сформированности экологического сознания младших школьников "...