Конспект урока по русскому языку на тему "Основа слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Стрельцова Светлана Викторовна

Тема: «Что такое основа слова?»

Тип урока:  Изучение нового материала.

Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу

Задачи урока:

ü  развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи),  окончание, корень, приставку, суффикс;

ü  развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;

ü  развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

Планируемые результаты:

Предметные:     

1) выделять основу слова.                            

2)  наблюдать за способами образования однокоренных   слов.

Метапредметные:

1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.

2) оценивать результат.

Личностные:        

1) проявлять интерес к русскому языку.        

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, карточки, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_osnova_slova_3_klass.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое основа слова?»

Тип урока:  Изучение нового материала.

Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу

Задачи урока:

  • развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи),  окончание, корень, приставку, суффикс;
  • развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;
  • развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

Планируемые результаты:

Предметные:      

1) выделять основу слова.                            

2)  наблюдать за способами образования однокоренных   слов.

Метапредметные:

1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.

2) оценивать результат.

Личностные:        

1) проявлять интерес к русскому языку.        

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, карточки, презентация.

Ход урока:

1.Организационный  момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Все ли у вас в порядке?

На месте ли книжки тетрадки?

Молодцы, ребятки! Слайд 2                

-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое.

-Как думаете почему?

-Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать.

-Вы согласны со мной?

-Выполняя каждое задание правильно, работая дружно, вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики. Слайд 3

2. Минутка чистописания.

- Начнём урок русского языка. Но чтоб красиво нам писать, надо пальчики размять (проводится пальчиковая гимнастика)

Тесто
- Тесто ручками помнем 
сжимаем и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом 
круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом 
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко 
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг - друга приглашай.

Прописываются элементы букв на усмотрение учителя.

3. Словарная работа.

-Какие слова мы называем словарными?  (Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.)

На экране появляются картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина). Слайд 4

-Запишите слова, поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно. Выставляют на полях оценки.  Слайд 5

-Что объединяет все эти слова? ( Все они обозначают растения.)

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Прочитайте, пожалуйста, слова и объедините каждый столбик  одной темой. Слайд 6

лес                лесник
леса              лесной
в лесу           лесовик

-Что можно сказать о словах первого столбика?

-Докажите

-Как назовём слова второго столбика?

-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.

5.Презентация нового материала

-Прочитайте, понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?

Дочк…. слуша….  мам…  .

-Как называется  часть слова, которая внесла ясность?

-Что вы знаете об окончании?

-Спишите, выделяя окончания?

-У вас на столах лежит текст «Лиса». Вставьте слово лиса в словосочетаниях, изменяя по смыслу.

пушистый хвост у ___________

долго выслеживал ________

любовался я ___________

много сказок о ___________

Что получилось?

У лисы, лису, лисой, о лисе.

-Понаблюдайте за окончаниями. Что вы заметили?

-Что происходило с окончаниями?

-Правильно. Окончание - это изменяемая часть слова.

-А как называется оставшаяся часть? Учитель читает стих

Та слова часть, что изменяется

Окончанием называется.

Остальную же часть слова.

Именуем мы основой.        

Физминутка под музыку

5.Самоопределение к деятельности.

-Откройте учебник на странице 73, рассмотрите схему.

- Со всеми ли частями слова мы познакомились?

-Назовите часть слова, с которой мы еще не знакомы.

- Сформулируйте тему урока

-Какую цель ставим перед собой (узнать что такое основа)

6.Первичное закрепление. Практическое применение нового материла.

1.Работа с учебником

-Откройте учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы.

- Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова? Слайд 7

2. Работа в парах

-Поработаем в парах. Найдите упражнение 181 на странице 96.

Физминутка для глаз.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Как думаете, что я вам сейчас предложу? (самостоятельную работу) Слайд 8

-Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них окончание и основу слова.

У красавицы реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лед снегурки 

-Проверка по эталону

-Оцените свою работу

7.Заключительная часть

1. Игра «Да или нет» Слайд 9

Окончание – часть речи?

Окончание – изменяемая часть слова?

Окончание служит для связи слов в предложении?

У одного и того же слова могут быть разные окончания?

С помощью окончаний образуются новые слова?        

2. Беседа

-Какую цель ставили на уроке?

- Нам удалось достичь цели?

- У кого возникли затруднения? Почему?

- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке?

-На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в слове окончание и основу.

Рефлексия « Лучики солнца»

-Оцените свою работу и настроение на уроке

- Если вы были активны, поняли как обозначать окончание и основу, то жёлтый лучик

-Если были активны, но сомневаетесь ещё в обозначении окончания и основы, то розовый лучик.

-Молодцы, вы помогли Солнышку и прогнали тучку. И наше Солнышко опять ярко светит. Слайд 10

Домашнее задание:

с.97 упр. 184. С.95 выучить правило

    - Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз улыбнемся друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...

Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...