Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитание любви к родному краю.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) тренировка умения изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания прилагательных
Формы работы:
· фронтальная
· самостоятельная
· групповая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_sklonenie_prilagatelnyh_4_klass_moy.doc | 90.5 КБ |
prezentaciya_ryaz_4_klass_.ppt | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа №20»
о. Муром Владимирской области
Семёркина Ольга Николаевна
I квалификационная категория
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе
по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
Технология развивающего обучения
(система Л.В. Занкова)
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста; воспитание любви к родному краю.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) тренировка умения изменять прилагательные по вопросам, правильно писать безударные падежные окончания прилагательных
Формы работы:
- фронтальная
- самостоятельная
- групповая
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Но сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова. (Бабина Настя)
ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).
– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем.
II. Введение в тему урока.
Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.
Работаем в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)
КАРТОЧКА №1
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
- Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
- Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
- Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
- Какое прилагательное является синонимом к слову " старательный"?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
- С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
- Укажите слово, от которого образовалось прилагательное "водный".
а) проводка и) вода е) уводить
- Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение) СИГНАЛ - СВЕТОФОР
-Что такое склонение? (Изменение окончаний по падежам)
-Какой цели достигли? (Отгадали ключевое слово и повторили всё об имени прилагательном).
III. Этап формулировки темы и целей урока.
Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока.
Используя опорную запись, поставьте цели урока.
- Закрепить………
- Упражняться……….
- Задуматься ……..
Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.
Кроме этого, будем учиться в ходе урока быть деловым партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.
IV. Словарно-орфографическая минутка.
Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.
Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)
КАРТОЧКА №2
(С.ребряный, п.йзаж, .теч.ство, н.уклюжий, х.зяйство, ненас.ный, р.внина, н.взрачный, г.ризонт, в.ликий, зап.ведник)
Взаимопроверка. Сравни работу на карточках и работу на доске. СИГНАЛ -_ СВЕТОФОР
На какие две группы можно разделить слова? (Дети предлагают несколько вариантов деления слов на группы). ( Имена существительные и прилагательные и др. )
Докажите.
(Имя существительное - часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Выпишите из словарных слов только имена прилагательные (имена прилагательные мужского рода). Докажите.
- Найдите общий признак у имен прилагательных. (род, окончания прилагательных мужского рода)
- Преобразуйте прилагательные в 1в - средний род, 2в – женский род, выделите окончания. Проверка.
СИГНАЛ - СВЕТОФОР
- Что можете сказать об окончаниях прилагательных? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)
ОПОРА
М.Р. _________ ой, ый, _______________ ий
Ж.Р._________ ая, __________________яя
СР.Р.________ое, ___________________ее
V. Минутка чистописания
– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)
Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:
м.р. - ж.р. – ср.р.
По щелчку появляется объект – буквы.
(ойыйий аяяя оеее)
- Проверьте и оцените свою работу на линеечках.
По щелчку появляется объект – линия.
Если вы считаете, что задание выполнили правильно, то поставьте крестик на “линеечке” вверху.
По щелчку появляется объект – крестик.
Если половина сделана верно, то посередине.
По щелчку появляется объект – крестик.
Если все неверно, то внизу.
По щелчку появляется объект – крестик.
Что изображено? Кто знает, а что это за река?
Через бескрайние просторы России протекает великая река Волга.
(ученик)- Зимин Антон
Волга – это самая длинная река в Европе и самая длинная в мире среди рек. Река берет начало на Валдайской возвышенности, пересекает Среднерусскую возвышенность Европейской части России. На Волге расположено несколько десятков городов, а по берегам ее проживают несколько десятков народов, населяющих Россию. Волга является волшебной нитью, на которую нанизано ожерелье из самых красивых русских городов. Ярославль и Кострома, Нижний Новгород и Казань, Самара и Саратов, Волгоград и Астрахань.
(показ по карте).
– Посмотрите на слайд. Прочтите предложение. Найдите прилагательные (Бескрайние, великая)
Зимин Антон у доски склоняет имя прилагательное великая (река) Какого рода? Что интересного?
– Прилагательное бескрайние разбираем по составу самостоятельно. Проверка бескрайние.
– Докажите, что необходимо писать окончание -ие?
Поверка. СИГНАЛ - СВЕТОФОР
VI. Выборочное письмо
– Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.
