Конспект урока по русскому языку: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов"
план-конспект по русскому языку
Отработка правила проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов»
Цель: Отработка правила проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.
Задачи:
- Развивать умения определять в слове ударение, выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.
- Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).
- Формировать положительную мотивацию обучения.
Планируемый результат | ||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
| Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
|
|
Ход урока
I. Организационный момент
У: Прозвенел звонок, начинается урок русского языка.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
У: Урок, как всегда, начинаем с чистописания.
У: Ребята, какое слово лишнее?
С-ды, гр-бы, с-сна, столы.
Д: Лишнее слово столы
У: Почему?
Д: У этого слова нет орфограммы. Это слово с ударной гласной, ее не надо проверять
У: А какая орфограмма во всех остальных словах?
Д: Безударная проверяемая гласная.
У: Молодцы. Давайте запишем эти 3 слова, вставим пропущенную безударную гласную, обозначим орфограмму. Но прежде чем мы запишем, ребята, скажите, какие буквы мы будем вставлять?
Д: а и о
У: Какие еще безударные гласные нуждаются в проверке? Дополните ряд.
Д: а и о я е
У: Правильно. Пропишите соединение гласных букв столько раз, сколько звуков в слове конь. А кто мне скажет, сколько в слове конь звуков?
Д: 3
У: Почему 3 звука?
Д: к о н. Ь знак звука не обозначает.
У: Молодцы. Значит соединение гласных букв а и о я е, мы прописываем 3 раза.
2. Актуализация знаний
У: В какой позиции могут быть гласные звуки в слове?
Д: В сильной и слабой, ударной и безударной.
У: Что такое сильная и слабая позиция?
Д: Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой — без ударения.
У: Когда мы не ошибемся в написании буквы гласного звука?
Д: Когда он под ударением
У: Молодцы ребята.
2. Тема урока:
У: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Д: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов.
У: Кто нам расскажет правило?
Д: Звук в сильной позиции помогает правильно выбрать букву для обозначения звука в слабой позиции. Так часто можно проверить букву безударного гласного в корне: трава – травы.
У: Хорошо. А сейчас, мы с вами будем выполнять упражнение, и нам надо знать алгоритм нашей работы, но он рассыпался, и нужно будет его собрать. Кто нашёл первое действие в алгоритме, выходим к доске.
А) Читаю слово
Б) Ставлю ударение
В) Выделяю корень (подбираю однокоренное слово)
Г) Подбираю проверочное слово
Д) Пишу гласную
Физ.минутка
У: 1 задание: Ребята, прочитайте слова на доске. Что общего в этих словах?
Д: Эти слова на орфограмму безударного проверяемого гласного в корне.
У: Пользуясь нашим правилом, алгоритмом, давайте вставим пропущенные гласные.
У: ( 1 слово, выходит один ученик). Давай разбирать слово по нашему алгоритму. Первое, что мы делаем?
Д: Мы читаем слово.
У: Хорошо. Что дальше?
Д: Выделяем ударный слог.
У: Выделяем.
Д: Выделяем корень, подбираем проверочное слово.
У: докажи, что в слове свеча, мы напишем Е.
Д: Поставим под ударение.
У: Хорошо, мы теперь делаем?
Д: Теперь мы записываем в левый столбик проверочное слово, выделим ударный слог, выделим корень, вставляем в наше слово гласную.
У: Молодец. Садись на место. Дальше мы самостоятельно пишем остальные слова в тетрадочке, а к доске, уже без моей помощи, без моих подсказок пойдёт следующий ученик.
Проверочное слово | Слово с орфограммой |
… | св...ча |
… | пч..ла |
… | в..да |
… | св..стеть |
Все 4 слова у доски разобрали. Вопросы после каждого разбора слов: Все ли согласны в написании безударной проверяемой гласной? Верно, ли выполнил учащийся задание?
У: 2 задание: У каждого из вас на парте есть по 2 сигнальные карточки. На одной карточке буква «А», на другой буква «О». Я сейчас буду называть вам слово, а ваша задача поднять карточку, с той буквой, которая пишется в этом слове.
Сосна - сосны
Воздушный – воздух
Окно – окна
Гроза – грозы
Волна – волны
Мосты - мост
Зонты- зонт
Сады – сад
У: Молодцы ребята. Давайте обобщим. Кто мне скажет, какое слово является проверочным для слов с безударной проверяемой гласной?
