Конспект урока по русскому языку: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов"
план-конспект по русскому языку

Диана Баженова Диана

Отработка правила проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов»

Цель: Отработка правила проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи:

  • Развивать умения определять в слове ударение, выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.
  • Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).
  • Формировать положительную мотивацию обучения.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

  • Проявлять интерес к изучению нового материала.
  • Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
  • Оценивать результат учебного труда.

Познавательные умения:

  • Уметь находить необходимую информацию.
  • Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

  • Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
  • Соотносить учебные действия с изученным правилом.
  • Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
  • Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

Коммуникативные умения:

  • Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.
  • Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
  • Согласовывать позиции и находить общее решение.
  • Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
  • Знать и уметь применять правила проверки безударных гласных.
  • Уметь орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.
  • Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

Ход урока

I. Организационный момент

У: Прозвенел звонок, начинается урок русского языка.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

У: Урок, как всегда, начинаем с чистописания.

У: Ребята, какое слово лишнее?

С-ды, гр-бы, с-сна, столы.

Д: Лишнее слово столы

У: Почему?

Д: У этого слова нет орфограммы. Это слово с ударной гласной, ее не надо проверять

У: А какая орфограмма во всех остальных словах?

Д: Безударная проверяемая гласная.

У: Молодцы. Давайте запишем эти 3 слова, вставим пропущенную безударную гласную, обозначим орфограмму. Но прежде чем мы запишем, ребята, скажите, какие буквы мы будем вставлять?

Д: а и о

У: Какие еще безударные гласные нуждаются в проверке? Дополните ряд.

Д: а и о я е

У: Правильно. Пропишите соединение гласных букв столько раз, сколько звуков в слове конь. А кто мне скажет, сколько в слове конь звуков?

Д: 3

У: Почему 3 звука?

Д: к о н. Ь знак звука не обозначает.

У: Молодцы. Значит соединение гласных букв а и о я е, мы прописываем 3 раза.

2. Актуализация знаний

У: В какой позиции могут быть гласные звуки в слове?

Д: В сильной и слабой, ударной и безударной.

У: Что такое сильная и слабая позиция?

Д: Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой — без ударения.

У: Когда мы не ошибемся в написании буквы гласного звука?

Д: Когда он под ударением

У: Молодцы ребята.

2. Тема урока:

У: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Д: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов.

У: Кто нам расскажет правило?

Д: Звук в сильной позиции помогает правильно выбрать букву для обозначения звука в слабой позиции. Так часто можно проверить букву безударного гласного в корне: трава – травы.

У: Хорошо. А сейчас, мы с вами будем выполнять упражнение, и нам надо знать алгоритм нашей работы, но он рассыпался, и нужно будет его собрать. Кто нашёл первое действие в алгоритме, выходим к доске.

А) Читаю слово

Б) Ставлю ударение

В) Выделяю корень (подбираю однокоренное слово)

Г) Подбираю проверочное слово

Д) Пишу гласную

Физ.минутка

У: 1 задание: Ребята, прочитайте слова на доске. Что общего в этих словах?

Д: Эти слова на орфограмму безударного проверяемого гласного в корне.

У: Пользуясь нашим правилом, алгоритмом, давайте вставим пропущенные гласные.

У: ( 1 слово, выходит один ученик). Давай разбирать слово по нашему алгоритму. Первое, что мы делаем?

Д: Мы читаем слово.

У: Хорошо. Что дальше?

Д: Выделяем ударный слог.

У: Выделяем.

Д: Выделяем корень, подбираем проверочное слово.

У: докажи, что в слове свеча, мы напишем Е.

Д: Поставим под ударение.

У: Хорошо, мы теперь делаем?

Д: Теперь мы записываем в левый столбик проверочное слово, выделим ударный слог, выделим корень, вставляем в наше слово гласную.

У: Молодец. Садись на место. Дальше мы самостоятельно пишем остальные слова в тетрадочке, а к доске, уже без моей помощи, без моих подсказок пойдёт следующий ученик.

Проверочное слово

Слово с орфограммой

св...ча

пч..ла

в..да

св..стеть

Все 4 слова у доски разобрали. Вопросы после каждого разбора слов: Все ли согласны в написании безударной проверяемой гласной? Верно, ли выполнил учащийся задание?

У: 2 задание: У каждого из вас на парте есть по 2 сигнальные карточки. На одной карточке буква «А», на другой буква «О». Я сейчас буду называть вам слово, а ваша задача поднять карточку, с той буквой, которая пишется в этом слове.

