Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Написание тся и ться в глаголах" 4 класс (конспект + презентация)
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока и презентация по русскому языку на тему: "Написание тся и ться в глаголах" 4 класс. ПНШ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Дата: 10 апреля, пятница Учитель - методист школы: Деева Т. И.
Школа: № 95 Методист ЧГПК № 1: Кондратьева И. И
Класс: 4 «Б» Студентка 35 группы: Елисеева Кристина Кабинет: 102
Тема: «Написание «тся/ться» в глаголах».
Тип урока: комбинированный;
Цель: рассмотреть в каких случаях глагол пишется с Ь и без Ь;
Планируемые результаты:
предметные: научатся задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы учащиеся обобщат и систематизируют свои знания; научатся контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
личностные: -осознавать смысл изучения правописания тся и ться в глаголах;
формирование интереса к учению; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Оборудование: Учебник Н.А Чуракова: Русский язык: 4 класс: 3 часть, презентация
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный. Практический | ≈ 3 | - Здравствуйте, ребята! Я студентка педагогического колледжа № 1. Меня зовут Кристина Вячеславовна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. - Присаживайтесь! | Приветствовать учителя. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
2. | Мотивационный Актуализация знаний Словесный: ответы на вопросы | ≈ 7 | На слайде слова : мышь, серая, сидит. Что общего? ( Части речи). Чем отличаются? ( Разные части речи). Ребята, какие части речи вам уже знакомы? (Существительное, прилагательное, глагол). Что вы знаете об имени существительном?(самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». В предложениях существительное, выступает в роли подлежащего или дополнения, а также обстоятельства и сказуемого) . Приведите примеры имён существительных. ( Стол, парта, диван, солнце, мальчик, день…) Посмотрите на слайд. Что это? (Словосочетание). Почему? ( словосоч. - это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. Маленький мальчик Какой частью речи является слово маленький? (прилагательное). Расскажите, что вы знаете о прилагательных? (самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «како́й», «кака́я», «какое», «каки́е», «чей» и т.д. Прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении бывает определением. Кто мне напомнит о краткой форме прилагательных? ( Краткая форма прилагательных присуща только качественным прилагательным, относительные и притяжательные прилагательные краткой формы не имеют. Краткое имя прилагательное отвечает на вопросы: каков? какова? каково? каковы?В русском языке от кратких форм произошли полные, т. к. в праславянском языке существовали только прилагательные, ставшие сейчас краткими). | Формулировать цели урока | К: оформлять свои мысли в устной речи. Р: принимают и сохраняют уч задачу |
3. | Постановка учебной задачи и ее решение Практический: словарный диктант Практический: фронтальная проверка. Словесный: ответы на вопросы | ≈ 13 ≈ 2 | Ребята, посмотрите на картинку и закончите предложение: Маленький мальчик… (катается) Какой частью речи является слово катается? (глагол) Какая знакомая орфограмма вам встретилась в этом слове? ( правописание тся и ться в глаголах) – Что вы знаете о глаголе?( Глагол –часть речи , которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?) – Какие правила правописания глаголов изучили? – Уверены ли вы в том, что знаете все случаи правописания глаголов? (нет) – Для чего нужно знать все правила написания глаголов?(грамотно писать) Правильно, молодцы! Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? (правописание тся и ться в глаголах). Какие цели мы сегодня поставим перед собой? (рассмотрим в каких случаях глагол пишется с Ь и без Ь). А сейчас мы с вами выстроим цепочки слов Посмотрите на слайд. Неопределённая Настоящее Будущее форма время время умыться умывается умоется удивиться удивляется удивится приземлиться приземляется приземлится Что вы можете сказать о глаголах в первом столбике? (Неопределённая форма). Докажите! ( Вопросы что делать? Что сделать?) Давайте от каждого образуем форму настоящего и будущего времени 3го лица, ед. числа. Кто знает, на какие вопросы они отвечают? (Что делает? Что сделает?) Разберём вместе первый глагол умыться. В настоящем времени, он что делает? (умывается). Молодцы! А потом он что сделает? (умоется) Правильно! Следующие глаголы продолжите самостоятельно. Итак, давайте сделаем вывод. В каких случаях пишется тся, а в каких ться? ( в зависимости от вопроса; глаголы в неопред. форме пишутся с Ь, а в 3-м лице без Ь). Обратите внимание! Что мы слышим, когда произносим, например, глаголы : купаеЦА, умываеЦА? Слышим ЦА, а пишем ТСЯ или ТЬСЯ. Физминутка (видео) | Формулировать цели урока Повторять движения за учителем. | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. Р:Умение самостоятельно формулировать цель, умение проговаривать последовательность действий на уроке Л: поддержание здорового образа жизни. |
4.
