Конспект по развитию русскому языку на тему "Имя чисительное " 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Коновалова Елена Александровна

УМК"Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislitelnoe.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Имя числительное.

Цели деятельности учителя: дать понятие об имени числительном как часть речи;  объяснить, что такое качественные и порядковые числительные; способствовать развитию речи, умению употреблять  имена числительные в письменной и устной  речи.

Планируемые результаты

предметные: распознавать  имёна числительные , знать что обозначают количественные и порядковые числительные;

личностные:  развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных задач; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

 

Оборудование: Русский язык: 4 класс 2 часть: Климанова Н.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспектива», 2013 год; проектор; компьютер; доска; тетрадь; карточки с заданиями.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 3

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна,  сегодня я проведу у вас урок русского языка. Чтоб сегодня наш урок всем ребятам пошёл впрок, постарайтесь все вникать, слушать, думать, понимать.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: формулировка определения частей речи.

Практич.: чтение стихотворения.

Практич.: выполнение задания

Практич.: проверка задания

Словес.: ответы на вопросы, определение темы урока.

≈ 7

Актуализация опорных знаний.

- Ребята, как вы думаете из чего состоит наша речь?(из предложений)

- А из чего состоит предложение?(из слов)

- Все слова в речи это...?(части речи)

- Какие части речи вы знаете?(существительное, прилагательное, глагол).

- Кто может мне сказать, что такое существительное и на какие вопросы оно отвечает? Как изменяется?

-Что такое глагол?

- Что такое прилагательное?

- Молодцы, вы всё верно сказали!

- А теперь выполним с вами  упражнение.

Прочитайте стихотворение “Весна”, записанное на слайде.

Весна, весна на улице
Весенние деньки.
Уже стреляют почки
И протирают глазки
Зелёные листочки.

ЗАДАНИЕ:

Откройте тетради, запишите число и классную работу.

1 ряд. Выписать имена сущ., определить род, число, падеж, склонение.

2 ряд. Выписать имена прилагательные, определить род, число, падеж.

3 ряд. Выписать глаголы, определить время, число, лицо, спряжение.

- Проверяем.

1 ряд.( весна- ж.р., ед.ч., И.п., 1 скл.; на улице- ж.р., ед.ч., П.п., 1 скл.;

деньки- м.р., мн.ч., И.п., 2 скл.; почки- ж.р., мн.ч., И.п., 1 скл.; глазки-  м.р., мн.ч., В.п., 2 скл.;  листочки- м.р., мн.ч., И.п., 2 скл..)

2 ряд.( весенние- м.р., мн.ч., И.п.; зелёные- м.р.. мн.ч., И.п..)

3 ряд. (стреляют- наст .вр., мн.ч., 3 л., 1 спрж.; протирают- наст. вр., мн.ч.,3 л., 1спрж.. ))

- Молодцы, ребята, вы все хорошо поработали!

Отвечать на вопросы.

Вспоминать и формулировать  определение частей речи.

Читать стихотворение.

Слушать и выполнять задание.

Фронтальный опрос.

Аргументировать свой выбор.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

2.

Постановка учебной задачи и её решение. Практич.: приведение примеров пословиц и сказок.

Практич.: чтение строк

Практич.:  запись строк;

Нахождение и выделение грамматической основы.

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: формулировка темы

Практич.: работа с правилом

Решение частных задач

Словес.: чтение и объяснение фразеологизмов.

Практич.: запись фразеологизмов.

Словес.:  чтение задания.

Практич.: чтение числительных

Практич.: Выполнение задания. Проверка работы.

Практич.:  работа с правилом.

Практич.: повтор правила

Практич.: чтение задания

Практич.:  выполнение задания.

≈ 25

- Ребята, а кто мне может привести пример пословиц, в которых есть число? Например "7 раз отмерь один раз отрежь"(один в поле не воин, семеро одного не ждут..)

- А кто может вспомнить названия сказок, где используются числа?( Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Волк и семеро козлят, Сто один далматинец, Три богатыря ).

-Прочитайте строки на слайде.

