Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока математики "Учимся решать задачи" 4 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Тема урока: «Учимся решать задачи».
Тип – урока: закрепление знаний
Задачи:
1. Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
2. Научить работать со схемами движения, объяснять, заполнять, описывать ситуацию;
3. Решать задачи на известные схемы движения.
4. Закрепить умения решать задачи.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- пр оявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика.
Предметные:
- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, подбирать к ним подходящую схему;
- составлять задачу по схеме.
Метопредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
Коммуникативные:
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их.
Оборудование: Учебник А. Л. Чекин «Математика» часть 2, 4 класс, презентация;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 102.5 КБ |
Презентация | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Учимся решать задачи».
Тип – урока: закрепление знаний
Задачи:
1. Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
2. Научить работать со схемами движения, объяснять, заполнять, описывать ситуацию;
3. Решать задачи на известные схемы движения.
4. Закрепить умения решать задачи.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- пр оявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика.
Предметные:
- отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;
- устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, подбирать к ним подходящую схему;
- составлять задачу по схеме.
Метопредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
Коммуникативные:
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их.
Оборудование: Учебник А. Л. Чекин «Математика» часть 2, 4 класс, презентация;
Этап урока, методы, приемы | Время | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент Словесный. | 1 мин. | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня урок математики буду вести у вас я. (Слайд 1) - Можете садиться. Давайте для начала послушаем стихотворение: Есть на свете королева, Математикой зовут. Всем она необходима, Словно воздух и вода. В этом царстве королевы Можно все пересчитать, Сосчитать, измерить, взвесить, Перемножить, разделить. Всем без этой королевы, Невозможно дня прожить. | Создает эмоциональный настрой на начало урока | Приветствуют учителя внимательно слушают стихотворение | Личностные: самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества |
2. Мотивационный. Словесный, репродуктивное задание | 1 мин. 5 мин. 5 мин. | - Ребята, скажите, чему вы учитесь на уроках? - Какие величины участвуют в задачах на движение? - Как взаимосвязаны эти величины между собой? (Слайд 2: V = S:t; t = S:V; S = V * t ) - Какие виды движения вы знаете? (В одном направлении, в противоположном, движение на встречу друг другу, движение вдогонку) (Слайд 3) - Посмотрите на слайд, здесь вы увидите задачи с чертежом. Вам нужно их внимательно прочитать и решить устно, на оценку. На слайде 3 простые задачи с чертежом (Слайд 4) 1) От города «А» до поселка «В» 420 км. Два автомобиля едут навстречу друг другу, первый автомобилист ехал со скоростью - 90 км/ч, а второй - 120 км/ч. Через какое время они встретятся, (Слайд 5) 2) Скорость орла 30 м/с. Какое расстояние орел пролетит за 5 с.? (Слайд 6) 3) Скорость самолета 800 км/ч, а подводной лодки 200 км/ч. Во сколько раз скорость самолета больше, чем скорость подводной лодки? - Какие вы молодцы ребята, быстро справились с задачами. Поднимите руки те, кто активно анализировал задачи, быстро отвечал на вопросы и кто правильно устно их решил. Этим ребятам, я поставлю хорошие оценки! - Как вы думаете, какие задачи мы решали? (простые задачи) - Ребята, можете определить проблему урока? (ответы детей) (Слайд 7) - Правильно! Проблема сегодняшнего урока: Если мы уже умеем решать задачи, можем ли мы соотнести их со схемами? И получится ли у нас придумать к схеме задачу? - Задачи какого вида, мы сегодня будем решать? - Правильно мы будем решать задачи: (В одном направлении, в противоположном, движение на встречу друг другу, движение вдогонку). -А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (учимся решать задачи) (Слайд 8) - Да, правильно ребята! Тема сегодняшнего урока: Учимся решать задачи. (На слайде появляется тема урока) - Откройте учебники на стр. 48 и посмотрите, какие задачи вы можете поставить на урок. - Сформулируйте задачи урока. (ответы детей) - Хорошо, молодцы, а я сформулировала вот такие задачи: (Слайд 9) Задачи: 1. Учиться работать со схемами задач на движение, объяснять, заполнять, описывать ситуацию; 2. Решать задачи движения. 3. Закреплять умение решать задачи. - К этим задачам мы вернемся в конце урока, и вы сами себе дадите оценку. | Подводит учеников к воспроизведению изученного материала Выносит задачи на слайд; Контролирует выполнение работы Проводит параллель с ранее изученным материалом Выдвигает проблему Озвучивает тему урока Озвучивает задачи урока | Вспоминают то, что было пройдено на прошлых уроках Планируют решение задачи; Выбирают наиболее целесообразный способ решения задачи; Действуют по самостоятельно составленному плану; Приводят примеры проблемы, ищут подходящую Обдумывают тему урока Анализируют страницы учебника; Думают какие задачи можно поставить на уроке. | Воспроизведение изученного материала Познавательные: Владеть общими приемами решения задач; Строить логическую цепь рассуждений Постановка детьми проблемы, задач, темы урока |
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Первичное закрепление. Практический, самостоятельная работа.
