Учебно- методический комплект на тему:"Антонимы и Синонимы.Обобщение." 3 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
конспект +презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_i_antonimy._oboshch.docx | 29.29 КБ |
презентация | 405.72 КБ |
проверочная работа | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Тема:«Синонимы и антонимы. Обобщающий урок»
Цели деятельности учителя:актуализировать представление учащихся об именах прилагательных, противоположных и близких по смыслу; продолжить формирование понятий «синоним», «антоним»; развивать умение правильно употреблять имена прилагательные, которые близкиеи противоположные по смыслу; провести обобщающую словарную работу.
Планируемые результаты:
Личностные: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- проявление познавательной инициативы в оказании помощи соучастникам;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие общеучебных компетенций.
Предметные:
- закрепят представление о значимости имени прилагательного в речи;
- закрепят умение подбирать противоположное и близкие по смыслу прилагательное;
- закрепят умение оперировать понятиями «синоним», «антоним»;
- закрепят умение находить и объяснять орфограммы в слове.
Тип урока: закрепление и контроль знаний, умений и компетенций;
Оборудование: Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 2, автор Рамзаева Т.Г., рабочая тетрадь; раздаточный материал;
№ п.п | Этап урока Методы и приёмы | t | Содержание урока (деятельность учителя) | Деятельность ученика | УУД |
I | Организационный момент словесный метод | 0,5 | Здравствуйте, дети! Рада вас видеть в хорошем настроении. Нас ждёт впереди много нового и интересного, поэтому настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь. Приступим к русскому языку. | Эмоциональнонастраиваютсянаработу; | Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке; |
II | Мотивационный этап актуализация знаний; минутка чистописания. | 3 | Словарная работа: под диктовку записываем слова: сегодня, суббота, лестница, осина, коллектив. На доске записаны слова: зелёненький, горьковатый, сладковатый, кисленький. – Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена прилагательные в единственном числе. Во всех словах есть суффиксы) – Какое слово здесь лишнее? Почему? (Лишнее слово – зелёненький. Это прилагательное обозначает признак предмета – цвет. Остальные прилагательные обозначают признак предмета – вкус.) – Какие еще признаки предметов обозначают прилагательные? Приведите примеры. (Прилагательные обозначают следующие признаки предметов: запах (душистый), размер (большой), ширину (узкий), высоту (низкий), форму (круглый), массу (тяжёлый), качества людей (добрый, весёлый, трудолюбивый).) – Составьте цепочку букв из орфограмм, которые находятся в корне данных слов. Какие буквы войдут в цепочку? (В слове зелёненький – безударная гласная е, в слове горьковатый – безударная гласная о, в слове сладковатый – безударная гласная а и парная согласная д. Значит, цепочка состоит из четырех букв: е, о, а, д.) Еоад, деоа, адео | участвуют в диалоге ; испытываютвнутреннююпотребностьвключениявучебнуюдеятельность(«хочу»); выполняют задание; | вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); |
III | Постановка учебной задачи Метод: эвристический; проблемный диалог; наблюдение за языковыми явлениями; | 7 | IV. Наблюдение над прилагательными, близкими по смыслу. Подберите антонимы к словам: Сладкий Черный Весёлый Умный Что такое антонимы? А как вы думаете, что общего у этих слов?: Улыбчивый, позитивный, весёлый, неунывающий Как называется эта группа слов? Вы с ней уже знакомы? Давайте определим тему и цели урока? | находят основания для классификации слов; определяют грамматические признаки имён существительных; выбирают из ряда имён прилагательных слова, с заданными грамматическими характеристиками; определяют цели и пути их достижения; | самоопределение; целеполагание; сохранять учебную цель и задачу; |
IV | Решение учебной задачи метод: устная проверка; фронтальный опрос; чтение учебного материала; списывание; комментирование; | 7 | 1. Работа над упражнением 481. 2. На доске записаны словосочетания: Тихая езда – … езда. Тихий голос – … голос. Густой лес – … лес. Густой туман – … туман. Горячая вода – … вода. Горячее лето – … лето. Старая книга – … книга. Старый человек – … человек. – Спишите словосочетания, заменяя имена прилагательные синонимами. | решают учебную задачу, выполняют проверку; сравнивают; контролируют и осуществляют пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма; пересказывают правило; | ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание); определение основной и второстепенной информации; |
IV | Физкультминутка метод: наглядный | 2 | Выполнение упражнений подготовленными учениками. | выполняют упражнения; | выполнение действий по образцу. |
