Технологическая карта урока русского языка на тему "Гласные после шипящих, буквосочетания чк,чн, чт, щн, нч" (3 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тех.карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Технологическая карта урока по математике на тему:

«Гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч»

Класс: 3 «А»

(УМК «Перспектива»)

Провел: студент 4 курса

Арсаев Арби Ильманович

Учитель:______________/Тараненко О.В./

Методист: _____________/Егина Е.Н./

Волгоград, 2023 г.

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Тараненко Ольга Владимировна
  2. Ф.И.О. студента: Арсаев Арби Ильманович
  3. Класс: 3 «А»
  4. Дата: 19.10.2023
  5. Предмет: русский язык
  6. Тема урока: «Гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч»
  7. Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления
  8. Цель урока: создание условий для закрепления учащимися правил правописания буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч
  9. Задачи:  
  • Дидактические: способствовать систематизации знаний об изученных орфографических правилах
  • Развивающие: содействовать развитию умения правильно писать буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, формированию орфографической зоркости, наблюдательности, памяти, внимания, мышления
  • Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к русскому языку, эстетического вкуса, культуры речи;
  1. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
  2. Методы обучения: словесные, наглядные, практические
  3. Дидактические средства:
  • для учителя: презентация, учебник, карточки
  • для учащихся: учебник, тетрадь
  1. Характеристика этапов:

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(2-3 мин)

Цель для учителя: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Организация к учебной деятельности

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи,

За работу, в добрый час!

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Арби Ильманович. Сегодня урок русского языка у вас проведу я

-Присаживайтесь!

-Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники, ручки, пенал.

-Ребята, достаем свои тетради, записываем число и классная работа

 Приветствуют

Фронтальная

(Р) волевая саморегуляция.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(4-5 мин)

Цель для учителя: способствовать актуализации у обучающихся соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Цель для обучающихся: мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Словарная работа

Подведение к теме урока

-Ребята, сейчас у нас будет словарная работа, на доске будут появляться слова с пропущенными буквами, ваша задание правильно записать слово в тетрадь через запятую

*говорю предложенные слова учителем, учащиеся записывают в тетрадь

-Ребята, а теперь обменяемся тетрадями с соседом по парте берем в руки карандаши и проверяем

-Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки

-Поднимите те, кто допустил 1-2 ошибки

-Остальные должны быть внимательнее

-А теперь обратите внимание на доску

*слова с ошибками

Точька, Мучьник, Мечьта, Помощьник, Балоньчик

-Посмотрите на слова как записаны слова, допущены ли в них ошибки?

-Давайте исправим

*выходит один из учащихся исправляет и выделяет буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

-Ребята, а почему мы в этих случаях не ставим мягкий знак?

Правило: «Из-за того, что Ч и Щ всегда обозначают мягкий звук, в буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ и ЩН после букв Ч и Щ мягкий знак не ставится – нет в этом никакого смысла»

-Ребята подчеркнем буквосочетания, как вы думаете какую тему мы сегодня будем повторять?

-Правильно!

-Какие цели мы можем поставить

Вспомним….

Закрепим…..

-Записывают слова

-проверяют

-да

-Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

-вспомним как писать буквосочетания чк, чн и тд.

Фронтальная

Парная

Взаимо-проверка

Фронтальная

(Р)Самоконтроль: учатся отличать, верно, выполненное задание от неверного;

-осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

3

Подведение к теме урока.

Выявление места и причины затруднения (5 мин)

Цель для учителя: создать условия для формирования умения у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения.

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану;

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

4

Закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин)

Цель для учителя: создать условия для уточнения обучающимися общего характера нового знания. 

Цель для обучающихся: научиться в форме коммуникативного взаимодействия решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Работа с учебником

Упр. 83

Упр. 84

Физминутка

Самостоя-тельная работа

-Ребята, откройте свои учебники на странице 54

-Выполним упражнение №83

-Прочитайте его про себя

-Сейчас нам прочитает громко

*кто-то из учащихся читает

-Ребята, давайте с вами запишем слова с пропущенными буква

Речка, ночка, строчка, точка, кочка, козочка, почка, срочный, гречневый, мучной, точный, встречный, речной

-Молодцы, вы правильно написали, но обратите внимание нам еще нужно подчеркнуть буквосочетания чк и чн

-Молодцы!

-Выполним упражнение 84 

-Прочитайте его про себя

*затем читает один из учащихся

-Ребята, давайте прочитаем текст, который дан в упражнении

-Сейчас нам его прочитает…

-Ребята как называется текст?

-Ребята, а какой это текст описание или рассуждение?

-Давайте с вами разберем

-О чем говорится в тексте описание?

