урок русского языка "Правописание личных безударных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шапчиц Елена Адольфовна
 

Класс: 4 класс, начальные классы

  
 

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Задачи урока:

Ø образовательные: формировать умение выбирать способ определения спряжения глагола; отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

Ø развивающие: учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

 

Ø воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах. 

  
 

Приобретаемые навыки детей:

ü  навык определение спряжения глагола по неопределенной форме;

ü  практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

ü  навык работы учащихся в группах, решения проблемных заданий и предъявление результатов своей деятельности.

Формы организации работы детей:

Индивидуальные, парные, групповые, дифференцированные,

Формы организации работы учителя

урок с использованием ИКТ

 Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых приемов частично-поискового метода

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ»

Описание разработки.

Учитель: Шапчиц Елена Адольфовна

Предмет: русский язык

Краткая аннотация урока:

Класс: 4 класс, начальные классы

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

  • образовательные: формировать умение выбирать способ определения спряжения глагола; отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;
  • развивающие: учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

  • воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.  

Приобретаемые навыки детей:

  • навык определение спряжения глагола по неопределенной форме;
  • практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;
  • навык работы учащихся в группах, решения проблемных заданий и предъявление результатов своей деятельности.

Формы организации работы детей:

Индивидуальные, парные, групповые, дифференцированные,

Формы организации работы учителя

урок с использованием ИКТ

 Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых приемов частично-поискового метода

Конспект урока

Тип урок: изучение нового материала.

Тема: правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
  • отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

Развивающие:

  • учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • карточки с заданиями;
  • презентация 6  слайдов  (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка, Т.Г. Рамзаева /М. «Дрофа», 2006 год;
  • справочное пособие по русскому языку, 4 класс О.В. Узорова, Е.А. Нефедова/М. 2006г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

У.  Ребята, закройте глаза, опустите голову. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно:

Я буду внимательным.

Буду слушать, слышать, думать.

Буду сосредоточенно размышлять.

Буду догадлив, старателен.

У. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

2. Вхождение в тему.

На слайде № 2 слова: ночует, кричит, трещал, пчела, бегут, портит, кормит.

- обоснуйте орфограммы в словах

- найди “лишнее”:

  • пчела – имя существительное
  • бегут – из оставшихся глаголов стоит во мн. числе
  • кричит – имеет ударное окончание
  • трещал – глагол прошедшего времени

−        О какой части речи будем сегодня говорить на уроке? (слайд № 3)

−        В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем?

−        Как называется изучаемая орфограмма?

- сформулируйте тему урока, поставьте перед собой задачу на урок.

−        Над этим мы и будем работать на уроке.

3.  Актуализация знаний.

Приём «Продолжи фразу» (каждый ученик получает карточку №1)

По шкале самооценки определите свои знания.

“+” - это я знал

“ - ” - я думал иначе, ошибочная информация

“!” - обратить особое внимание

“?” –новая информация

 (Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)

а) Часть речи, которая обозначает действие …(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется … (глаголом)

б) Не с глаголами  пишется … (отдельно)
в)   Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
г)   Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ….  
(ть, ти, чь)

д) Глаголы  изменяются  в  прошедшем времени и …(по числам, в ед. ч. –   родам), в нас. и буд. времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам)

е) В предложении глагол является …. (сказуемым).
ё)  Спряжение – это … (
изменение глаголов по лицам и числам в настоящем  и будущем времени).

У. Объединитесь в пары и обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой не согласны, помечайте знаком “?”

У. Проверим вашу работу.

(Несколько пар зачитывают свои ответы. При несогласии остальные ученики высказывают свою точку зрения). Оценивание.

 4. Стадия осмысления. Решение проблемного вопроса.

