Конспект урока по русскому языку на тему "Основа слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: «Что такое основа слова?»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу
Задачи урока:
ü развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс;
ü развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;
ü развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
Планируемые результаты:
Предметные:
1) выделять основу слова.
2) наблюдать за способами образования однокоренных слов.
Метапредметные:
1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.
2) оценивать результат.
Личностные:
1) проявлять интерес к русскому языку.
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, карточки, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_osnova_slova_3_klass.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Что такое основа слова?»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу
Задачи урока:
- развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс;
- развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;
- развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
Планируемые результаты:
Предметные:
1) выделять основу слова.
2) наблюдать за способами образования однокоренных слов.
Метапредметные:
1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.
2) оценивать результат.
Личностные:
1) проявлять интерес к русскому языку.
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, карточки, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки тетрадки?
Молодцы, ребятки! Слайд 2
-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое.
-Как думаете почему?
-Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать.
-Вы согласны со мной?
-Выполняя каждое задание правильно, работая дружно, вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики. Слайд 3
2. Минутка чистописания.
- Начнём урок русского языка. Но чтоб красиво нам писать, надо пальчики размять (проводится пальчиковая гимнастика)
Тесто
- Тесто ручками помнем
сжимаем и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг - друга приглашай.
Прописываются элементы букв на усмотрение учителя.
3. Словарная работа.
-Какие слова мы называем словарными? (Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.)
На экране появляются картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина). Слайд 4
-Запишите слова, поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно. Выставляют на полях оценки. Слайд 5
-Что объединяет все эти слова? ( Все они обозначают растения.)
4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Прочитайте, пожалуйста, слова и объедините каждый столбик одной темой. Слайд 6
лес лесник
леса лесной
в лесу лесовик
-Что можно сказать о словах первого столбика?
-Докажите
-Как назовём слова второго столбика?
-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.
5.Презентация нового материала
-Прочитайте, понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?
Дочк…. слуша…. мам… .
-Как называется часть слова, которая внесла ясность?
-Что вы знаете об окончании?
-Спишите, выделяя окончания?
-У вас на столах лежит текст «Лиса». Вставьте слово лиса в словосочетаниях, изменяя по смыслу.
пушистый хвост у ___________
долго выслеживал ________
любовался я ___________
много сказок о ___________
Что получилось?
У лисы, лису, лисой, о лисе.
-Понаблюдайте за окончаниями. Что вы заметили?
-Что происходило с окончаниями?
-Правильно. Окончание - это изменяемая часть слова.
-А как называется оставшаяся часть? Учитель читает стих
Та слова часть, что изменяется
Окончанием называется.
Остальную же часть слова.
Именуем мы основой.
Физминутка под музыку
5.Самоопределение к деятельности.
-Откройте учебник на странице 73, рассмотрите схему.
- Со всеми ли частями слова мы познакомились?
-Назовите часть слова, с которой мы еще не знакомы.
- Сформулируйте тему урока
-Какую цель ставим перед собой (узнать что такое основа)
6.Первичное закрепление. Практическое применение нового материла.
1.Работа с учебником
-Откройте учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы.
- Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова? Слайд 7
2. Работа в парах
-Поработаем в парах. Найдите упражнение 181 на странице 96.
Физминутка для глаз.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Как думаете, что я вам сейчас предложу? (самостоятельную работу) Слайд 8
-Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них окончание и основу слова.
У красавицы реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки
-Проверка по эталону
-Оцените свою работу
7.Заключительная часть
1. Игра «Да или нет» Слайд 9
Окончание – часть речи?
Окончание – изменяемая часть слова?
Окончание служит для связи слов в предложении?
У одного и того же слова могут быть разные окончания?
С помощью окончаний образуются новые слова?
2. Беседа
-Какую цель ставили на уроке?
- Нам удалось достичь цели?
- У кого возникли затруднения? Почему?
- Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке?
-На следующих уроках мы продолжим тренироваться, будем учиться находить в слове окончание и основу.
Рефлексия « Лучики солнца»
-Оцените свою работу и настроение на уроке
- Если вы были активны, поняли как обозначать окончание и основу, то жёлтый лучик
-Если были активны, но сомневаетесь ещё в обозначении окончания и основы, то розовый лучик.
-Молодцы, вы помогли Солнышку и прогнали тучку. И наше Солнышко опять ярко светит. Слайд 10
Домашнее задание:
с.97 упр. 184. С.95 выучить правило
- Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз улыбнемся друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...
Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...