Учебно - методический комплект (технологическая карта урока обучения граммоте и мультемедийная презентация) 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Тема: «Звуковое значение [й’ а] буквы «я»; буквы Я я»
Цели деятельности учителя: познакомить с йотированным звуковым значением буквы «я»; познакомить с функцией буквы «я» обозначающей два звука [й‘ а] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове и изображением их в одноуровневой модели; познакомить с буквами Я я; формировать навыки чтения слов с буквой «я»; знакомство с элементами строчной печатной буквы Я, я; учить читать слова по слогам и орфоэпически; развивать фонематический слух и культуру произношения.
Планируемые результаты:
- предметные: усвоить функцию буквы «я» - обозначать два звука [й‘а] в начале слова и после гласных звуков в середине и на конце слова; читать слова по слогам и орфоэпически.
- личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознание общественной полезности своего труда.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, учебная презентация, карточки для рефлексии, схемы-модели предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_ya_i_bukva_ya_ya.ppt | 2.84 МБ |
bukva_ya_ya_i_zvuki_y_a-1.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сочетание звуков [й‘а], на письме обозначается буквой я .
Тема: Знакомство со звуками [й‘а] и буквами заглавная «Я» , строчная «я»
Цели: познакомиться со звуковым значением [й‘а] , буквы «я» ; учиться читать слова с буквой Я , я .
,
, , , ,
маяк
,
яр
ярый
.
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучение грамоте.
Тема: «Звуковое значение [й’ а] буквы «я»; буквы Я я»
Цели деятельности учителя: познакомить с йотированным звуковым значением буквы «я»; познакомить с функцией буквы «я» обозначающей два звука [й‘ а] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове и изображением их в одноуровневой модели; познакомить с буквами Я я; формировать навыки чтения слов с буквой «я»; знакомство с элементами строчной печатной буквы Я, я; учить читать слова по слогам и орфоэпически; развивать фонематический слух и культуру произношения.
Планируемые результаты:
- предметные: усвоить функцию буквы «я» - обозначать два звука [й‘а] в начале слова и после гласных звуков в середине и на конце слова; читать слова по слогам и орфоэпически.
- личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознание общественной полезности своего труда.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник: Азбука Н. Г. Агаркова, Ю. А. Агарков, учебная презентация, карточки для рефлексии, схемы-модели предложений
Этапы Методы и приёмы | Хроментраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный, Мотивационный Словесный: учебный диалог | 9:00-9:01 | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок обучение грамоте. - Следим за посадкой: спинки прямые, ножки стоят прямо, руки на парте. -Теперь я предлагаю вам послушать загадки, отгадать их и подумать, какая буква объединяет слова-отгадки… Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко) Она, как змейка, В траве мелькает, Хвостом виляет. Хвост оборвет – Другой наживет. (Ящерица) (Слайд 1) - С каких звуков начинается отгадка? (со звуков [й‘а]) В слове яблоко, какой следующий звук? ([б]) Давайте хором произнесем звуки [й‘а] | Приветствие учителя Настрой на урок Выделение необходимой информации из загадки Отвечать на вопросы. | Р: организация учащимися своей деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации К: участвуют в учебном диалоге; |
Постановка учебной задачи Словесный: учебный диалог; Наглядный: учебная презентация. | 9:01 - 9:06 | -Вы уже знаете, что все звуки делятся на две группы. Какие? (гласные и согласные) -Звук [й‘] к какой группе отнесем? (согласный) Почему? (струя воздуха встречает препятствия и нельзя пропеть звук, потянуть). -Звук [а] к какой группе отнесем? (гласный) Почему? (струя воздуха не встречает препятствий и можно пропеть звук, потянуть). Молодцы. На письме сочетание звуков [й‘а], обозначается буквой я. (Слайд: 2) - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Знакомство со звуками [й‘а] и буквами заглавная «Я», строчная «я») (Слайд: 3) - Давайте определим цели на сегодняшний урок? (Слайд: 4)
Молодцы. | Определение темы урока Постановка целей урока | П: осознанно строить ответ в устной форме Р: целеполагание Р: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения; К: слушать и понимать речь других |