-А что такое текст рассуждение?

-И к какому типу речи относится этот текст?

-Почему? Объясните

-А в данном тексте говорится о каком-либо предмете?

-Молодцы! Это текст-рассуждение

-Ребята, но нам нужно записать только одно предложение с буквосочетанием чк, найдите мне это предложение

*учащийся выходит предложение

«Она живет в речке с песчаным дном»

Мачта, мачтовый, почтальон, чтение, чтец, чтица сумочка, лапочка, лавочка, уборочный, столичный, одуванчик, кончик, фонтанчик, пончик, венчик, овощной, жилищный;

На карточках

-слушают

-записывают у доски

-«Откуда пришло слово?

-описание/рассуждение

-изображение какого-либо предмета или явления

-к тексту рассуждения можно задать вопрос «Почему», в тексте дается тезис, доказательство и вывод

-Это текст-рассуждение

-потому что, в тексте дается тезис, требующий доказательства (Знаете ли вы…). Далее следует доказательство и вывод (Вот поэтому она и называется «пескарь»)

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

индивидуальная

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и понимать речь других.

5

Самостоятельная работа (5 мин)

Цель для учителя: создать условия для организации ситуации успеха, мотивирующей обучающихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умение слушать и понимать речь других.

6

 Включение в систему знаний и повторение.
 Цель: выявить границы применимости нового знания, подготовить к введению в будущем новых норм.

№86

-Ребята, выполним упражнение № 86

-Прочитайте его

*далее читает один из учащихся

-Что необходимо сделать в этом задании?

-Давайте с вами запишем это упражнение у доски

*один учащийся выходит и выполняет у доски

Человек (словарное слово), украшать (украсить), жильё (по правилу нужен разделительный мягкий знак), картины (словарное слово), ковры (коврик), светильники (свет), комнаты (словарное слово), птичками ("чк" пишется без мягкого знака), рыбками (рыба), жилище ("жи" пишется через "и" по правилу), украшалось (украшено), чучелами ("чу" пишется только с буквой "у" по правилу), животных ("жи" пишется через "и" по правилу), оленьими (разделительный мягкий знак нужен по правилу), журчащие ("ча" пишется через "а" по правилу), времена (время), цветы (цвет), радостные (радость).

В Греции, Китае, Японии, России. − Названия стран пишем с прописных букв.

Заглавие отражает тему текста.

*Резервное задание

Мачта, мачтовый, почтальон, чтение, чтец, чтица сумочка, лапочка, лавочка, уборочный, столичный, одуванчик, кончик, фонтанчик, пончик, венчик, овощной, жилищный;

-нужно объяснить, как проверить слова и какую букву выбрать из скобок

-работают у доски

Фронтальная

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин)

Цель для учителя:

Способствовать организации самооценки работы обучающихся.

Цель для обучающихся:

Самооценка обучающимися собственной учебой

Итог урока

Домашнее задание

-Ребята, вы большие молодцы! Давайте вспомним, какую тему мы с вами сегодня изучали?

-А какую цель мы с вами ставили?

-Как звучат эти способы? Проговорите их

-А какое задание вам понравилось больше всего?

-Какое задание вам показалось сложным?

-Какое задание вам показалось самым легким?

-Записываем домашнее задание № 85

-До свидания!

-Урок окончен!

-буквосочетание чк, чн,….

-Отвечают на вопросы

-Прощаются с учителем

Фронтальная

(П) рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

(Л) самооценка на основе критерия успешности;



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя_________________________

Самостоятельная работа

1-вариант

1. Вставьте, где надо, мягкий знак.  

Доч…ка, пыл…ный, ласточ…ка, веч…ный, л…дина, греч…ка, печал…ный, ангел…ский, помощ…ник, платоч…ки,

2. Подчеркни слова с сочетаниями НЧ, ЧТ.

Одуванчик, звездочка, скворечник, почта, корочка, мачта, лисичка, птенчик. хищник,

3. Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или НЧ.

Блин- ______________________

Яблоко-_____________________

Тарелка -____________________

Курица- ______________________

Звезда- _______________________

Молоко-______________________

Фамилия, имя_________________________

Самостоятельная работа

1-вариант

1. Вставьте, где надо, мягкий знак.  

Доч…ка, пыл…ный, ласточ…ка, веч…ный, л…дина, греч…ка, печал…ный, ангел…ский, помощ…ник, платоч…ки,

2. Подчеркни слова с сочетаниями НЧ, ЧТ.

Одуванчик, звездочка, скворечник, почта, корочка, мачта, лисичка, птенчик. хищник,

 3. Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или НЧ.