Назовите окончания глаголов I и II спряжения (слайд №4)

Какая проблема встала перед нами сегодня? (как правильно написать безударное окончание глагола? (кормит, портит, ночует))

Попробуйте ответить на этот вопрос самостоятельно, действуйте по алгоритму (слайд №5)

  • Ставим глагол в 3 лицо множественного числа:

если окончание – ут, –ют – 1 спряжение, то пишем –е

если окончание – ат, –ят – 2 спряжение, то пишем –и.

         Но существует и еще один способ.

Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по  неопределенной форме глагола.

Физминутка.

5. Самостоятельное решение проблемного вопроса.

У.    Каждая пара получает карточку, на которой записана пословица. Нужно вставить пропущенные окончания глаголов.

Объяснить смысл пословицы, поговорки.

Труд корм..т, а лень порт..т.

Упуст..шь минуту, потеря..шь часы.

Кто много чита..т, тот много зна..т.

Слыш..т звон, да не зна..т где он.

Смотр..т в книгу, вид..т фигу.

Тише ед..шь, дальше буд..шь.

Кто не работа..т, тот не ест.

Обсуждение результатов работы.

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо:    поставить глагол в  3 лицо, множественное число,

  • если окончание – ут, – ют, 1 спряжение,
  • если окончание в 3 лице множественного числа – ат, – ят, 2 спряжение.

Определить спряжение глаголов,  можно образовав от них  неопределенную форму.

Мы заметили, что глаголы 2 спряжения оканчиваются на ИТЬ, а 1 спряжения – оканчиваются на АТЬ, ЕТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЫТЬ.

У.  Как проверить верность наших выводов?

Д. Надо обратиться к научной информации.

У. Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило.  

У. Какое открытие вы для себя сделали?

6. Физминутка.

У.  Если я назову глаголы 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – приседают девочки.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.

У.  Давайте вспомним алгоритм: (Слайд № 5)

 (На следующем уроке в алгоритм по правописанию безударных окончаний глаголов будет вставлена новая информация о глаголах-исключениях)

7. Закрепление.

          Дифференцированная работа

(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа) 

У.  Пользуясь новым способом определения спряжения, вставим пропущенные гласные в окончания глаголов:

Карточка №1:  черт..т,  вышива..м,  паш..шь,  забива..т,  вар..м,  жар..т,  мо..шь,  чист..т  

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

После окончания этой работы, подводим итог:

Когда в безударных окончаниях глагола пишется буква Е? И?

Задание для 2 группы.

(Выполняют задание по карточке)

Карточка №2

Подберите и запишите подходящие по смыслу глаголы 1спряжения в 3-ем лице множественного числа, а 2 спряжения во 2-ом лице множественного числа.

Ручкой …., ножницами …., носом …. , шилом …., солью …., лопатой …., карандашом ….,

(После выполнения работы проверка)

У.  Какой вывод по этой работе сделаем?

8. Итог урока.

Какова была тема урока?

А проблема? Какую задачу вы ставили перед собой на урок? Справились ли вы с поставленной задачей?

Что нового о глаголе вы сегодня узнали?

Для чего мы учимся определять спряжение глагола?

19.   Рефлексия.

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать безударные окончания глаголов еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Кому стало легче определять окончание глаголов?

Кто остался на том же уровне?

Теперь вы можете пользоваться любым из двух способов определения спряжения глагола.

10. Дом. задание.

Правило стр. 89, упр. 458.

Спасибо за урок (слайд №6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ"

Урок для 4 класса по системе Занкова.  Тип урока: урок рефлексии.Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных о...

Урок по русскому языку 4 класс "Правописание личных безударных окончаний глагола"

Предмет: русский языкКласс: 4Тема: «Как определить спряжения глагола, если окончание безударное»Тип урока: ОНЗОсновные цели:Предметные1) открытие способа определения спряжения глаголов с безударным ок...

Урок русского языка Правописание безударных окончаний глаголов

Предлагаю вашему вниманию урок русского языка в 4 классе , где присутствуют элементы  методики обучение средствами субъективизации( автор Г.А. Бакулина) . В соответствии с данной методикой дети ...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголов".

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголов"....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголов".

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголов"....