Час обеда приближался.

Топот по двору раздался.

Входят семь богатырей…

- Из какого произведения? Мы с вами его уже называли.(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

- Верно!

Запишите в тетрадь эти строчки.

- Прочитайте первое предложение – найдите грамматическую основу (Час приближался, подчеркнем)

Второе предложение – (топот раздался – подчеркнем)

Третье предложение?

В чем затруднение? – семь богатырей – это подлежащее. Нам привычнее видеть «Входят богатыри», но здесь рядом с существительным стоит еще одно слово – СЕМЬ, которое вместе с существительным образуют подлежащее.

- Что обозначает слово «семь»? (Количество богатырей)

-Верно! Число 7. Это часть речи,  о которой нам с вами предстоит узнать много нового и интересного.

- Кто знает, как она называется?

- Она называется имя числительное. Подпишите над словом "семь " числительное.

- Сформулируйте тему нашего урока.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ –тема нашего урока.

- Скажите,  а нам приходилось использовать имя числительное на уроках русского языка?(Конечно, при записи числа.)

- А кто может сформулировать правило, что такое имя числительное? 1) Что такое числительное?2) Что обозначает? 3) на какие вопросы отвечает?

 - Ребята давайте прочтем сообщение, от  профессора Самоварова с. 110 и проверим правильно ли мы сформулировали правило.

-Прочитайте про себя. сравним свое правило

- Из скольких частей состоит это правило?(из 3).

- Прочитайте мне это правило.(Слова, которые обозначают точное количество предметов или число, а так же порядок предметов при счете и отвечают на вопросы сколько? или который?, называются именами числительными. Имя  числительное- это самостоятельная часть речи.)

- Что дополняет правило в учебнике  наш вывод?

- А теперь проверим как вы запомнили правило.

-  Кто может повторить правило? Имя числительное- это...?

 Первичное закрепление.

 Упражнение.

- Вам сейчас необходимо разделиться на четверки. На каждую четвёрку я раздам задание. Вам необходимо вставить в устойчивые обороты на месте пропусков нужные имена числительные и  объяснить значение         фразеологизмов.

- Давайте одно разберём вместе. Посмотрите на слайд. Какое слово мы с вами вставим на месте пропуска?(два). Объясните, что обозначает этот фразеологизм.

От горшка два вершка. (пренебрежительно о молодом или низкорослом человеке).

- Приступаем к работе.

 Два сапога пара. (неодобрительно о ком-либо похожем друг на друга по каким-либо качествам, свойствам, положению; часто о сходстве каких-либо отрицательных черт)

Заблудиться в трех соснах. (не суметь разобраться в простой ситуации, не увидеть очевидного выхода, решения)

Идти на все четыре стороны. (Полностью располагать собой; будучи независимым, свободным от каких-либо обязанностей, поступать так, как хочется)

 Знать как свои пять пальцев. (очень хорошо, досконально; во всех подробностях)

 За  семь верст киселя хлебать. (Поехать (пойти) очень далеко и вернуться ни с чем)

Семь пятниц на неделе. (О человеке, который легко меняет свои решения, намерения)

 Перескакивать с одного места на другое. (Говорить бессвязно, непоследовательно, пропуская подробности)

Как пятое колесо в телеге. (Ненужный, лишний, бесполезный в каком либо деле)

На седьмом небе. (выражение безграничного счастья и глубокого  удовлетворения)

- Проверяем.  (от каждой четверки выходит человек, который будет отвечать).

- Ребята, а чем мы можем заменить числительное? Как вы думаете?(числами).

Упражнение

- Сейчас мы с вами выполним следующее задание. Посмотрите на слайд.

Вам необходимо распределить и записать имена числительные на две группы по вопросам сколько?или который?)

- Запишите в тетради эти вопросы в два столбика.

- Читаем первое числительное(шесть). Задайте вопрос.В какой столбик мы его запишем?(в первый, потому что отвечает на вопрос сколько?)

