Конспект по развитию русскому языку на тему "Имя чисительное " 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Тема: Имя числительное.
Цели деятельности учителя: дать понятие об имени числительном как часть речи; объяснить, что такое качественные и порядковые числительные; способствовать развитию речи, умению употреблять имена числительные в письменной и устной речи.
Планируемые результаты
предметные: распознавать имёна числительные , знать что обозначают количественные и порядковые числительные;
личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных задач; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: Русский язык: 4 класс 2 часть: Климанова Н.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспектива», 2013 год; проектор; компьютер; доска; тетрадь; карточки с заданиями.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Орг. момент | ≈ 3 | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Чтоб сегодня наш урок всем ребятам пошёл впрок, постарайтесь все вникать, слушать, думать, понимать. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | |
2. | Мотивационный Словес.: ответы на вопросы Практич.: формулировка определения частей речи. Практич.: чтение стихотворения. Практич.: выполнение задания Практич.: проверка задания Словес.: ответы на вопросы, определение темы урока. | ≈ 7 | Актуализация опорных знаний. - Ребята, как вы думаете из чего состоит наша речь?(из предложений) - А из чего состоит предложение?(из слов) - Все слова в речи это...?(части речи) - Какие части речи вы знаете?(существительное, прилагательное, глагол). - Кто может мне сказать, что такое существительное и на какие вопросы оно отвечает? Как изменяется? -Что такое глагол? - Что такое прилагательное? - Молодцы, вы всё верно сказали! - А теперь выполним с вами упражнение. Прочитайте стихотворение “Весна”, записанное на слайде. Весна, весна на улице ЗАДАНИЕ: Откройте тетради, запишите число и классную работу. 1 ряд. Выписать имена сущ., определить род, число, падеж, склонение. 2 ряд. Выписать имена прилагательные, определить род, число, падеж. 3 ряд. Выписать глаголы, определить время, число, лицо, спряжение. - Проверяем. 1 ряд.( весна- ж.р., ед.ч., И.п., 1 скл.; на улице- ж.р., ед.ч., П.п., 1 скл.; деньки- м.р., мн.ч., И.п., 2 скл.; почки- ж.р., мн.ч., И.п., 1 скл.; глазки- м.р., мн.ч., В.п., 2 скл.; листочки- м.р., мн.ч., И.п., 2 скл..) 2 ряд.( весенние- м.р., мн.ч., И.п.; зелёные- м.р.. мн.ч., И.п..) 3 ряд. (стреляют- наст .вр., мн.ч., 3 л., 1 спрж.; протирают- наст. вр., мн.ч.,3 л., 1спрж.. )) - Молодцы, ребята, вы все хорошо поработали! | Отвечать на вопросы. Вспоминать и формулировать определение частей речи. Читать стихотворение. Слушать и выполнять задание. Фронтальный опрос. Аргументировать свой выбор. | К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П: обобщают. |
2. | Постановка учебной задачи и её решение. Практич.: приведение примеров пословиц и сказок. Практич.: чтение строк Практич.: запись строк; Нахождение и выделение грамматической основы. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: формулировка темы Практич.: работа с правилом Решение частных задач Словес.: чтение и объяснение фразеологизмов. Практич.: запись фразеологизмов. Словес.: чтение задания. Практич.: чтение числительных Практич.: Выполнение задания. Проверка работы. Практич.: работа с правилом. Практич.: повтор правила Практич.: чтение задания Практич.: выполнение задания. | ≈ 25 | - Ребята, а кто мне может привести пример пословиц, в которых есть число? Например "7 раз отмерь один раз отрежь"(один в поле не воин, семеро одного не ждут..) - А кто может вспомнить названия сказок, где используются числа?( Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Волк и семеро козлят, Сто один далматинец, Три богатыря ). -Прочитайте строки на слайде. Час обеда приближался. Топот по двору раздался. Входят семь богатырей… - Из какого произведения? Мы с вами его уже называли.