| 3 мин. 4 мин. 3 мин 2 мин. 4 мин. 1 мин. 1 мин. 2 мин. | - На стр. 48 и выполните задание № 158 (Слайд 10) - Прочитайте 1-й абзац на стр. 48. Какие различия вы видите в данных схемах? - Теперь давайте прочитаем 2-й абзац. Кто из вас может ответить на вопросы? (схема, на котором 1 объект удаляется от другого в течении всего процесса движения под «в»; взаимное расположение объектов в процессе движения, представленная на схеме «б» меняется так, сначала расстояние между объектами будет сокращаться, до тех пор, пока второй объект не догонит 1, а потом будет увеличиваться, т.е. когда 2-й объект начнет удаляться от 1-го). - Прочитайте задачу. Это последний абзац на стр. 48. - Ребята, теперь давайте ответим на вопрос: которой из данных схем можно воспользоваться при решении следующей задачи? Обоснуйте свой ответ, почему вы выбрали ту или иную схему? (ответы детей) - Молодцы ребята! Проанализируйте данную задачу. - Вы очень хорошо проанализировали задачу, я поставлю вам за анализ оценки. - Кто хочет записать решение задачи на доске? Остальные записывают решение в тетрадях. - Кто первый решил задачу? Давайте сравним с решением задачи на доске. Правильно ли записано решение задачи? У кого получился другой ответ? Давайте проверим, у всех ли одинаковое решение? - Поднимите руку, кто решил. Молодцы ребята, те кто решили правильно задачу в числе первых, я поставлю им оценки! И конечно же тому, кто записал решение на доске. - Посмотрите на стр. 49 2 абзац. - Кто сможет составить новую задачу? - Посмотрите на слайд, я составила по условию и новому вопросу вот такую задачу. (Слайд 11) Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Попробуйте ответить на него устно. - Да, правильно ребята! - Скажите, какой главный вопрос задачи? (Какое расстояние будет между поездами через 2 ч после момента обгона?). - Зная скорость изменения расстояния между поездами и время после момента обгона, мы можем найти расстояние? Какое действие нужно сделать? (20 км/ч умн. 2 ч. = 40 км. Ответ: 40 км.) - Какую схему мы выберем из предложенных схем на странице 48? - Правильно, под а), докажите почему. - Теперь, прочитайте 1 абзац задания № 159. (Слайд 12). - Кто из вас может описать ситуацию и проанализировать схемы? (Схемы а) и в) описывают процесс движения, в котором происходит постоянное удаление одного объекта от другого; (В схеме б), описывается процесс, в котором, сначала объекты сближаются, а потом начинают удаляться друг от друга). - Молодцы ребята! Вы правильно проанализировали эти схемы. - А теперь прочитайте абзац после схемы. Давайте сначала ответим на 1 вопрос. Кто хочет назвать схемы, на которых один объект удаляется от другого в течении всего процесса движения?( схемы а) и в).) - Дах пп5и ррря, правильно, молодцы! Теперь, прочитайте второй вопрос. - Объясните, пожалуйста, как же меняется расположение объектов в процессе движения по схеме б)? (В схеме б), описывается процесс, в котором, сначала объекты сближаются, а потом начинают удаляться друг от друга). - Очень хорошо, теперь, прочитайте задачу – последний абзац на стр. 49 и подумайте, к какой из схем можно воспользоваться при решении этой задачи? - Ребята, кто выбрал подходящую схему? Скажите, какую из схем вы выбрали и почему? (Схема, которой можно воспользоваться при решении задачи, под буквой а), потому что по условию задачи 2 поезда отправились из одной и той же станции одновременно в противоположных направлениях, на схеме под буквой а), это ясно видно) - Замечательно, вы просто умники! - Давайте проанализируем данную задачу. Кто хочет попробовать? (анализ задачи с детьми) - Вы очень хорошо проанализировали задачу, я поставлю вам за анализ оценки. - А теперь, запишем решение задачи у доски, опираясь на схему а). Кто хочет решить задачу на доске? Я поставлю за это оценку. Остальные решают в тетрадях. Первым трем ученикам, которые