Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Слово и его лексическое значение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Слово и его лексическое значение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku._slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока (русский язык)
Тема: Слово и его лексическое значение. Повторение и уточнение представлений о слове.
Цель урока: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: понятие лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова;
Уметь: распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;
Личностные: смыслообразование - связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный урок.
Этап урока | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
І. Этап самоопределения к деятельности | -Присаживайтесь. -Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 27 сентября, а внизу с большой буквы классная работа. | Приветствовать учителя. Настраиваться на урок. Записывать в тетради. | Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
ІІ. Актуализация знаний и мотивация | -Кто мне ответит, какая самая наименьшая языковая единица предложения? -Ребята, откройте учебник на странице 39. -Кто прочитает название раздела? -Что вы видите? -Ребята, а это какие слова? -Сегодня мы с вами узнаем о том, как еще можно охарактеризовать эти слова. -Кто мне прочитает чему мы будем учиться в это разделе? -Отлично! Тогда начинаем изучение этого раздела. | Отвечать на вопросы. - Слово. - Слово в языке и речи. - Кота, мышей, компьютер, провода, бабочку и т д. Ответы учеников. Читать учебник. | Р.: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении заданий К.: строить понятные речевые высказывания |
ІІІ. Постановка учебной задачи | -Ребята, отгадайте загадки: 1. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки. 2. Друг без друга мы скучаем, -Правильно. -Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? -Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь. -Какие значения имеет это слово? -Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? -А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова «дружба» . Что вы можете сказать об этом слове? Сколько у него значений? -Значит какое это слово? Правильно. -Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. -А какую цель мы с вами поставим? -Отлично! | Отвечать на вопросы. - Мышь. - Дружба. - В толковом словаре. Ответы детей. - Многозначные. - Однозначные. - Однозначное. - Лексическое значение слова. - Однозначные и многозначные слова. - Узнать, что такое лексическое значение слова; уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте. | П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника Р.: целеполагание, планирование |
ІV. Открытие нового знания | -Как вы понимаете однозначные слова? -А многозначные? -Откройте учебник на странице 40, смотрим на 64 упражнение, какое задание нам нужно выполнить? -Кто прочитает? -О чем говориться в тексте? (богатство русского языка) -Что хотел передать автор текста? -Верно! -Согласны ли вы с ним? -Ребята, а какой смысл в первом предложении? -Хорошо, а какое оно по интонации? -Правильно, восклицательное, его нужно произносить с восклицанием, кто произнесет? -Начинаем выполнять задания. -Спишите первое предложение. -Запишите выделенные слова с красной строки. Какие слова мы запишем? -Теперь нужно объяснить лексическое значение каждого слова. А теперь, давайте вспомним, что же такое лексическое значение слова, под упражнением нам дана подсказка, кто ее прочитает? | Отвечать на вопросы. Читать задание. - О хороших, добрых словах. Что русский язык – богатый язык. - Да. Ответы детей. - Восклицательное. Работать у доски, работать в тетрадях. - Мир, дружба, родина, Россия, берёза, солнце, счастье, весна, радость, мама. Отвечать на вопрос. Читать подсказку. | П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника Л.: формулирование проблемы К.: высказывать свое мнение при обсуждении задания. |
V. Работа по теме урока. | -Теперь смотрим на 65 упражнение. -Кто прочитает, что нужно сделать в этом упражнении? -Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». -Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные. -Какие слова относятся к синонимам? Антонимам? -А что такое синоним? А антоним? Прочитайте в учебнике. -А теперь в паре составляем предложение с одним из данных в схеме слов, и записываем его. -Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов. | Читать задание. Составлять устное сообщение. Отвечать на вопросы. Синоним – слова, близкие по значению, Антоним – слова, противоположные по значению. Приводить свои примеры. | К.: строят понятные речевые высказывания П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника |
VI. Динамическая пауза | Буратино потянулся, - поднимаем ручки вверх и встаем на носочки. Раз – нагнулся, - наклоны вперед, доставая пальчиками до пола. Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел, - разводим руки в стороны. Ключик, видно не нашел. - качаем головой. Чтобы ключик нам достать, - поднимаем ручки вверх. Нужно на носочки встать. - тянемся вверх, вставая на носочки. | Повторять движения за учителем. - Встать, потянуться, поднять руки. - Нагнуться - Развести руки в стороны - Качать головой - Поднять руки вверх и встать на носочки. | Р.: повторение упражнений |
VІI. Закрепление | -Давайте вернемся с вами на страницу 39 нашего учебника. -Посмотрите на картинку и постарайтесь определить однозначные и многозначные слова. И что поможет вам определении? -С одним из многозначных слов, вам нужно придумать предложение устно. -Ответьте мне на вопрос «Чем отличаются однозначные слова от многозначных?» -Пользуясь толковым словарем, который находится на стр. 152-153, разделите слова из упражнения 67 на две группы 1) однозначные 2) многозначные. Герб, журавль, заря, альбом - Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. -Встаньте, у кого все правильно. | Слушать учителя. Выполнять задание. Составлять предложение. - Однозначные слова имеют одно лексическое значение, а многозначные слова несколько значений. Встаёт тот, у кого все правильно. | К.: аргументация своего мнения и позиции. П.: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Р.: контроль и самоконтроль учебных действий П.: анализировать свою деятельность. П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы П.: классифицировать объекты по выделенным признакам |
VІІІ. Подведение итогов. Рефлексия деятельности | -Какая тема урока была сегодня? -Какую цель мы ставили? -Мы ее достигли? -А теперь оцениваем свою работу на уроке. Поднимите вверх две ладошки, кто считает, что он научился отличать многозначные слова от однозначных. Поднимите одну ладошку, если вам еще сложно отличать такие слова. | - Лексическое значение слова. - Однозначные и многозначные слова. - Уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте. - Да. -Анализировать и оценивать свою работу на уроке. | Р.: анализировать собственную работу. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"
урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"...
Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"
Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Лексическое значение имени прилагательного.
Тема: Лексическое значение имени прилагательного....
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Слово и его лексическое значение"
конспект урока по русскому языку 2 класс...
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему "Лексическое значение слова"
Конспект урока по русскому языку в 3 классеТема: «Лексическое значение слова»Целевые установки:- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;- познакомить с лексическим значением сл...
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"
Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР на тему "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?" 2 класс...
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"
Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...