Сосна - сосны

Воздушный – воздух

Окно – окна

Гроза – грозы

Волна – волны

Мосты - мост

Зонты- зонт

Сады – сад

У: Молодцы ребята. Давайте обобщим. Кто мне скажет, какое слово является проверочным для слов с безударной проверяемой гласной?

Д: Слово, в котором гласная под ударением.

У: Как найти проверочное слово?

Д: подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

У: 3 задание:

У:Саша писал диктант, вот отрывок из него.

Пришла халодная зима. Побилели поля и луга.

В лесу тешина.

У: Есть ли у вас замечания к тому, как Саша выполнил работу? Проверьте

Д: Да, у него ошибки в словах.

У: Выходим по одному, сотрём неверную букву, вставим правильную букву, поставим ударение, выделим корень и скажем, какое у нас проверочное слово будет.

У: теперь посмотрите, пожалуйста, есть ли ещё слова с проверяемой безударной гласной в корне?

Д: Зима, поля, в лесу.

Учитель сам ставит ударение в этих словах, подчёркивает орфограмму. Дети называют проверочное слово.

У: У себя в тетрадочках давайте подчеркнём безударные гласные в корне, во всех трёх предложениях. И в первом предложении подчёркиваем основу.

У: О чём говорится в предложении?

Д: О зиме.

У: Задаём вопрос.

Д: Что? Зима.

У: Это у нас…

Д: Подлежащее.

У: Зима что сделала?

Д: Пришла – это сказуемое.

У: 4 задание:

У: Что нужно в этом задании сделать, как вы думаете?

Д: Подобрать проверочное слово, вставить букву, выделить орфограмму.

У: Молодцы. Это задание вы делаете по вариантам. Первый вариант делает 1-ый столбик, второй вариант- 2 столбик.

соли́ть – со́ль цветы - цвет

гора – горы спешу́ (в школу) – спе́шка,

спишу́ (текст) – пи́шет грибок – гриб

Работу закончили, в парах обменяйтесь тетрадками, и карандашиком проверьте ошибки, а я на будет проверка. Если вы заметили ошибку, подчеркните её карандашом, отметку мы выставлять не будем.

У: А кто не нашёл ни одной ошибки? Поднимите руки (какие молодцы ваши соседи по парте).

У: 6 задание: Откройте учебник, стр. 67, упр.134. Произнеси каждое слово, меняя ударение. Изменилось слово или его форма:

Стены, земли, река, ноги, воды, козы, доски, волны.

Запишите пары слов, расставляя ударение. Отметьте слабую и сильную позиции гласного в корне.

IX. Рефлексия.

У: Давайте дети подведём итоги нашей работы.

У: Чем мы сегодня с вами занимались?

Д: Мы сегодня повторяли правила на безударные гласные в корне, повторяли алгортм, выполняли упражнения.

У: Кто нам снова расскажет правило?

Д: Звук в сильной позиции помогает правильно выбрать букву для обозначения звука в слабой позиции. Так часто можно проверить букву безударного гласного в корне: трава – травы.

У: Каков алгоритм работы?

Д:

А) Читаю слово

Б) Ставлю ударение

В) Выделяю корень (подбираю однокоренное слово)

Г) Подбираю проверочное слово

Д) Пишу гласную

У: Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!


Домашнее задание:

Страница 67. Упражнение 135. Запишите в тетрадочку скороговорку, вставьте пропущенные буквы. Потренируйтесь сначала медленно, а потом с ускорением прочитать эту скороговорку.

Страница 67. Упражнение 136.

Запиши загадку. Обозначь орфограммы. А какая орфограмма в отгадке?

Я дома у дверей л..жу

И всех пришедших в нос л..жу.

Читаю слово

Ставлю

ударение

Выделяю корень

Подбираю проверочное слово

Пишу гласную


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"

Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" с использованием сюжетной линии, которая позволяет активизировать внимание детей младшего школьного возраста и повышает интерес к изуч...

разработка урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слов"

Данная разработка содержит не только информацию об этапах и содержании урока, но и интересные формы работы с детьми, приёмы здоровьеразвивающих технологий....

Конспект урока по теме "Правописание букв в безударных гласных в корне слова"

Урок сопровождается ИКТ с использованием ЭОР на трех этапах....

конспект урока по русскому языкуОбобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова». Игра «Счастливый случай».

Обобщение по разделу «Безударная гласная в корне слова».Игра «Счастливый случай». ФГОС 2 класс Программа 2100Конспект урока по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.

Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет-  ресу...