Решение частных задач Практический: работа с учебником; Словесный: беседа, хоровая отработка слов и звуков; Наглядный: учебник, учебная презентация | 9:06 – 9:13 9:13 – 9:15 | - Теперь откройте учебники на странице 37. Покажите пальчиком 37-ую страницу (фото странице учебника на слайде 5). Отлично. - Внимательно познакомьтесь с моделями на этой странице и сравните эту страницу с другими, на которых вы работали на прошлых уроках. Какие различия вы заметили? Кто догадался, поднимите руку. (На этой странице, как и на других, есть новые буквы. На каждой странице в левом углу всегда были модели звуков, которые обозначаются новой буквой. И рядом с буквами всегда были модели звуков и звуки , которые обозначаются этими буквами) - Правильно! В левом углу по-новому обозначены звуки. (Слайд 6) Здесь нет новых звуков, которые мы не знаем. Под одной буквой я находятся сразу два звука: согласный мягкий звук [й‘] и гласный звук [а] – это целый слог. - Когда мы читали слова с буквой й, мы отметили, что в них нет слогов, в которых звук [й‘] стоит перед гласными звуками. Ребята, в модели под буквой я какой стоит первый звук? (согласный звук [й‘]) Произнесём хором. Во второй модели, под буквой я какой стоит звук? (гласный звук [‘а]) Буква я передает звук [а] с предшествующим мягким звуком. - Кто изображен слева под моделями? (Мальчик в кепке) - Произнесем звуки, которые здесь записаны. Давайте начнем с произносить с первого звука (Хором [й‘]), теперь второй ([а]) и третий ([н]). - Дайте характеристику каждому звуку по модели. Охарактеризуйте звук [й‘] (согласный, звонкий, мягкий звук) Молодцы, охарактеризуйте звук [а] (гласный, ударный звук) Теперь, охарактеризуйте звук [н] (согласный, звонкий, твердый звук) - Сейчас, выложите квадратами и кружками на парте звуковую модель этого слова. - Кто хочет показать нам звуковую модель, которую вы составили? У всех так получилось? Посмотрите на слайд: 7) ,
- Давайте прочитаем хором звуковую модель слова (Ян) Ребята, кто догадался какой буквой обозначаются первые два звука в этом слове? (Буквой я) - Давайте рассмотрим эту букву, посмотрите на слайд. (Слайд: 8) На слайде заглавная и строчная буква: Я я) Из каких элементов состоит заглавная буква Я? (Длинная прямая линия, полуовал, короткая наклонная) Из каких элементов состоит строчная буква я? (Короткая прямая линия, полуовал, короткая наклонная) - Ребята, сравните, эти две буквы. Чем похожи? (Элементами) Чем различаются? (Размером) Найдите звуко-буквенную схему под первой картинкой. Прочитаем слово по буквам (читаем: Ян) - Теперь читают только мальчики. А сейчас только девочки. Кто хочет прочесть это слово самостоятельно, поднимите руку. - Кто изображен справа от мальчика? (Девочка в розовой кофте) Давайте начнем с произносить с первого звука (Хором [л’]), теперь второй ([и ́]), третий ([й’]) и четвертый звук [а]. Охарактеризуйте последние два звука в имени девочки. Звук [й‘] (согласный, звонкий, мягкий звук). Звук [а] (гласный, безударный звук). - Сейчас, выложите квадратами и кружками на парте звуковую модель этого слова. - Кто хочет показать нам звуковую модель, которую вы составили? У всех так получилось? Посмотрите на слайд. (Слайд: 9) , ,
- Давайте прочитаем хором звуковую модель слова (Лия) Ребята, кто догадался, какой буквой обозначаются последние два звука в этом слове? (Буквой я) После какого звука в слове «Лия» находятся это сочетание звуков? (После гласного звука [и]) - Когда сочетание звуков [й‘а] стоит после гласного звука [и], или в самом начале слова их не записывают буквами, которыми эти звуки обозначаю на письме. Сочетание этих звуков на письме обозначается буквой я. - Давайте прочитаем имя девочки хором. Теперь, пусть его прочитают только девочки. А сейчас, хором прочитают только мальчики. Кто хочет прочитать самостоятельно это слово? - Что изображено на третьей картинке? (Маяк) (Слайд: 10) Объясните, что обозначает слово «маяк». (Ответы детей) Маяк – (многозначное слово)