(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях) - Верно! Запишите в тетрадь эти строчки. - Прочитайте первое предложение – найдите грамматическую основу (Час приближался, подчеркнем) Второе предложение – (топот раздался – подчеркнем) Третье предложение? В чем затруднение? – семь богатырей – это подлежащее. Нам привычнее видеть «Входят богатыри», но здесь рядом с существительным стоит еще одно слово – СЕМЬ, которое вместе с существительным образуют подлежащее. - Что обозначает слово «семь»? (Количество богатырей) -Верно! Число 7. Это часть речи, о которой нам с вами предстоит узнать много нового и интересного. - Кто знает, как она называется? - Она называется имя числительное. Подпишите над словом "семь " числительное. - Сформулируйте тему нашего урока. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ –тема нашего урока. - Скажите, а нам приходилось использовать имя числительное на уроках русского языка?(Конечно, при записи числа.) - А кто может сформулировать правило, что такое имя числительное? 1) Что такое числительное?2) Что обозначает? 3) на какие вопросы отвечает? - Ребята давайте прочтем сообщение, от профессора Самоварова с. 110 и проверим правильно ли мы сформулировали правило. -Прочитайте про себя. сравним свое правило - Из скольких частей состоит это правило?(из 3). - Прочитайте мне это правило.(Слова, которые обозначают точное количество предметов или число, а так же порядок предметов при счете и отвечают на вопросы сколько? или который?, называются именами числительными. Имя числительное- это самостоятельная часть речи.) - Что дополняет правило в учебнике наш вывод? - А теперь проверим как вы запомнили правило. - Кто может повторить правило? Имя числительное- это...? Первичное закрепление. Упражнение. - Вам сейчас необходимо разделиться на четверки. На каждую четвёрку я раздам задание. Вам необходимо вставить в устойчивые обороты на месте пропусков нужные имена числительные и объяснить значение фразеологизмов. - Давайте одно разберём вместе. Посмотрите на слайд. Какое слово мы с вами вставим на месте пропуска?(два). Объясните, что обозначает этот фразеологизм. От горшка два вершка. (пренебрежительно о молодом или низкорослом человеке). - Приступаем к работе. Два сапога пара. (неодобрительно о ком-либо похожем друг на друга по каким-либо качествам, свойствам, положению; часто о сходстве каких-либо отрицательных черт) Заблудиться в трех соснах. (не суметь разобраться в простой ситуации, не увидеть очевидного выхода, решения) Идти на все четыре стороны. (Полностью располагать собой; будучи независимым, свободным от каких-либо обязанностей, поступать так, как хочется) Знать как свои пять пальцев. (очень хорошо, досконально; во всех подробностях) За семь верст киселя хлебать. (Поехать (пойти) очень далеко и вернуться ни с чем) Семь пятниц на неделе. (О человеке, который легко меняет свои решения, намерения) Перескакивать с одного места на другое. (Говорить бессвязно, непоследовательно, пропуская подробности) Как пятое колесо в телеге. (Ненужный, лишний, бесполезный в каком либо деле) На седьмом небе. (выражение безграничного счастья и глубокого удовлетворения) - Проверяем. (от каждой четверки выходит человек, который будет отвечать). - Ребята, а чем мы можем заменить числительное? Как вы думаете?(числами). Упражнение - Сейчас мы с вами выполним следующее задание. Посмотрите на слайд. Вам необходимо распределить и записать имена числительные на две группы по вопросам сколько?или который?) - Запишите в тетради эти вопросы в два столбика. - Читаем первое числительное(шесть). Задайте вопрос.В какой столбик мы его запишем?(в первый, потому что отвечает на вопрос сколько?) -Читаем второе числительное.Задайте вопрос .(одиннадцать) . В какой столбик мы его запишем?(в первый, потому что отвечает на вопрос сколько?) -Читаем следующее числительное. Задайте вопрос. (двадцатый) В какой столбик запишем это числительное?(во второй). - Таким же образом делаем со следующими числительными.Продолжите самостоятельно в парах эту работу, а затем мы проверим. - Проверяем. - Какие числительные вы записали в первый столбик?(восемь, двенадцать, сто, шестнадцать). Докажите. У каого не так? - Какие числительные вы записали во второй столбик?