-Читаем второе числительное.Задайте вопрос .(одиннадцать) . В какой столбик мы его запишем?(в первый, потому что отвечает на вопрос сколько?)

-Читаем следующее числительное. Задайте вопрос. (двадцатый) В какой столбик запишем это числительное?(во второй).

- Таким же образом делаем со следующими числительными.Продолжите самостоятельно в парах эту работу, а затем мы проверим.

- Проверяем.

- Какие числительные вы записали в первый столбик?(восемь, двенадцать, сто, шестнадцать). Докажите. У каого не так?

- Какие числительные вы записали во второй столбик?(десятый, второй, сороковой, двадцать пятый, семандцатый). У кого не так? Почему?

- Что обозначают слова в первом и во втором столбике?

- Чем они отличаются?(вопросами)

- Когда мы можем употребить слова из второго столбика?(когда расчитываемся на физкультуре...)

- Кто более точно скажет, что обозначают слова из второго столбика?(порядок).

- Поэтому, как называются числительные во втором столбике?(порядковые).

- А что обозначают слова из первого столбика?

- А как вы думаете числительные, которые мы записали в первый столбик, как  мы по другому мы можем их назвать? Что мы можем сосчитать припомощи этих числительных?(количество).

- Поэтому, как называются числительные в первом столбике?(количественные)

- Кто может сформулировать правило?

- Ребята давайте прочтем ещё одно  сообщение от  профессора Самоварова с. 111 и проверим правильно ли мы сформулировали правило.

-Прочитайте про себя. Сравним свое правило с правилом в учебнике. Что дополняет правило?

- Из скольких частей состоит это правило?(из 3).

- Прочитайте первую часть (имена числительные делятся на количественные и качественные )

- Прочитайте вторую часть правила(Количественные числительные обозначают точное количество предметов или число и отвечают на вопросы сколько?)

- Прочитайте третью часть правила.(Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос который?

- А теперь проверим как вы запомнили правило.

-  Кто может повторить правило? Имена числительные делятся на  ...?

Упражнение

- Найдите упражнение 185.

- Прочитайте задание (образуйте от количественных числительных порядковые числительные по образцу и запишите их парами. )

- Читаем образец. три - третий, двадцать- двадцатый.

- Аналогично выполняем задание дальше.

- Кто хочет поработать у доски. Остальные работают в тетради.(десять - десятый, семь- седьмой, одиннадцать- одиннадцатый, шестнадцать- шестнадцатый, сто- сотый, пять- пятый, тридцать - тридцатый).

Проверяем. Сверьте свои ответы с доской. У кого не так? Почему? Докажи.

Приводить пример пословиц и сказок, в которых используются числа.

Читать строки.

Вспоминать произведение.

Запись строк в тетрадь.

Находить и выделять грамматическую основу.

Слушать и отвечать на вопросы

Формулировать тему

Работать с правилом.

Повторять правило.

Прочитать задание.

Читать фразеологизмы и объяснять их.

Отвечать на вопросы.

Запись фразеологизмов.

Читать задание к упражнению.

Читать задание.

Читать числительные и определять на какой вопрос отвечает.

Выполнять задание самостоятельно.

Проверять работу.

Предполагать на какие две группы делится числительные.

Формулировать правило.

Работать с правилом.

Повторить правило.

Читать  задание.

Выполнять задание

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словес.: обобщение изученного.

 

≈5

- Как  называется часть речи с которой мы сегодня познакомились?(имя числительное)

- Что такое имя числительное?( Слова, которые обозначают точное количество предметов или число, а так же порядок предметов при счете и отвечают на вопросы сколько? или который?, называются именами числительными. Имя  числительное- это самостоятельная часть речи.)

- Что мы ещё сегодня с вами узнали?  

 На какие две группы длятся числительные?(количественные и качественные).

- Что обозначают количественные числительные и на какие вопросы отвечает?

( Количественные числительные обозначают точное количество предметов или число и отвечают на вопросы сколько?)

-Что обозначают порядковые числительные ?   ( Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос который?)

Обобщать изученное.

Отвечать на вопросы.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

 Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...

Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"

Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...