- Ребята, какой последний звук в слове маяк? (Звук [к]) - Ребята, как вы думаете это согласный или гласный звук? (Согласный звук) А какой моделью обозначаются согласные звуки? (Обозначаются квадратом ) (Слайд: 11) - Сейчас составьте звуковую модель этого слова. Кто хочет составить ее около доски, поднимите руку. Сравните звуковые модели своего одноклассника и ваши. У кого получилось по-другому? Поднимите руку. (Слайд: 12) - Обратите внимание на звуко-буквеннную модель, по ней можно увидеть, что сочетание звуков [й‘а] находится в середине слова, перед гласным звуком [а]. Давайте хором произнесем слово по буквенной схеме. Теперь прочитаем по буквенной схеме. Читает только первый ряд. Дальше читает только третий ряд. Молодцы! - Давайте сделаем вывод. Сколько звуков обозначает буква я? (Два звука) - Какие это звуки? ([й‘а]) Когда буква я обозначает два звука? Посмотрите на звуко-буквенные схемы (В начале, середине слова и после гласного звука. Физминутка -Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук». - Я буду называть слово, если услышите слово в котором буква я обозначает 2 звука [й’] [а] -, встанут мальчики, если услышите слово в котором буква я обозначает только звук [а]- гласный, встанут девочки. (Зоя, мясо, яма, ягода, няня, ябеда, мячик, мякоть, красивая, слякоть, Коля, ястреб). Молодцы! | Работа с учебником; Рассматривание страниц учебника по заданной теме; Отвечают на вопросы учителя; Определяют характеристику звуков . Узнают новую информацию. Хоровая отработка звуков Определяют характеристику звуков Находят сходство и различие звуков [й‘] [а] Узнают новую информацию Концентрируют внимание на речи учителя (развитие фонематического слуха); Выполняют физические упражнения. Понимают сочитание звуков [й‘а] | П: анализ, синтез Р: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров действия П: осознанно строить ответ в устной форме К: слушать и понимать речь других К: слушать и понимать речь других К: слушать и понимать речь других |
9:15 – 9:25 | Собирают звуковую модель слова Соотносят сочетание звуков и букву Хоровое чтение слова Воспроизводят ранее изученное в памяти Хоровое чтение слова Индивидуальное чтение слова Хоровое чтение звуков Выкладывют звуковую модель слова Читают слово хором Индивидуальное чтение слова Соотносят сочетание звуков и букву Воспроизводят ранее изученное в памяти Узнают новую информацию. Узнают новую информацию. Читают слово хором Концентрируют внимание на речи учителя (развитие фонематического слуха); Выполняют физические упражнения. | П.: осознанно строить ответ в устной форме Р: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения; Р: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения; К: слушать и понимать речь других П: осуществлять синтез П: строить рассуждение К: слушать и понимать речь других | ||
Практический: чтение слов в левом слоговом столбике Наглядный: учебная презентация Словесный: фронтальная проверка учителем | - А теперь, найдите первый столбик слов который начинается со слога яр. Поставьте пальчик под этот слог. Прочитайте его про себя и скажите, где стоит буква я? (В начале слога) Какие звуки она будет обозначать? (Звуки [й‘а]) Прочитаем этот слог хором (яр) Теперь читает только второй ряд. Теперь первый и третий ряд вместе. Кто хочет прочитать самостоятельно, поднимите руку. (Читают 2 человека) - Ребята, это не только слог, но еще и слово. Кто знает, что оно обозначает? (Ответы детей) Посмотрите на слайд. (Слайд: 13) У слова яр может быть несколько значений. Яр –
- Поставьте пальчик под второе слово. Прочитайте его про себя. Теперь давайте прочитаем слово ярый хором. - Хорошо. - Прочитайте хором это слово мальчики. - Молодцы! - А теперь девочки. - Кто хочет ещё раз прочитать это слово? Прочитай нам пожалуйста. - Сколько слогов у этого слова? (Ответы детей.) - Замечательно. - Что значит это слово? Посмотрите на слайд. (Слайд: 14) - Ярый – это яростный, ожесточённый, буйный. - Теперь прочитаем слово с выделением ударного слога. Первый ряд, прочитайте и потяните букву «я»: Ярый. - Теперь поставьте пальчик на второй слог и прочитайте друг другу слова в этой строчке. - Кто готов, ставим ручки домиком. - У1 читай первый слог - У2 читай слово с делением на слоги. - Молодцы! - У3 прочитай слово с выделением ударного слога. - Отлично. - Дальше ставим пальчик под третий слог - Читаем его про себя. - Хорошо. Читаем слово по слогам: Ли-ни-я. - Ребята, где стоит буква я? (После гласной) - Правильно! - Мальчики, теперь хором прочитайте это слово с выделением ударного слога Линия. - Хорошо! - Теперь ставим пальчик под четвёртый слог. - прочитайте друг другу в парах эту строчку. - Кто готов, покажи руку. - У1, прочитай слог. - У2, прочитай слово с делением на слоги. - У3, прочитай это слово с выделением ударного слога Линия. - Молодцы! - Найдите последний слог. - Теперь каждый потихонечку сам прочитает эту строчку. - Кто