будут участвовать в анализе задачи и решат ее правильно, я поставлю оценки. - Молодцы ребята! Все решили правильно задачу? | Формулирует задание Побуждает к высказыванию своего мнения Формулирует задание и дает указания к заданию Формулирует задание Осуществляет выборочный контроль Оценивает работу детей Проводит параллель с ранее изученным материалом Формулирует задание; Задает вопросы; Организует работу с чебником Обеспечивает мотивацию выполнения задачи Формулирует задание и дает указания к заданию Формулирует задание; Контролирует выполнение работы; Обеспечивает мотивацию выполнения задачи | Читают текст; Понимают информацию составленную разными способами; Формулируют выводы. Объясняют свой выбор Выполняют задание в тетради и у доски Слушают оценку учителя Читают текст, анализируют;высказывают свое мнение; отвечают на вопросы учителя Смотрят на схемы; Формулируют доказательство Дети мотивируются посредством выполнения задачи в последующей работе Анализируют, сравнивают, высказывают свое мнение ;
Анализируют задачу и решают ее | Строить цепь логических рассуждений; Выбрать эффективный способ решения задания Подбирать к задаче нужную схему Выбирать наиболее эффективный способ решения Выбирать наиболее эффективный способ решения Выполнять задания на основе схем; Строить логическую схему размышление; Обосновывать выбор решения Выбирать наиболее эффективную схему для решения задачи Анализировать и решать задачу с использованием схемы |
4. Физминутка | 2 мин | - Я вижу, что вы немного устали. Так давайте отдохнем и сделаем интересную зарядку! (Слайд 13) - Руки согнуты перед грудью, ноги на ширине плеч: раз (рывок согнутыми руками назад) два (рывок прямыми руками назад) три (рывок прямыми руками назад) четыре (рывок согнутыми руками назад) (2 повторения) Переменные махи руками: раз (правая рука вверху, левая внизу) два (левая рука наверху, правая внизу) (4 раза) - Приседание, руки перед собой Раз (присели) Два (встали) (5 приседаний) | Показывает ученикам движения из физминутки | Выполняют движения из физминутки | Выполнять физические упражнения, ОРУ |
5. Включение в систему знаний и повторение. Вторичное закрепление. Практический, самостоятельная работа | 7 мин. | - Ребята, продолжим. Откройте учебник на стр. 50 и прочитайте № 162. Кто хочет прочитать вслух? (Слайд 14) - И так, вам необходимо сформулировать задачу по схемам на оценку, кто хочет попробовать? Ученикам, которые составили правильно задачу, я поставлю оценки. - Молодцы ребята! Кто считает, чья задача более правильна? - Теперь, я выберу самую правильную задачу, из придуманных вашими одноклассниками, затем мы проанализируем её и вы будете решать. - Ребята, кто хочет записать решение задачи на доске? - Остальные будут записывать ее решения в тетради. - Первые 5 человек, решившие задачу, получат оценки и ученик решавший у доски. | Проговаривает задание; Предлагает индивидуальное задание; Обеспечивает мотивацию выполнения | Читают задание вслух; Формулируют задачу по схемам | Придумывать задачи по схемам Уметь выбирать и использовать в ходе решение изученный материал |
6. Домашнее задание | 1 мин. | - Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 15) В учебнике стр. 50 № 161. В задании 161, вам будет нужно прочитать задачу и выбрать из двух вариантов ответ на вопрос задачи, а также проиллюстрировать каждый вариант найденного ответа. | Дает комментарий к домашнему заданию | Слушают комментарии к домашнему заданию | |