V | Самостоятельная работа репродуктивный самостоятельная – практическая работа; фронтальная проверка; | 5 | Выполнение упражнений 482, 483. У доски, по цепочке. Есть у вас вопросы по теме «Синонимы» и «Антонимы»? Есть ли проблемы с подбором слов? Тогда запишем д/з: 484 | выполняют задание; работают с текстом; устанавливают зависимость способа проверки от места орфограммы в слове; приводят примеры, связанные с заданным критерием; | дополнять и расширение свои знания; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; |
VI | Включение новых знаний в систему и повторение репродуктивный метод; дифференцированное задание; взаимопроверка; | 15 | Сейчас я раздаю вам листочки (Приложение 1). Обратите внимание, всего 5 заданий. Сколько заданий вы выполните, такую оценку и получите. Время пошло. | контролируют и устраняют ошибки; пишут сочинение; закрепляют способ определения рода у имён прилагательных в ед. и мн. числе; | умение воспринимать текстовую информацию; умение применять знания в другой учебной ситуации; |
VII | Рефлексия деятельности методы анализа; приём: фронтальный опрос. | 2 | – Какие слова называются именами прилагательными? – Приведите примеры имен прилагательных, близких по смыслу. – Назовите имена прилагательные, противоположные по смыслу. | подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока. | понимание успешности деятельности; адекватное восприятиеоценкиучителя |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найди лишнее слово горьковатый сладковатый зелёненький кисленький
Подбери прилагательные з апах размер ширина высота форма масса качества людей
Минутка чистописания Еоад , деоа , адео
Подбери антонимы Сладкий Черный Весёлый Умный
Что общего у этих слов? улыбчивый , позитивный, весёлый, неунывающий
Упражнение 483
трусливыйбоязливый несмелый хитрая лукавая плутоватая злой сердитый коварный неуклюжий неловкий косолапый
Слово Синоним Антоним знойный быстрый скрытный древний тяжёлый пустой жаркий морозный скорый медленный таинственный откровенный старинный современный увесистый лёгкий порожний полный Подбери к словам антонимы и синонимы:
Домашнее задание Упражнение 484
Предварительный просмотр:
«Синонимы и антонимы»
Вариант 1
1. Допиши понятия:
Синонимы это: слова __________________ по смыслу.
Антонимы это: слова __________________ по смыслу.
2. К данным словам подбери синонимы и антонимы, запиши их в таблицу:
Красивый, добрый, грустный, большой, отзывчивый,
синонимы | антонимы | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
3. Подбери антонимы:
Умный _________
Сильный _________
Смелый _________
Весёлый _________
Горький _________
4. Подбери 5 прилагательных к слову «стол»:
Стол ____________, ___________, _____________,___________,__________.
5. Опиши своего друга / подругу. Вставляй в текст пропущенные имена прилагательные:
У меня есть очень ____________ друг.
Мне нравится с ним дружить.
Он очень _____________, _______________ и __________________.
В отличии от меня, он ____________________.
Но мне не нравится в нем то, что иногда он ______________.
Когда он приходит ко мне в гости, я рад видеть его ____________ улыбку.
Я тоже улыбаюсь ему в ответ.
«Синонимы и антонимы»
Вариант 2
1. Допиши понятия:
Антонимы это: слова __________________ по смыслу.
Синонимы это: слова __________________ по смыслу.
2. К данным словам подбери синонимы и антонимы, запиши их в таблицу:
Страшный, злой, весёлый, маленький, сладкий,
антонимы | синонимы | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
3. Подбери антонимы:
Красивый _________
Добрый _________
Грустный _________
Большой _________
Отзывчивый _________
4. Подбери 5 прилагательных к слову «дом»:
Стол ____________, ___________, _____________,___________,__________.
5. Опиши своего друга / подругу. Вставляй в текст пропущенные имена прилагательные:
У меня есть очень ____________ друг.
Мне нравится с ним дружить.
Он очень _____________, _______________ и __________________.
В отличии от меня, он ____________________.
Но мне не нравится в нем то, что иногда он ______________.
Когда он приходит ко мне в гости, я рад видеть его ____________ улыбку.
Я тоже улыбаюсь ему в ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».
Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...
Учебно-методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщение.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.Задачи:обобщить знания дет...
Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"
Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"
Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...
Учебно-методический комплект по окружающему миру за 4 класс на тему "Во времена Древней Руси" (Школа России)
Раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков; научить ребят обрабатывать воспринятую информацию....
Учебно-методический комплект по русскому языку в 4 классе на тему "Обобщение по теме глагол"
Конспект урока русского языка. «Обобщение по теме глагол».Цели деятельности учителя: Отрабатывать умение распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи. Обосновывать их написание, опреде...