готов, покажи руку. - У1, прочитай первый слог. - У2, прочитай слово, с делением на слоги. - У3, прочитай слово с выделением ударного слога. - Молодцы! | Хоровое чтение слов; Многократное чтение слова Отвечают на вопросы учителя; Многократное чтение слова Работают по установке учителя Хоровая отработка Читают слово в парах Читают с делением на слоги Читают слово полностью Читают слово с выделением ударного слога Ответы на вопросы Читают слово в парах Читают с делением на слоги Читают слово полностью Читают слово с выделением ударного слога | П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; П.: осознанно строить ответ в устной форме Р: принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения; К: контролируют действия партнера Р: планируют свое действие в соответ. с задачей К: контролируют действия партнера Р: планируют свое действие в соответ. с задачей | |
Физминутка для глаз. | 9:25 - 9:26 | - А сейчас немного отдахнем. Повторяйте только глазками движения за героем. (не вращая головой). | ||
Практический: учебник, хоровое и индивидуальное чтение слов и звуков. Наглядный: иллюстрации в учебнике; Словесный: слово учителя, учебный диалог (беседа) | 9:26 – 9:32 | - Ребята, посмотрите на картинку под столбиком слов. Что происходит в природе? (Началась гроза) - Что делают мальчик и девочка? (Бегут от дождя) - Их зовут (Ян и Лия). - Посмотрите на модель предложений, что вы видите? - Ребята, предложите свои предложения по этой схеме. (Слайд: 15) (Ответы детей) - Давайте проверим, что у вас получилось. - Прочитай своё предложение по схеме. - Ребята, зажмем кулачки и посчитаем сколько слов в предложении. (Ответы детей) - Молодцы. - А теперь взгляните на эту схему. - Предложите предложения по этой схеме.(Ответы детей) - Давайте проверим, что у вас получилось. - Прочитай своё предложение по схеме. - Ребята, зажмем кулачки и посчитаем сколько слов в предложении. (Ответы детей) - Молодцы. | Рассматривают иллюстрацию в учебнике Отвечают на вопрос, рассуждают по теме. Составляют предложения по схеме Отвечают на вопросы учителя | П: осознанно строить ответ в устной форме К: слушать и понимать речь других Р: планируют свое действие в соответ. с задачей К: контролируют действия одноклассника |
Итог урока | 9:32 – 9:34 | Что нового вы узнали на уроке? - Из каких двух звуков состоит буква «я»? | Подведение итогов урока | Л: проведение анализа полученных знаний в ходе урока |
Рефлексия | 9:34 – 9: 35 | -С какими трудностями вы встретились? -Посмотрите на парты, у вас лежит карточка, у которой на каждой стороне нарисована мордочка. Если вам понравилась Ваша работа на уроке, покажите весёлую мордочку, а если нет – грустную. - (Слайд 16) Вы очень хорошо поработали. Урок окончен. До свидания. | Проведение самоанализа эмоционального состояния | П: осознанно строить ответ в устной форме К: слушать и понимать речь других Л: проведение самоанализа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока обучения граммоте и мультемедийная презентация) 1 класс
Тема: Звуки [н], [н′], буквы Н, н Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с согласными звонкими звуками [н] [ н ‘] и изображением их в одноуровневой модели с помощью строчной печатной буквы в ...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окр. мира и мультемедийная презентация) 2 класс
Тема урока: «Почему день сменяется ночью?» Цели деятельности учителя: Объяснить ребятам связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь им разобраться с последовательностью с...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)
Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока математики "Учимся решать задачи" 4 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
Тема урока: «Учимся решать задачи».Тип – урока: закрепление знанийЗадачи:1. Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять ...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Посмотри вокруг" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Посмотри вокруг»Цели урока: учить находить и моделировать стороны горизонта и ознакомить с названиями основных и промежуточных сторон горизонта.Планируе...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока обучение грамоте и мультемедийная презентация) 1 класс
Конспект урока обучение грамоте.Тема: Повторение звука [у], букв У, уЦели деятельности учителя: Повторить гласный звук [у]; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.Планируемые резул...