(десятый, второй, сороковой, двадцать пятый, семандцатый). У кого не так? Почему? - Что обозначают слова в первом и во втором столбике? - Чем они отличаются?(вопросами) - Когда мы можем употребить слова из второго столбика?(когда расчитываемся на физкультуре...) - Кто более точно скажет, что обозначают слова из второго столбика?(порядок). - Поэтому, как называются числительные во втором столбике?(порядковые). - А что обозначают слова из первого столбика? - А как вы думаете числительные, которые мы записали в первый столбик, как мы по другому мы можем их назвать? Что мы можем сосчитать припомощи этих числительных?(количество). - Поэтому, как называются числительные в первом столбике?(количественные) - Кто может сформулировать правило? - Ребята давайте прочтем ещё одно сообщение от профессора Самоварова с. 111 и проверим правильно ли мы сформулировали правило. -Прочитайте про себя. Сравним свое правило с правилом в учебнике. Что дополняет правило? - Из скольких частей состоит это правило?(из 3). - Прочитайте первую часть (имена числительные делятся на количественные и качественные ) - Прочитайте вторую часть правила(Количественные числительные обозначают точное количество предметов или число и отвечают на вопросы сколько?) - Прочитайте третью часть правила.(Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос который? - А теперь проверим как вы запомнили правило. - Кто может повторить правило? Имена числительные делятся на ...? Упражнение - Найдите упражнение 185. - Прочитайте задание (образуйте от количественных числительных порядковые числительные по образцу и запишите их парами. ) - Читаем образец. три - третий, двадцать- двадцатый. - Аналогично выполняем задание дальше. - Кто хочет поработать у доски. Остальные работают в тетради.(десять - десятый, семь- седьмой, одиннадцать- одиннадцатый, шестнадцать- шестнадцатый, сто- сотый, пять- пятый, тридцать - тридцатый). Проверяем. Сверьте свои ответы с доской. У кого не так? Почему? Докажи. | Приводить пример пословиц и сказок, в которых используются числа. Читать строки. Вспоминать произведение. Запись строк в тетрадь. Находить и выделять грамматическую основу. Слушать и отвечать на вопросы Формулировать тему Работать с правилом. Повторять правило. Прочитать задание. Читать фразеологизмы и объяснять их. Отвечать на вопросы. Запись фразеологизмов. Читать задание к упражнению. Читать задание. Читать числительные и определять на какой вопрос отвечает. Выполнять задание самостоятельно. Проверять работу. Предполагать на какие две группы делится числительные. Формулировать правило. Работать с правилом. Повторить правило. Читать задание. Выполнять задание | Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. |
4. | Итог урока. Рефлексия (предметная). Словес.: обобщение изученного.
| ≈5 | - Как называется часть речи с которой мы сегодня познакомились?(имя числительное) - Что такое имя числительное?( Слова, которые обозначают точное количество предметов или число, а так же порядок предметов при счете и отвечают на вопросы сколько? или который?, называются именами числительными. Имя числительное- это самостоятельная часть речи.) - Что мы ещё сегодня с вами узнали? На какие две группы длятся числительные?(количественные и качественные). - Что обозначают количественные числительные и на какие вопросы отвечает? ( Количественные числительные обозначают точное количество предметов или число и отвечают на вопросы сколько?) -Что обозначают порядковые числительные ? ( Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос который?) | Обобщать изученное. Отвечать на вопросы. | Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"
Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....
Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс
Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к ...
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...
Конспект урока по русскому языку "Словообразование глагола" 3 класс "Школа "21 века"
Урок по теме "Словобразование глагола". Буду рада, если кому-то понадобится....
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...