Учебно- методический комплект на тему:"Спряжение глагола по начальной форме." 3 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Першина Анна Сергеевна

конспект+презентация+таблицы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Спряжение глагола по его начальной форме»

Цель урока:  научить детей определять спряжения глаголов, образованных от других глаголов с помощью приставки, которые сохраняют спряжение глаголов- родителей.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Предметные УУД: научатся определять спряжения глаголов, образованных от других глаголов с помощью приставки;                                                      

                                            повторят самый общий алгоритм различения глаголов 1 и 2 спряжения по глагольному суффиксу;

                                            закрепят  знания, как определять безударные личные окончания глаголов.

Оборудование: Учебник «Русский язык», 4 класс, часть 1, автор Каленчук  М.Л., тетрадь для самостоятельной работы №1  «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т1);карточки- таблички с заданиями.

№п.п

Этап урока.

Методы и приёмы.

Хр./аж

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный момент

словесный метод

1мин

- Здравствуйте, дети! Я – студентка Челябинского педагогического колледжа №1 –Анна Сергеевна. И сегодня я проведу у вас урок русского языка

- Тихо садимся и настраиваемся на работу.

- Ребята, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Как будем работать на уроке?

Слушать учителя.

Отвечать на поставленные вопросы.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке;

II

Мотивационный этап

Актуализация знаний

Фронтальная беседа

Методы: словесный

Репродуктивный метод:

беседа.

5мин

- 1. Открываем учебник на странице «Содержание»

-Над какой темой вы работаете на протяжении многих уроков?(глагол)

- 2. «Блиц-опрос» (устно)

Глагол…

  • -Что такое глагол?  (1 сл)
  • -Что обозначает глагол?   (2 сл)
  • -На какие вопросы отвечает глагол?   (3 сл)
  • -Каким членом предложения является глагол(4 сл)
  • -Как изменяется глагол?(5 сл)
  • - Что такое спряжение?(6 сл)
  • -Что вы знаете о неопределенной форме глагола?(7)
  • - Какие бывают спряжения глаголов?(8)
  • - Какие глаголы относятся к первому спряжению?(9)
  • - Какие глаголы относятся ко второму спряжению?(10)

(Ответы:

  1. Часть речи
  2. Действие предмета.
  3. Что делать? Что сделать?
  4. Сказуемое.
  5.  по временам, в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
  6. Спряжение – это изменение по лицам и числам
  7. Это начальная форма глагола вопросы что делать?что сделать?
  8. 1 и 2 спряжение
  9. Глаголы оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, - еть. А также глаголы брить, стелить.
  10. Глаголы оканчивающиеся на –ить. А также глаголы смотреть, обидеть, слышат, видеть, ненавидеть.

гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

уметь грамотно излагать свои мысли в устной форме

осуществлять по учебнику поиск необходимой информации;

осуществлять пошаговый контроль к результату под руководством учителя;

III

Постановка учебной задачи

Метод: эвристический;

3мин

- кто догадался какая тема сегодняшнего урока?( 11 сл)

Тема урока: «Спряжение глаголов по начальной форме»

- какие цели вы поставите перед собой на наш урок?

(предположения детей)

- сравните ваши цели с моими.( 12 сл)

 Цели урока: * научится определять спряжения глаголов, образованных от других глаголов с помощью приставки;                                                                        

                       * повторить самый общий алгоритм различения глаголов 1 и 2 спряжения по глагольному суффиксу;

                      *  закрепить  знания, как определять безударные личные окончания глаголов.

                     

уметь определять и формулировать цель на уроке;

осуществлять по учебнику поиск необходимой информации;

дополнять и расширять знания;

воспринимать смысл предъявляемого текста;

IV

IV

Решение учебной задачи

проблемный диалог

методы: наглядный, словесный

эвристический: выбор способа решения

15

мин

- Открываем  обратный словарь на Ь знак, находим глаголы которые оканчиваются на –зть.

