Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tverdost_myagkost_soglasnyh_glasnymi.pptx | 82.48 КБ |
oboznachenie_tverdosti_i_myagkosti_soglasnyh_s_pomoshchyu_glasnyh_bukv.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
и ы у е а о я ю э ё
Маня марля няня маляры мала
зрители, люди , котёнок, бельчонок
мал-мял .
рАд - нОс – мЫл – тУк -
Май нос лук мэр дым Мяч нёс люк метр диво
МЯ, МЁ, МЮ, МЕ, МИ МА, МО, МУ, МЭ, МЭ
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема: Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв.
Тип урока: закрепление изученного материала ;
Цель: -дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.
Планируемые результаты
предметные: -Способствовать развитию умения обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами;
-закрепить, ранее изученный, материал;
-обогащать устную и письменную речи учащихся;
-формировать умения обозначать орфограммы на письме.
- личностные: - проявлять интерес к знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
Оборудование: презентация, Азбука: 1 класс: В.Г.Горецкий
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словесный | ≈ 2 | - Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся). А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук. Итак, друзья, внимание Вот прозвенел звонок Садитесь, поудобнее, Начнём скорей урок | Эмоционально настраиваться на работу. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
2. | Актуализация знаний. Этап повторение. Словесный Приём закрепления и сравнения. Фронтальный опрос. Учебный диалог. Минутка чистописания | ≈ 5 | А) - Из чего состоит наша речь? - А предложения? - А слова? - Из чего состоят слоги? - Чем обозначаются звуки на письме? - На какие две группы делятся все звуки?(гласные, согласные) - Почему они называются гласными? (Потому что они поются голосом. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные) Этот звук всегда поётся, Этот звук как песня льётся. Звук, свободно ты лети, Нет преграды на пути! - Каким цветом обозначаются гласные звуки? - Какую работу выполняют гласные звуки? (обозначают твердость или мягкость предшествующего согласного) - А как вы определяете твёрдый или мягкий звук обозначает согласная буква? - Чтобы вспомнить, какие гласные обозначают мягкость, а какие твёрдость, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка»: и ы у е а о я ю э ё - На какие 2 группы их можно разделить?( ы, у, о, а, э и, е, я, ю, ё) - Какие гласные указывают на твёрдость согласных? - Какие указывают на мягкость? - А как вы думаете, какой буквы, обозначающей мягкость согласных, здесь нет? - Молодцы, с этими заданиями вы справились! - Какая буква 4 по счету? (е) -Пропишите эту букву в строчку, отступая две клетки. |
Поддерживать учебный диалог Характеризовать гласный звук Участвовать в игре Делить звуки на группы Прописывать букву | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию П: строить речевые высказывания в устной форме. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. |
3. 4. 5. | Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации. Физ. Минутка Решение частных задач Итог урока. Рефлексия. | ≈ 10 ≈20 =5 | - Составьте схему слова «тюлень». -Сколько в слове слогов? (тю-лень)-разбор -Давайте запишем транскрипцию слова. - Какую роль играют данные гласные буквы при письме?(Обозначают мягкость согласного звука) - Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука на письме? (Ь) -Посмотрите на слова: Маня марля няня маляры мала - Назовите слова, написанные с заглавной буквы. Объясните, почему они так написаны? Прочитайте слоги в этих словах, где согласные звучат мягко. Кто отыщет слова, где все согласные звучат мягко? Какая буква им помогает? (Звучат ответы учащихся) - Назовите слово, в котором все согласные звучат твёрдо, мягко. Какие буквы помогают прочитать их твёрдыми, мягкими? - Вспомните, о чём мы сейчас говорили и определите тему урока. - Вы правильно определили тему урока, а теперь попробуем определить цели урока. - Учиться писать нужную гласную букву в словах после согласных; - Уметь объяснять выбор гласной буквы; - Быть грамотным человеком: умеющим правильно писать и объяснять написанное. А теперь давайте встанем и разомнемся. -Прочитайте слова: Зрители. (Люди, котёнок, бельчонок.) - Произнесите в каждом слове мягкие согласные звуки. Как обозначена на письме их мягкость? ( Е, Ё, Я, Ю, Ь) -Запишите слова : мал-мял. -Что вы можете сказать о гласных в этих словах, чем различаются слова? Гласная буква а обозначает гласный звук а и твёрдость предыдущего согласного звука. Гласная буква я обозначает гласный звук а и мягкость предыдущего согласного звука -Какое главное отличие слов МОЛ и МЁЛ? ( «Главное отличие в первом звуке. В первом слове первый звук звучит твёрдо, а во втором слове - звучит мягко. ) -Откройте Азбуку на странице 55. Перепишите стихотворение . -Первый вариант подчеркивает гласные , обозначающие мягкость предшествующего согласного. -Второй вариант подчеркивают гласные, обозначающие твердость предшествующего согласного. -Прочитайте слова: ( рАд- (рЯд), нОс – (нЁс), мЫл – (мИл), тУк- (тЮк)). -Замените гласную, обозначающую твердость согласного, на гласную, обозначающую мягкость согласного и запишите пары слов, подчеркивая гласные. - Всегда ли нужны гласные буквы для обозначения мягкости согласных звуков на письме? В каких случаях не нужны? (ЧА-ЩА, ЧУ –ЩУ, Й) - Всегда ли гласные могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука на письме?(нет)- (ЖИ-ШИ, ЦИ). -Спишите слова в тетрадь: Май нос лук мэр дым Мяч нёс люк метр диво - Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? Подчеркните их красным цветом. - Какие буквы обозначают твердость согласных звуков? Подчеркните их синим цветом. - Давайте посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. О них мы уже говорили на прошлом занятии. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда. Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим. Чтение слогов с гласными первого и второго ряда. МЯ, МЁ, МЮ, МЕ, МИ МА, МО, МУ, МЭ, МЭ Заметили, что с гласными первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго»), а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит. - Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки) - Было ли вам интересно, трудно? - Над чем ещё надо поработать? Подводим итоги урока: - С какими волшебными буквами мы сегодня познакомились? - С какими согласными звуками они дружат? - Каким цветом в схеме мы обозначаем твердый согласный звук? - Каким цветом в схеме мы обозначаем мягкий согласный звук? -Урок окончен, Спасибо за хорошую работу на уроке. |
Составлять схему слова Делать транскрипцию слова Называть слова, написанные с заглавной буквы Объяснять свой выбор Делать вывод Формулировать тему и цели урока Разминаться Читать слова Произносить согласные звуки Закреплять знания Объяснять отличие слов Работать со стихотворением Читать слова Строить пары слов Вспоминать орфограмму слов Записывать Поддерживать учебный диалог Знакомиться с рядами звуков Поддерживать учебный диалог Оценивать свою работу на уроке Подводить итог Делать вывод | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л: установка на ЗОЖ. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М." 1 класс (конспект + презентация)
Цель этого урока научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков....
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры.". 2 класс (конспект + презентация)
Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры." 2 класс....
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...