Блин- ______________________

Яблоко-_____________________

Тарелка -____________________

Курица- ______________________

Звезда- _______________________

Молоко-______________________

 

Фамилия, имя_________________________

Самостоятельная работа

1-вариант

1. Вставьте, где надо, мягкий знак.  

Доч…ка, пыл…ный, ласточ…ка, веч…ный, л…дина, греч…ка, печал…ный, ангел…ский, помощ…ник, платоч…ки,

2. Подчеркни слова с сочетаниями НЧ, ЧТ.

Одуванчик, звездочка, скворечник, почта, корочка, мачта, лисичка, птенчик. хищник,

 3. Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или НЧ.

Блин- ______________________

Яблоко-_____________________

Тарелка -____________________

Курица- ______________________

Звезда- _______________________

Молоко-______________________

Фамилия, имя_________________________

Самостоятельная работа

1-вариант

1. Вставьте, где надо, мягкий знак.  

Доч…ка, пыл…ный, ласточ…ка, веч…ный, л…дина, греч…ка, печал…ный, ангел…ский, помощ…ник, платоч…ки,

2. Подчеркни слова с сочетаниями НЧ, ЧТ.

Одуванчик, звездочка, скворечник, почта, корочка, мачта, лисичка, птенчик. хищник,

 3. Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или НЧ.

Блин- ______________________

Яблоко-_____________________

Тарелка -____________________

Курица- ______________________

Звезда- _______________________

Молоко-______________________

Фамилия, имя_________________________

Самостоятельная работа

2 вариант

1. Вставьте, где надо, мягкий знак.  

Ден…ки, хищ…ный, пал…цы, белоч…ка, сливоч…ный, оч…ки, чудовищ…ный, стул…чик, дач…ный, мощ…ност…

2. Подчеркни слова с сочетаниями ЧН, ЧК,

Крошечный, маленький, реченька, лисичка, помощник, пончик, мощный, молочный, беленький, мечта, почта.

3. Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или НЧ

Ложка- _______________________

Полка- ________________________

Кошка- ________________________

Птенец-________________________

Стакан-_________________________

Река-___________________________

Фамилия, имя_________________________

Самостоятельная работа

2 вариант

1. Вставьте, где надо, мягкий знак.  

Ден…ки, хищ…ный, пал…цы, белоч…ка, сливоч…ный, оч…ки, чудовищ…ный, стул…чик, дач…ный, мощ…ност…

2. Подчеркни слова с сочетаниями ЧН, ЧК,

Крошечный, маленький, реченька, лисичка, помощник, пончик, мощный, молочный, беленький, мечта, почта.

3. Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или НЧ

Ложка- _______________________

Полка- ________________________

Кошка- ________________________

Птенец-________________________

Стакан-_________________________

Река-___________________________

Фамилия, имя_________________________

Самостоятельная работа

2 вариант

1. Вставьте, где надо, мягкий знак.  

Ден…ки, хищ…ный, пал…цы, белоч…ка, сливоч…ный, оч…ки, чудовищ…ный, стул…чик, дач…ный, мощ…ност…

2. Подчеркни слова с сочетаниями ЧН, ЧК,

Крошечный, маленький, реченька, лисичка, помощник, пончик, мощный, молочный, беленький, мечта, почта.

3. Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или НЧ

Ложка- _______________________

Полка- ________________________

Кошка- ________________________

Птенец-________________________

Стакан-_________________________

Река-___________________________

Фамилия, имя_________________________

Самостоятельная работа

2 вариант

1. Вставьте, где надо, мягкий знак.  

Ден…ки, хищ…ный, пал…цы, белоч…ка, сливоч…ный, оч…ки, чудовищ…ный, стул…чик, дач…ный, мощ…ност…

2. Подчеркни слова с сочетаниями ЧН, ЧК,

Крошечный, маленький, реченька, лисичка, помощник, пончик, мощный, молочный, беленький, мечта, почта.

3. Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или НЧ

Ложка- _______________________

Полка- ________________________

Кошка- ________________________

Птенец-________________________

Стакан-_________________________

Река-___________________________

Тема урока:

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч»

Г … РОХ

БР…ДЯГА

БЛ…СТИТ

БЛЕСТИТ

СОБАКА

ГОРОХ

В…КРУГ

С…БАКА

УГ…Л

УГОЛ

СОБАКА

ВОКРУГ

Признаки

текста-описания

общая характеристика предмета

признаки, детали

общая оценка предмета

Признаки текста-рассуждения

тезис

обоснование тезиса

выводы, итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс

Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие новог...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.» ( УМК " Школа России", 4 класс)

Тема урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.»Тип урока: «урок общеметодологической направленности»Цель урока: закрепление у...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...