Как вы думаете, а сразу ли Волга становится такой могучей и полноводной рекой?
Недаром в известной детской песенке поётся - С голубого ручейка начинается река.
Послушайте текст: Быстрый ручей звонко журчал в зарослях молодого березняка. Но вот он выбежал на пестрый луг. Заблестела на солнце серебристая вода.
– О чем он? (Этот текст о ручье.)
– Каждый ручей, как и речку, озеро, море, океан нужно беречь – ведь чистая вода является богатством природы.
– Я сейчас буду диктовать вам предложения, вы найдете словосочетание прилагательное с существительным, к которому оно относится, и запишете самостоятельно в тетрадь. Выделите окончание, определите падеж.
– Проверка каждого словосочетания. (Быстрый ручей – им. п., муж. р., окончание – -ий; молодого березняка – р. п., муж. р., окончание – -ого; на пестрый луг – в. п., муж. р., окончание – -ый; серебристая вода – им. п., жен. р., окончание – -ая.)
IV. Работа с учебником
– Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации. Откройте учебник на странице, найдите упражнение 314.
О чем текст? А в какое море впадает Волга? (Каспийское)
Какое задание? (Поставить вопросы к прилагательным, правильно написать окончание.)
– Как правильно написать окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)
Ляхов Сергей пишет у доски, остальные в тетради разбирают по частям речи и по членам предложения. 1-2 предложение.
– Как проверить окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)
V. Работа в парах
– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах. Каждый ученик имеет карточку где даны словосочетания прил+сущ. У прил. Пропущено окончание, записываете словосочетание в тетрадь с новой строки с маленькой буквы в строчку, выделяете окончание, определяете падеж.
1 вариант с весёл.. плеском | 2 вариант бел.. пену |
– По-очереди доказать, какое окончание напишете, если вы оба сомневаетесь. Работает редактор отдела (Наумова Мария), она поможет, подскажет и проверит ваши работы.
В это время два человека у доски:
- Казакова Алёна – разобрать прилагательное из словосочетания на горячем песке как часть речи.
- Яковлева Анастасия – к данным именам прилагательным подобрать антонимы (противоположные по смыслу слова): слайд
широкая река – … (узкая),
крутой берег – … (пологий),
холодный песок – … (горячий),
чистая вода – …(грязная),
северный ветер – … (южный)
VI. Физкультминутка
– Рыбки плавали в тумане, в чистой, в светленькой воде,
То совьются, разовьются,
То закружатся в песке.
VII. Творческая работа
– Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? Напишите мини-сочинение (3–4 пр.) на тему “Река Волга”.
Работа по группам: 5 групп
- 1 группа пишет текст самостоятельно.
- 2 группа – даны опорные слова: полноводная река, промысловые породы рыб, ласковый ветер, свежий воздух, красивая река- часть с/с из работы Насти
- 3 группа – вставить прилагательные, подходящие по смыслу.
Я могу бесконечно любоваться рекой Волгой; она все время разная: то ________ и _______ в _______ бликах ___________ солнца, то _________, в бурунах волн, а зимой - неузнаваемо _________, покрытая снегом, скрывающим тайну. Я буду еще не раз приходить сюда, и Волга не перестанет удивлять своей ____________ красотой и силой.
Слова для справок: тихая, кроткая, ярких, полуденного, суровая, пустынная, неповторимой.
На опушке ____________ леса есть пруд. Из него бьёт ___________ ключ. Это в болотах и __________ трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в ________ путь. Наши поэты и художники прославляли красоту ___________ реки в _________________ сказках, песнях, картинах.
Слова для справок: молодого, подземный, вязких, далекий, родной, удивительных
Задание для всех групп: подчеркните все орфограммы, которые встретились в первом предложении.
Проверка сочинений.
IX. Работа на компьютере
Текст написан, но нужно последний раз журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных неверны. Вставьте окончания.
- 1 группа – работает за компьютерами (5 минут) – вставить нужные окончания. (Приложение)
- 2 группа – работает в тетрадях, выполняют задания, указанные в плане работы. Спишите, поставьте вопрос к имени прилагательному, выделите окончание, определите падеж имени прилагательного.
Было ясное летнее утро. По синему небу плыла легкая туча. С ближнего поля поднялись крикливые гуси.
Затем группы меняются местами. Учитель выставляет оценки ученикам, работающим на компьютере.