Д: Слово, в котором гласная под ударением.
У: Как найти проверочное слово?
Д: подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
У: 3 задание:
У:Саша писал диктант, вот отрывок из него.
Пришла халодная зима. Побилели поля и луга.
В лесу тешина.
У: Есть ли у вас замечания к тому, как Саша выполнил работу? Проверьте
Д: Да, у него ошибки в словах.
У: Выходим по одному, сотрём неверную букву, вставим правильную букву, поставим ударение, выделим корень и скажем, какое у нас проверочное слово будет.
У: теперь посмотрите, пожалуйста, есть ли ещё слова с проверяемой безударной гласной в корне?
Д: Зима, поля, в лесу.
Учитель сам ставит ударение в этих словах, подчёркивает орфограмму. Дети называют проверочное слово.
У: У себя в тетрадочках давайте подчеркнём безударные гласные в корне, во всех трёх предложениях. И в первом предложении подчёркиваем основу.
У: О чём говорится в предложении?
Д: О зиме.
У: Задаём вопрос.
Д: Что? Зима.
У: Это у нас…
Д: Подлежащее.
У: Зима что сделала?
Д: Пришла – это сказуемое.
У: 4 задание:
У: Что нужно в этом задании сделать, как вы думаете?
Д: Подобрать проверочное слово, вставить букву, выделить орфограмму.
У: Молодцы. Это задание вы делаете по вариантам. Первый вариант делает 1-ый столбик, второй вариант- 2 столбик.
соли́ть – со́ль цветы - цвет
гора – горы спешу́ (в школу) – спе́шка,
спишу́ (текст) – пи́шет грибок – гриб
Работу закончили, в парах обменяйтесь тетрадками, и карандашиком проверьте ошибки, а я на будет проверка. Если вы заметили ошибку, подчеркните её карандашом, отметку мы выставлять не будем.
У: А кто не нашёл ни одной ошибки? Поднимите руки (какие молодцы ваши соседи по парте).
У: 6 задание: Откройте учебник, стр. 67, упр.134. Произнеси каждое слово, меняя ударение. Изменилось слово или его форма:
Стены, земли, река, ноги, воды, козы, доски, волны.
Запишите пары слов, расставляя ударение. Отметьте слабую и сильную позиции гласного в корне.
IX. Рефлексия.
У: Давайте дети подведём итоги нашей работы.
У: Чем мы сегодня с вами занимались?
Д: Мы сегодня повторяли правила на безударные гласные в корне, повторяли алгортм, выполняли упражнения.
У: Кто нам снова расскажет правило?
Д: Звук в сильной позиции помогает правильно выбрать букву для обозначения звука в слабой позиции. Так часто можно проверить букву безударного гласного в корне: трава – травы.
У: Каков алгоритм работы?
Д:
А) Читаю слово
Б) Ставлю ударение
В) Выделяю корень (подбираю однокоренное слово)
Г) Подбираю проверочное слово
Д) Пишу гласную
У: Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Домашнее задание:
Страница 67. Упражнение 135. Запишите в тетрадочку скороговорку, вставьте пропущенные буквы. Потренируйтесь сначала медленно, а потом с ускорением прочитать эту скороговорку.
Страница 67. Упражнение 136.
Запиши загадку. Обозначь орфограммы. А какая орфограмма в отгадке?
Я дома у дверей л..жу
И всех пришедших в нос л..жу.
Читаю слово |
Ставлю ударение |
Выделяю корень |
Подбираю проверочное слово |
Пишу гласную |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"
Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" с использованием сюжетной линии, которая позволяет активизировать внимание детей младшего школьного возраста и повышает интерес к изуч...
разработка урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слов"
Данная разработка содержит не только информацию об этапах и содержании урока, но и интересные формы работы с детьми, приёмы здоровьеразвивающих технологий....
Конспект урока по теме "Правописание букв в безударных гласных в корне слова"
Урок сопровождается ИКТ с использованием ЭОР на трех этапах....
конспект урока по русскому языкуОбобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова». Игра «Счастливый случай».
Обобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова».Игра «Счастливый случай». ФГОС 2 класс Программа 2100Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.
Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет- ресу...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Безударные гласные в корне слова"
Безударные гланые в корне слова 3 класс...