-какие глаголы нашли? (лезть, грызть)(стр45)

- Правда ли, что они относятся к одному и тому же спряжению?(да, правда)

-к какому? (1 спряжение)

- А как вы определили?

( нужно определить личные окончания глаголов ударные или безударные. У глагола грызть легко определить спряжение, т.к у него личное окончание ударное. Например: грызу, грызёшь, грызёт; в окончании буква ё- 1 спряжение. А вот у глагола лезть личное окончание безударное, поэтому мы можем воспользоваться правилом на стр.55. глагол лезть- н.ф  лезть- нет суффикса –и- значит глагол 1спр.)

-Давайте по вариантам проспрягаем глаголы в ед.ч и мн.ч

1вариант- грызть, 2вариант- лезть. Я раздам вам таблички, а вы прямо  в них  проспрягаете свои глаголы и не забудьте выделить окончания.( 13 сл)

1 вариант

лицо

Ед.ч

Мн.ч

1 лицо (я, мы)

грызу

грызём

2 лицо (ты, вы)

грызёшь

грызёте

3 лицо (он, они)

грызёт

грызут

2 вариант

лицо

Ед.ч

Мн.ч

1 лицо (я, мы)

лезу

лезем

2 лицо (ты, вы)

лезешь

лезете

3 лицо (он, они)

лезет

лезут

- кто желает, пойти к доске с 1 варианта и проспрягать глагол грызть. А со второго варианта? (2 человека работают у доски)

- Проверяем по вариантам. Ученик у доски читает глагол и называете окончание (например: 1 л; ед.ч- грызу, окончание –у-, мн.ч- грызём, окончание –ём-), а остальные  проверяют правильность выполнения.

-Все так выполнили? Или у кого- то по-другому?

- так значит как мы определяем спряжения у глаголов с ударным личным окончанием? (по по ударному окончанию)

- а у глаголов с безударным личным окончанием? (ставим в начальную форму и смотрим есть ли глагольный суффикс –и-)

- Работаем дальше. Открываем обратный словарь на –Ь.

-найдите глаголы оканчивающиеся на –ить, и среди них найдите те, которые выделены цветным фоном.

- сколько глаголов нашли? (бить, вить, жить, лить, пить, шить)(6 слов)(стр.46)(14 сл)

- к какому спряжению относятся все эти глаголы? (1 спр)

- как вы определили? ( ты бьёшь, ты вьёшь, ты живешь)

- в чем особенность состава этих глаголов? (нет глагольного суффикса –и- т.к буква и входит в корень слова. Правило на стр.58)

- а вот ниже выделенных, какие глаголы находятся?

 ( глаголы образованные от выделенных с помощью приставки)

- а как вы думаете, а они к какому спряжению относятся? (не знают)

- а вот давайте и узнаем. Открывает учебник на стр.65.

- посмотрим что интересного, хочет сказать нам летучая мышь.

- Читаем правило. Кто желает? ( 1 ученик читает)

- Как вы это понимаете? (мнение учащихся)

- Приведу вам пример из обратного словаря.

- глагол бить какого спряжения, мы уже определили- 1спр.

- Возьмем слово вбить и проверим, сохраняется ли спряжение.(15 сл)

- Вбить- (я) вобью, (ты) вобьёшь, (он) вобьёт, (мы) вобьём, (вы) вобьёте, (они) вобьют.

- кто назовет личные окончания этих глаголов? (ю, ёшь, ёт, ём, ёте, ют)

- Это окончания какого спряжения? (1 спр)

- Значит мы доказали, что глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки, ВСЕГДА СОХРАНЯЮТ спряжения глаголов- родителей!!!(.т.е тех глаголов от которых образованны)

Выполнять упражнение.

находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь;

определять спряжения;

Применять правила;

совместно договариваться о правилах поведения при работе;

Сравнивать ответы на доске со свои ответом.

