Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

 

Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму. Формировать навык самоконтроля, воспитывать  самостоятельность, творческую  активность  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Урок русского языка в 4-м классе по теме:

"Развитие умения определять спряжение глаголов по неопределенной форме" (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса.)

Тип урока: открытия нового способа действия

Тема урока:

Развитие умения определять спряжение  глаголов по неопределенной форме.

Цели урока:

 Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием по алгоритму.

Задачи урока:

 Формировать навык самоконтроля, воспитание самостоятельности, творческой активности учащихся; уважение к самому себе; умения прислушиваться к мнению других.

Оборудование:  доска с записью темы урока,  карточки, презентация,

 

Ход урока

I. Языковая разминка.

         Ить  ать  ять  уть  еть

Что вы написали? (сочетания букв).

- О какой части речи пойдет разговор на уроке?

-Как называются глаголы на ить, ать, ять и др.?

-Что вы знаете о неопределенной форме глагола?

-Где вы встречаете эти  сочетания? (в глаголах, которые отвечают на вопросы что делать?  что сделать?)

II. Письменный опрос.    

- Запишите  слова, которыми можно закончить следующие предложения.

а) Имена существительные склоняются, а глаголы …  (спрягаются)

б) Спряжение – это изменение глагола  по числам и  по … (лицам)

в)   Определить спряжение легко, если окончание глагола  …  (ударное)

г)  В окончаниях глаголов 2-го лица ед.числа после ш   пишется …  (ь) .

д)  Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы …

                                                     Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – все в  действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

 III. Сообщение темы и цели урока.    

      1.Работа со словами, записанными на доске.

мы принос_м  (I  или  II?   е  или  и)

они принос_т   (I  или  II?  я  или  ю)

мы счита_м   (I  или  II?  е  или  и)

они слыш_т   (I  или  II?  а или  у)

– Можно ли на слух определить. Какое спряжение у глаголов с безударными окончаниями? (Сложно, не получается).        

Определить спряжение глагола поможет глагольный  суффикс.

        2. Работа по учебнику с.71, упр. 254. (по заданию упражнения)

        3.  Составление  план рассуждения.

– Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо знать его спряжение.

В окончаниях глаголов I спряжения пишем гласную –е, в окончаниях глаголов II спряжения пишем гласную и.
– Чтобы определить спряжение глагола нужно его поставить в неопределенную форму.
– Глаголы, которые в н.ф. оканчиваются на ить,относятся ко 2 спр.
– Глаголы, которые в н.ф. оканчиваются на ать, ять,ыть, оть, уть, еть – 1 спряжения.

IV. Развитие орфографических умений.  

            1. Используя алгоритм,  определите, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола  (работа по карточкам, взаимопроверка).

украшать – 2 л.мн. ч. – украшаете  (I)
делать – 1 л.мн.ч. – делаем (I)
рисовать – 2 л.ед.ч. – рисуешь (I)
узнать – 3 л.ед.ч. – узнает (I)
прикоснуть – 3 л.ед.ч. – прикоснет (I)
наносить – 3 л.мн.ч. – наносят (II)
закалить – 2 л.мн.ч. – закалите (II)

     2.  Упр. 258   выполняется на доске.

       3. Упр. 259  самостоятельно по заданию.

V. Итог урока.  

 – Чем занимались на уроке?
– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?


VI. Домашнее задание.  

1. Упр. 257, с. 73.

2. Выучить правило на с. 72, запомнить алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

 

 

 

 

Приложение.

украшать – 2 л.мн. ч. –

 делать – 1 л.мн.ч. –

 рисовать – 2 л.ед.ч. –  

узнать – 3 л.ед.ч. –  

прикоснуть – 3 л.ед.ч. –  

наносить – 3 л.мн.ч. –  

закалить – 2 л.мн.ч. –

украшать – 2 л.мн. ч. –

 делать – 1 л.мн.ч. –

 рисовать – 2 л.ед.ч. –  

узнать – 3 л.ед.ч. –  

прикоснуть – 3 л.ед.ч. –  

наносить – 3 л.мн.ч. –  

закалить – 2 л.мн.ч. –

украшать – 2 л.мн. ч. –

 делать – 1 л.мн.ч. –

 рисовать – 2 л.ед.ч. –  

узнать – 3 л.ед.ч. –  

прикоснуть – 3 л.ед.ч. –  

наносить – 3 л.мн.ч. –  

закалить – 2 л.мн.ч. –

украшать – 2 л.мн. ч. –

 делать – 1 л.мн.ч. –

 рисовать – 2 л.ед.ч. –  

узнать – 3 л.ед.ч. –  

прикоснуть – 3 л.ед.ч. –  

наносить – 3 л.мн.ч. –  

закалить – 2 л.мн.ч. –

украшать – 2 л.мн. ч. –

 делать – 1 л.мн.ч. –

 рисовать – 2 л.ед.ч. –  

узнать – 3 л.ед.ч. –  

прикоснуть – 3 л.ед.ч. –  

наносить – 3 л.мн.ч. –  

закалить – 2 л.мн.ч. –

украшать – 2 л.мн. ч. –

 делать – 1 л.мн.ч. –

 рисовать – 2 л.ед.ч. –  

узнать – 3 л.ед.ч. –  

прикоснуть – 3 л.ед.ч. –  

наносить – 3 л.мн.ч. –  

закалить – 2 л.мн.ч. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме "Обобщение знаний о спряжении глаголов". УМК "Школа России"

Данная разработка представлена в виде технологической карты урока, разработанной в сосответствии с ФГОС....

Конспект и презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умения написать глаголы с безударными личными окончаниями." Программа "Школа 2100"

Здесь представлены материалы конкурсного урока Краевого отборочного этапа конкурса  "Учитель года- 2015" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с. Тахта Ипатовского района Ставопольского края Остр...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "I и II спряжение глаголов настоящего времени" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов и настоящего времени их окончаниями.Планируемые результатыПредметные:-знать и называть изу...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "I и II спряжение глаголов будущего времени" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глагол...