Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Состав слова. Как собрать и разобрать слово"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
Предмет: русский язык
Класс: 2
Тема урока: состав слова: как собрать и разобрать слово
Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем
Планируемые результаты:
· Предметные: научатся называть части слова (корень); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней; вспомнят правила написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости - глухости согласных звуков.
· Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 42-43; презентация; карточки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Технологическая карта урока
русский язык
Шарыкина Анастасия Андреевна
Челябинск, 2016
Предмет: русский язык
Класс: 2В
Тема урока: состав слова: как собрать и разобрать слово
Цели урока: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся называть части слова (корень); научатся выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней; вспомнят правила написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости - глухости согласных звуков.
- Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник по русскому языку «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 42-43; презентация; карточки.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. Орг. момент: Словесн.: слово учителя. | 2 мин | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок русского языка. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Сегодня нам предстоит работа со словами, будем анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. Пожелаем друг другу успешной работы. | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. | Л: формировать положительное отношение к урокам русского языка; формировать ценностные ориентации. |
2. Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: пропись букв. Практич.: орфографическая работа. Словесн.: беседа. Практич.: работа с карточками. Словесн.: беседа. | 2 мин 5 мин 3 мин | Минутка чистописания Начнем урок с минутки чистописания. Обратите внимание на правильное написание. Возьмите ручки в руки, пропишем в воздухе данные буквы, повторяя движения за курсором. Пропишите. Подчеркните самую красивую букву в каждой строчке. Орфографическая работа. Обратите внимание на слайд. Прочитайте стихотворение: Р..чной, л..сной, г..ристый, М..рской, р..дной, х..лмистый. Проверь слова, да не сп..ши, Красиво, грамотно сп..ши! - Какую орфограмму мы сегодня повторим? (Безударная гласная в слове) - Можно ли проверить пропущенные гласные? (Да) Расскажите правило, как вы это будете делать? (Чтобы проверить безударную гласную в слове, надо подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной) - Я вижу 2 слова, буквенная схема которых сейчас одинакова. Найдите эти слова. (Сп..ши и сп..ши) - Одинаковые ли гласные надо вписать? (Нет) - Докажите. (В первом случае надо вставить букву е, проверочное слово - спешка, во втором - надо писать спиши, проверочное слово - спишет) - Будут ли одинаковыми звуковые схемы слов спиши и спеши? Произнесите. (Да) Спишите стихотворение, правильно проверяя безударные гласные в словах. Повторите еще раз правило. Сделайте взаимопроверку по образцу. Слайд. Поставьте +, если все сделано без ошибок. Если есть ошибки, ничего не ставьте, просто исправьте их. - Ребята, из чего состоит слово? (Из слогов, звуков, букв) Докажите. (Например, в слове парта 2 слога, 5 звуков, 5 букв) Вы правы. Но сегодня мы узнаем, что слово также состоит из частей, а как они называются, вы узнаете позже. Обратите внимание на доску. Что вы видите. Это части слов. Составьте слова, используя данные части. (Три учащихся выходят по очереди к доске) Слайд. Проверка. - Что вы сейчас делали? Собирали слово из его частей. - Попробуйте сформулировать тему урока. Верно, именно так и будет звучать тема урока: «Как собрать и разобрать слово». Слайд. Ребята, а вы сможете разобрать любое слово на части? Поставьте задачи урока. (Научиться находить части в слове, собирать слова из частей, познакомиться с названием каждой части) | Наблюдать над правильным написанием букв: письмо в воздухе. Прописать буквы. Подчеркнуть самую красивую букву. Читать стихотворение. Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Строить грамматическое высказывание. Взаимопроверять по образцу. Работать с карточками. Предполагать тему урока. Предполагать задачи урока. | П: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; Р: осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата. П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи; дополнять и расширять знания. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. Р: контроль и самоконтроль учебных действий. |
3. Решение частных задач Словесн.: слово учителя, беседа. Практич.: выполнение упражнения. Словесн.: беседа. | 3 мин 5 мин | И в этом нам поможет учебник. Откройте его на странице 42. Как называется новый раздел? Что мы узнаем из этого раздела? (Из чего состоит слово: его состав) Прочитаем сообщение профессора Самоварова. - Какой секрет открыл профессор? (Слова можно разобрать на части) - Почему надо знать эти части? (Чтобы лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать) - О чём спросила Аня? (Из каких частей состоит слово?) - Прав ли Ваня? (Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор) Выполним упражнение 56 на странице 42. Прочитайте песенку. Это маленькое стихотворение - колыбельная песенка. - Кого зовут качать деточку? (Кота) - Как по-разному называют кота? (Котя, котенька, коток, котик) - Сходны ли эти слова по значению? (Да) - Имеют ли они общую часть в написании? Какую? (Да, кот) - Что такое слова-родственники? - Можно ли выписанные слова назвать словами-родственниками? Докажите. (Это родственные слова, они имеют общую часть и общее значение) - Выпишите эти слова. Подчеркните общую часть в этих словах. Что подчеркнули? (Кот) - Ребята, общую часть родственных слов называют корень. (Вывесить на доску понятие) Какой будет корень во всех словах, которые вы только что выписали? (Кот) Прочитаем сообщение профессора Самоварова на странице 43. - Как называется общая часть родственных слов? (Корень) - Как по-другому называют родственные слова? (Однокоренные) - Какой корень в словах под сообщением? (Кот, дуб) Прочитайте, что говорят Аня и Ваня. Посмотрите на Ванины слова. Верно ли он подобрал однокоренные слова с корнем свет? (Да) | Анализировать беседу профессора, Ани и Вани. Отвечать на вопросы. Наблюдать над языковым материалом. Выписать однокоренные слова. Строить грамматическое рассуждение. Работать над упражнением. Анализировать беседу профессора, Ани и Вани. Строить логическое высказывание. | П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы; постановка и формулирование проблемы. К: высказывать свое мнение при обсуждении задания. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
|
4. Закрепление изученного материала: Практич.: выполнение упражнения. Словесн.: слово учителя. Практич.: выполнение задания. Словесн.: слово учителя, беседа. Практич.: выполнение задания. | 1 мин 5 мин 5 мин 6 мин | Физминутка Раз – подняться, потянуться Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо! Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше! Еще раз повторим. Какие слова называются однокоренными? (Это родственные слова, которые имеют общую часть и общее значение) Как называется общая часть однокоренных слов? (Корень) Ребята, корень в словах принято обозначать дугой. (Показ на доске) В рабочей тетради упражнение 131 страница 17. Помогите Ане и Ване собрать группы родственных слов. Выделите корень. Родина, родители, садовник, ходок, садовый, ходули, родной, садик, ходики, садочек, родственники, родня, ходить, родник. Род - _______________________ Сад - _______________________ Ход - _______________________ Как напишем слово Родина? Первые 6 слов разобрать, остальные самостоятельно. Взаимопроверка по образцу. Слайд. Поставьте +, если сделано без ошибок. Упражнение 134, страница 19. Прочитайте задание. Посмотрите на слова для выбора. Подберем родственное слово к слову слон. А слоняться подойдет? (Нет, разные значения) Посмотрите ниже вопрос. Выписываем его. Давайте устно подберем еще однокоренные слова. Проанализировать каждое слово. Слайд. Соедините линией слово из первого столбика с родственным словом из второго, затем с родственным словом из третьего столбика. Вам необходимо найти все родственные слова, выбирая из каждого столбика. Запишите каждую группу родственных слов в строчку через запятую. Выделите корень. гора горюшко убежал игра бегун погоревал бег горочка горный горе водолаз играет вода игрушка подводный Обратите внимание на чередование букв г/ж в корне бег. Гора и горюшко будут являться однокоренными? (Нет) Проверьте выполнение задания на слайде. | Повторять движения. Строить грамматическое рассуждение. Выполнять задание. Анализировать. Выделять корень в словах. Взаимопроверять по образцу. Выполнять упражнение. Подбирать однокоренные слова. Наблюдать над языковым материалом. Находить однокоренные слова. Выделять корень. Строить логическое высказывание. | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; аргументация своего мнения и позиции. П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы. |
5. Итог урока. Рефлексия (предметная). Словесн.: беседа. | 3 мин | Как звучала тема урока? (Как собрать и разобрать слово) Как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение? (Родственные или однокоренные) Как называется общая часть однокоренных слов? (Корень) Как обозначается корень? (Дугой) Ребята, как вы думаете, могут ли слова иметь кроме корня и другие одинаковые части? Приведите примеры. А об этом вы узнаете на следующем уроке. А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке. Домашнее задание упражнение 57, страница 43 в учебнике. Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания! | Отвечать на вопросы. Обобщать изученное. Самоанализировать свою работу на уроке. Самооценка. Подводить итог. | Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р..чной, л..сной, г..ристый, М..рской, р..дной, х..лмистый. Проверь слова, да не сп..ши, Красиво, грамотно сп..ши!
Р е чной, л е сной, г о ристый, М о рской, р о дной, х о лмистый. Проверь слова, да не сп е ши, Красиво, грамотно сп и ши!
при город н ый бес снеж н ый на клей к а
ТЕМА УРОКА: «КАК СОБРАТЬ И РАЗОБРАТЬ СЛОВО».
Род – Род ина, род ители, род ной, род ственники, род ня, род ник. Сад – сад овник, сад овый, сад ик, сад очек. Ход – ход ок, ход ули, ход ики, ход ить.
гора игра бег горе вода убежал погоревал горный играет подводный горюшко бегун горочка водичка игрушка
ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.
Предварительный просмотр:
КОРЕНЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе. Безударная гласная в корне слова. „Самые дорогие для нас слова: Родина, мир, труд.
Урок закрепления по русскому языку по теме: Безударная гласная построен на патриотическом материале. Рассуждая о Родине,семье, мире, труде дети закрепляют способы проверки безударной гласной в корне с...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"
Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: правописание безударных гласных в корне словаЦели урока: развивать навык правильного написания букв безударных гласных звуков в корне слова на основе верного н...
Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)
Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно писать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...
Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)
Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...
Учебно-методическая разработка урока по русскому языку "Образование сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной."
Презентация знакомит детей с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной. Представлены практические задания....