Работать с обратным словарем

Открывать ля себя новое знание.

участвовать в учебном диалоге;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

принимать и сохранять учебную цель и задачу;

воспринимать смысл предъявляемого текста;

осуществлять по учебнику поиск необходимой информации;

осуществлять пошаговый контроль к результату под руководством учителя;

Физкультминутка

2мин

-видеоролик.

Выполнять действия по образцу.

Принимать и сохранять учебную задачу;

Решение учебной задачи

Приём:

проблемная беседа;

наглядный

12

мин

- молодцы, тихо садимся и продолжаем работать. Упр. 42.

- кто желает прочитать? Читаем только первые два предложения.

- что нужно сделать?

- открываем обратный словарь и находимся эти глаголы.

-на какой странице? (стр.132)

- читаем по цепочке, только подчеркнутый глагол и его форму- 2 лица, ед.ч.(ты)

(везти- везёшь, ползти- ползёшь, пойти- пойдёшь, расти- растёшь, вести- ведёшь, цвести- цветёшь, мести- метёшь, нести- несёшь, грести- гребёшь, трясти- трясёшь.)

- у них ударные личные окончания?(да)

- значит, какого спряжения все эти глаголы? (1 спр)

- а все глаголы с приставками, которые от них образованны?(да)

- а они какого спряжения? давайте проверим.

- Продолжаем работу по цепочке, называете глагол с приставкой и и его форму 2 л., ед.ч.

(например: подвести- подвезёшь).

- глагол вывезти, обратите на него внимание!!!

- как же писать личную форму такого глагола?

- нам поможет правило на стр.65 (глаголы образованные от др.глаголов с помощью приставки, сохраняют спряжение глаголов-родитетей.)

- от какого глагола образован это глагол? (везти)

- а глагол везти какого спряжения?( 1 спр)

- значит глагол вывезти тоже будет 1 спр.

- А может быть, нужно посмотреть на глагольный суффикс, раз окончание в личной форме безударное? (суффикс отсутствует, значит глагол 1 спряжения, в чем мы с вами ещё раз убедились)

 

Читать задание в учебнике

Читать глагол и его форму

Работать под руководством учителя

Отвечать на вопросы

Овладевать навыком смыслового чтения текстов;

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

участвовать в учебном диалоге;

V

Включение новых знаний в систему и

повторение

Включение новых знаний в систему и повторение

Метод: репродуктивный, закрепления и повторения

5мин

- а в заключение давайте прочитаем текст внизу страницы.

- что же интересного заметил Миша.

- кто желает прочитать?(читает один ученик)

-кто из ребят прав?

- какое правило поможет нам правильно писать глаголы с личным безударным окончанием? ( оба правила)

Читать текст учебника

Овладевать навыком смыслового чтения текстов;

VI

Итог  урока.

Запись домашнего задания.

метод:словесный

5мин

-давайте подведем итоги нашего урока.

- На слайде  даны пары глаголов. Найдите те, которые записаны неправильно:  (16 сл)

Ползти- ползёшь, дружить- дружешь, читать- читаешь, писать- пишишь, говорить- говоришь, прыгать- прыгаешь.

- как вы думаете мы достигли целей которые ставили на урок?

 -запишите домашнее задание  (17 сл)

стр.34- рабочая тетрадь, упр.34 по заданию.

-Давайте разберем, что нужно сделать. Открываем  тетради смотрим упр.34.

- сверху вам даны два словарных слова, вам нужно их вписать 1 слово- 1 строка, 2 слово- последняя строка. В ед.ч Т.п.

-на какие вопросы отвечает т.п? (кем?чем?)

- и нужно подчеркнуть в них буквы, которые вы должны запомнить.(на картинке выделены)

- вставить пропущенные буквы в словах и подчеркнуть их.