Х. Итог урока
– Какие задания у вас вызвали интерес?
– Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имен прилагательных.?
– Каково ваше отношение к уроку?
– С каким настроением его закончили?
– Мы сегодня с вами немного узнали о работе журналиста. Кто из вас бы хотел стать журналистом, когда вырастет?
XI Рефлексия.
А теперь давайте оценим свою работу на уроке, заполнив листочки самооценки.
Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.
№ | Задание | Успешность |
Тест | + или- | |
Словарная работа | + или- | |
Минутка чистописания | + или - | |
Выборочное письмо | + или - | |
Работа с учебником | + или- | |
Работа в парах | + или - | |
Творческая работа | + или- | |
Компьютерный тест | + или- | |
Самооценка | Оценка: |
Дополнительное задание
Самоконтроль и самооценка.
– Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Выделите окончание. Вставьте его вместо точек. Какое слово получилось?
Около (оздоровительный) лагеря – …род.
Рассказывал о (храбрый) зайце – …лет.
Катался по (крепкий) льду – …т.
Вернулся (раннее) утром – нал….
– Оцените свое умение писать имена прилагательные с безударными падежными окончаниями.
XII. Домашнее задание.
1 уровень – УПР.312 с.60
Списать с/с, вставить окончания имен прилагательных, обозначить падеж
2 уровень – УПР.301, сю59
Составить с данными с/с предложения, записать, у прилагательных обозначить падеж.
3 уровень
Составить с данными с/с текст на тему «Весна».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЖУРНАЛИСТ литературный работник, занимающийся журналистикой
с к л о н е н и е Тест (ключевое слово)
Тема урока: «Склонения имён прилагательных» Цели урока: Закрепить …… Упражняться ….. Задуматься …..
Словарно-орфографическая работа С.ребряный, п.йзаж, .теч.ство, н.уклюжий, х.зяйство, н.нас.ный, р.внина, н.взрачный, г.ризонт, в.ликий, зап.ведник
Словарно-орфографическая работа С е ребряный, п е йзаж, о теч е ство, н е уклюжий, х о зяйство, н е нас т ный, р а внина, н е взрачный, г о ризонт, в е ликий, зап о ведник
Четырнадцатое марта. Классная работа. 11.04.17
Словарно-орфографическая работа ж.р. - Серебряная, неуклюжая, ненастная, невзрачная, великая ср.р. - Серебряное, неуклюжее, ненастное, невзрачное, великое м.р. - Серебряный, неуклюжий, ненастный, невзрачный, великий
М.р. Ср.р Ж.р. - ой, -ый -ое - ая - ий - ее - яя
м.р. - ж.р. - ср.р. Чистописание ойыйий аяяя оеее Оцените свою работу.
Через бескрайн.. просторы России протекает велик.. река Волга.
быстрый ручей – им. п., муж. р., окончание – -ий ; молодого березняка – р. п., муж. р., окончание – -ого ; на пестрый луг – в. п., муж. р., окончание – -ый ; серебристая вода – им. п., жен. р., окончание – -ая .)
с.62 Упр. 314
широкая река – крутой берег – горячий песок – чистая вода – северный ветер –
Мини-сочинение «Река Волга»
1 уровень – УПР.312 с.60 Списать с/с, вставить окончания имен прилагательных, обозначить падеж 2 уровень – УПР.301, сю59 Составить с данными с/с предложения, записать, у прилагательных обозначить падеж. 3 уровень Составить с данными с/с текст на тему «Весна». Домашнее задание
Около (оздоровительный) лагеря – …род. Рассказывал о (храбрый) зайце – …лет. Катался по (крепкий) льду – …т. Вернулся (раннее) утром – нал….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку 4 класс УМК "Гармония" - «Правописание безударных окончаний имен существительных"
Данный урок посвящен закреплению способа проверки безударных окончаний имен существительных...
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных»
Конспект урока с презентацией....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .Планируемые результаты:Личностные:- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неу...
Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".
Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже. Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного,...
Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "
Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."
Урок разработан в соответствии ФГОС. Содержит методы и приемы по формированию функциональной грамотности учащихся. Форма работы групповая....
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."
Урок разработан в соотвествии с требованиями ФГОС. Содержит методы и приемы формирования функциональной грамотности учащихся. Форма работы - групповая....