| Решение частной задачи Практический: работа с учебником Словесный: ответы на вопросы Практический: письменное упражнение Итог урока. Рефлексия. Словес.: ответы на вопросы | ≈ 15 ≈ 5 | -Откройте учебник на странице 116, упражнение 122. Прочитайте задание. - Итак, определите, сколько действий вы должны сделать? (Выписать столбиком выделенные глаголы, подчеркнуть в них знакомые орфограммы, рядом с глаголами с безударными гласными в корне написать проверочное слово; с глаголами с безудар. Окончаниями указать спряжение; с глаголами с орфограммой «-тся/-ться» написать вопрос). - Выписываем первый глагол «летает». Какая знакомая орфограмма вам встретилась? (безударный гласный в корне). Проверочное слово? ( лет – полёт); «безударный гласный в окончании» - ет – 1 спр.; Как докажите? Следующий глагол «лежит». – «безударный гласный в корне» леж-(лежбище); сочетание ЖИ-ШИ на стыке корня и окончания; Чихнул – «безударный гласный в корне» чих – (звукопод. «чих»); Молодцы! Перечислите оставшиеся глаголы (забивается, садится, свернуться). Напомните мне тему урока. Что нужно знать, чтобы правильно их написать? (правописание тся и ться в глаголах; задать вопрос). Забивается – «безударный гласный в приставке» за- «безударный гласный в корне» би – (бить); «безударный гласный в окончании» - ет (1 спр.); орфограмма «тся/ться» (что делает?); Садится – «безударный гласный в корне» сад – (посадка); орфограмма «тся/ться» (что делает?); Свернуться – «безударный гласный в корне» вер – (повёрнутый); орфограмма «-тся/ться» (что делать?); Итак, назовите орфограммы, которые встречаются в глаголах. (2 орфограммы) С этим заданием мы закончили работать. Переходим к упражнению 123. Выполните те же задания, что и в предыдущем упражнении. Сидит – «безударный гласный в корне» сид – (сидя); Глядит – «безударный гласный в корне» гляд – (взгляд); Жмурится – «безударный гласный в окончании» -ит – 2 спр.; «тся/ться» - курица (что делает?); Гадает – «безударный гласный в корне» гад – (загадка); «безударный гласный в окончании» - ет – 1 спр.; Изловить – «безударный гласный в корне» лов – (улов)». Упражнение 124 .1) Внимательно прочитайте текст. 2) Прочитайте значение подчёркнутого слова. (Дать свои примеры с данным словом). 3)Определите, сколько заданий. ( Все эти глаголы 1 спряжения, т.к. при образовании личных форм основа в этих словах усекается. Глагол сидеть 2 спряжения. Спряжение определяется по ударным личным окончаниям. Слово привязываются в последнем предложении стоит в значении под цифрой 3 на стр. 117). - Какие цели мы ставили в начале урока? - Как вы считаете, кто достиг этих целей? - Как определить, когда в конце глаголов следует писать –тся, а когда –ться? ( 1.поставить вопрос.2. определить – н.ф.- есть Ь ; 3л.- нет Ь) Открываем дневники и записываем домашнее задание : учебник, стр. 118 № 125. - Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания! | Выполнять упражнение Выбирать нужный способ проверки. Делать вывод Объяснять орфограммы Оценивать результат выполнения орфографической задачи Выполнять упражнение самостоятельно в тетради Обобщать изученное. Оценивать свои достижения. Записывать домашнее задание | Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания. Р: осуществлять итоговый контроль П:Умение логически рассуждать, делать выводы. К:Умение слушать и понимать речь других. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
катается Маленький мальчик
Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах
Цель: Рассмотреть в каких случаях глагол пишется с ь и без ь
Настоящее время Будущее время умыться умывается умоется купаться удивиться приземлиться купается искупается удивляется удивится приземляется приземлится
Какую цель мы ставили в начале урока? Кто из вас достиг этой цели? Как определить, когда в конце глаголов следует писать –тся, а когда –ться?
Домашнее задание: Учебник стр. 118 №125.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Слово. Роль слов в речи" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (конспект + раздаточный материал)
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Значение и употребление имен прилагательных в речи» (конспект + раздаточный материал)...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Написание разделительных ь и ъ" 2 класс (конспект + презентация)
Конспект урока и презентация на тему "Написание разделительных ь и ъ" 2 класс...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Заглавная буква в географических названиях." 2 класс (конспект + презентация)...
Презентация к уроку русского языка по теме "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов" 4 класс.
Презентация к уроку русского языка по теме "Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в конце глаголов" для 4 класса применяется на уроке русского языка по теме " Правописание...