уметь грамотно излагать свои мысли в устной форме

Записать д/з

Слушать учителя

Понимать

успешность

деятельности;

VII

Рефлексия деятельности

методы анализа;

5мин

- у вас на партах лежат кружочки красный, зеленый, желтый.

- оцените свою работу на уроке:

Красный- удовлетворительно

Желтый- хорошо

Зеленый- отлично

- поднимите вверх кружочки.

- молодцы, а вот как я оцениваю вашу работу.(кружок)

- урок окончен, до свидания.

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Понимать

успешность

деятельности;

адекватно воспринимать оценку учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самостоятельная часть речь

Слайд 2

Действие предмета

Слайд 3

Что делать? Что сделать?

Слайд 4

Сказуемое

Слайд 5

1)По временам 2)В настоящем и будущем времени: а)по лицам б)по числам

Слайд 6

Это изменение глагола по лицам и числам

Слайд 7

1 спряжение 2 спряжение

Слайд 8

Глаголы оканчивающиеся на: -ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, -еть. + брить, стелить.

Слайд 9

Глаголы оканчивающиеся на – ить + Слышать, видеть, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, дышать, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть.

Слайд 10

Спряжение глаголов по начальной форме

Слайд 11

Научится определять глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки. Повторить самый общий алгоритм различения глаголов 1 и 2 спряжения по глагольному суффиксу. Закрепить знания, как определять безударные личные окончания глаголов.

Слайд 12

ЛИЦО ЕД.Ч МН.Ч 1 лицо (я, мы) грыз у грыз ём 2 лицо (ты, вы) грыз ёшь грыз ёте 3 лицо (он, они) грыз ёт грыз ут 1 вариант

Слайд 13

ЛИЦО ЕД.Ч МН.Ч 1 лицо (я, мы) лез у лез ем 2 лицо (ты, вы) лез ешь лез ете 3 лицо (он, они) лез ет лез ут 2 вариант

Слайд 14

Бить вить жить лить лить шить

Слайд 15

ВБИТЬ 1л. ед.ч- вобь ю 1л. мн.ч- вобь ём 2л. ед.ч- вобь ёшь 2л. мн.ч- вобь ёте 3л. ед.ч- вобь ёт 3л. мн.ч- вобь ют

Слайд 16

Ползти- ползёшь дружить- дружешь говорить- говоришь читать- читаешь писать- пишишь прыгать- прыгаешь

Слайд 17

Рабочая тетрадь стр.34 упр.34 по заданию



Предварительный просмотр:

_____вариант

лицо

Ед.ч

Мн.ч

1 лицо (я, мы)

2 лицо (ты, вы)

3 лицо (он, они)

_____вариант

лицо

Ед.ч

Мн.ч

1 лицо (я, мы)

2 лицо (ты, вы)

3 лицо (он, они)

_____ вариант

лицо

Ед.ч

Мн.ч

1 лицо (я, мы)

2 лицо (ты, вы)

3 лицо (он, они)

_____вариант

лицо

Ед.ч

Мн.ч

1 лицо (я, мы)

2 лицо (ты, вы)

3 лицо (он, они)

______вариант

лицо

Ед.ч

Мн.ч

1 лицо (я, мы)

2 лицо (ты, вы)

3 лицо (он, они)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся...

Урок на тему:"Спряжение глаголов".УМК"Начальная школа 21 века"

Презентация и технологическая карта урока. 4 класс...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Спряжение глагола" (УМК "Начальная школа 21 в.")

В рамках данного урока учащиеся знакомятся В рамках данного урока учащиеся знакомятся со способами определения спряжения. Игровые моменты повышают познавательную активность школьников....

План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...

Технологическая карта изучения темы «Определяем спряжение глагола по начальной форме. Глаголы-исключения»

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием технологической карты....

Конспект урока русского языка во 2,4 классах на темы: "Начальная форма слова" и "Продолжаем определять спряжение глаголов по начальной форме"

Целью данного урока является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества для подведения под понятия "начальная форма" и прави...