7. Итог урока. Рефлексия. Словесный, репродуктивное задание. | 3 мин. | - Вот и подошел к концу наш урок. Давайте с вами подведем итоги. (Слайд 16) - Вернемся к задачам, с которыми мы встретились в начале урока. Подумайте, кто понял, как решать задачи на движение. Поднимите руку, кто считает, что достиг поставленных задач урока? (Слайд 17) - А теперь, настало время прощаться. Мне очень понравился наш урок, он был вполне продуктивным и занимательным! Вы все работали активно, хорошо знаете, как решать сложные задачи, а те, кто немножко не осилил, у них все обязательно получится! Удачи вам на уроках математики и всячески познавать вершины этой науки! | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. | Формулируют конечный результат своей работы; называют позиции материала пройденного на этом уроке и как они их усвоили | Систематизация знаний; Характеризовать собственные знания по предмету |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В противоположном направлении На встречу друг другу Вдогонку В одном направлении
В 240 км От города «А» до поселка «В» 420 км. Два автомобиля едут навстречу друг другу. Первый автомобилист ехал со скоростью 90 км/ч, а второй - 120 км/ч. Через какое время они встретятся? 90 км/ч 120 км/ч А
Скорость орла 30 м/с. Какое расстояние орел пролетит за 5 с.? 30 м/с
800 км/ч 200 км/ч Скорость самолета 800 км/ч, а подводной лодки 200 км/ч. Во сколько раз скорость самолета больше, чем скорость подводной лодки?
Проблема: Если мы уже умеем решать задачи, можем ли мы соотнести их со схемами? И получится у нас сделать схемы к задачам?
Тема: « Учимся решать задачи »
Задачи урока: 1. Учиться работать со схемами задач на движение, объяснять, заполнять, описывать ситуацию; 2. Решать задачи на движение. 3. Закреплять умение решать задачи.
а) б) в) 60 км/ч 80 км/ч 60 км/ч 60 км/ч 80 км/ч 80 км/ч 80 км/ч 60 км/ч Товарный поезд Пассажирский поезд № 158
От двух железнодорожных станций в одном направлении двигались товарный поезд и пассажирский. Товарный поезд двигался со скоростью 60 км/ч, а вслед за ним шёл пассажирский со скоростью 80 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 2 часа, если движение продолжится с теми же скоростями?
а) б) в) 80 км/ч 60 км/ч 60 км/ч 60 км/ч 60 км/ч 80 км/ч 80 км/ч 80 км/ч Товарный поезд Пассажирский поезд № 159
20 км/ч 40 км/ч 40 км/ч 60 км/ч 40 км/ч 100 км/ч № 162
Домашнее задание В учебнике стр. 50 № 161.
Задачи урока: 1. Учиться работать со схемами задач на движение, объяснять, заполнять, описывать ситуацию; 2. Решать задачи на движение. 3. Закреплять умение решать задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока технологии "Кошелек" 2 класс)
ПредмеТема: «Кошелек»Цели урока: учить выполнять шов «через край», создавать отделку детали вышивкой; развивать навыки разметки ткани, изготовления выкройки с помощью ножниц и иглы. Планиру...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Подготовка к умножению" и мультимедийная презентация) 2 класс
Класс: 2 «а»Тема урока: «Подготовка к умножению»Цели деятельности учителя: формировать представление о конкретном смысле действия умножения; способствовать ознакомлению с соответствующей математическо...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Домашние опастности. Пожар" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ "Наша дружная семья" и мультимедийная презентация) 2 класс
Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Наша дружная семья» и мультимедийная презентация) 2 класс
Класс: 2 «а»Тема урока: «Наша дружная семья»Цели деятельности учителя: обсудить правила культуры общения в семье.Планируемые результаты:·...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Домашние опасности. Пожар» и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: окружающий мирКласс: 2 «а»Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»Цели деятельности учителя: развитие умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; развитие умений прави...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ИЗО «Русский храм (аппликация)» и мультимедийная презентация) 4 класс
Дисциплина: изобразительное искусствоТема урока: Русский храм (аппликация) Цель: выполнить коллективную работу "Русский храм".Планируемые результаты:-...