Рабочая программа по русскому языку, 1 класс. УМК "Планета знаний" ФГОС
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и обеспечена УМК «Планета Знаний» под общей редакцией И. А. Петровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_rus._yaz.docx | 49.57 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России: от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060,от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507).
Цели обучения русскому языку:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения);
- формирование элементарной лингвистической компетентности.
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речевой деятельности, поэтому в курсе выделены уроки развития речи – 1 час в две недели, 5 часов в год.
Ведущим направлением курса русского языка в 1 классе является начальное овладение навыками письменной речи.
Задачи:
- Воздействие на эмоционально-нравственное, речевое и интеллектуально развитие учащихся.
- Усвоение учащимися первоначальных знаний в области фонетики, графики, синтаксиса, орфографии, лексики.
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Воспитание у школьников уважения к русскому языку как к части нашей национальной культуры
2. Общая характеристика учебного предмета.
При отборе содержания учебного материала в УМК по изучению русского языка авторы опирались на заложенные в «Концепции содержания непрерывного образования» принципы развития, вариативности, спиралевидности.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей не только в накоплении знаний и формировании навыков решения предметных задач, но и в различных видах деятельности.
Согласно принципу развития усвоение ребёнком знаний и овладение умениями является не самоцелью образования, а средством развития личности.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития у обучающихся наблюдательности. Дети наблюдают за различными языковыми явлениями: за орфографическим и орфоэпическим произношением слов, за их изменением и образованием, за оттенками значений слов. Эти наблюдения позволяют развивать у детей орфографическую зоркость и языковое чутьё.
Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, т.е. возможность для индивидуального подхода к каждому ребёнку. При этом сохраняется инвариантный минимум образования как условие, обеспечивающее право каждого ребёнка на получение равного с другими начального образования.
Вариативная часть предусматривает изучение материала, который позволяет расширить знания обучающихся по данной теме. Здесь содержатся задания на дополнительное закрепление основного материала урока, а также задания, предоставляющие возможность применить полученные знания в нестандартных ситуациях. В вариативной части организуется проектная деятельность обучающихся. Осуществление «проектов» позволяет детям выйти за рамки учебника, расширить свои знания.
Изучение русского языка строится также по принципу спиралевидности. В 1 классе, после завершения курса обучения грамоте, учащиеся повторяют пройденное и получают возможность для систематизации знаний о предложении и тексте, об оформлении предложения на письме. В разделе «Фонетика и графика» отражён необходимый минимум понятий из области фонетики. На простых словах дети учатся проводить звуко-буквенный анализ слов.
На протяжении всего курса русского языка ведётся систематическая орфографическая работа, целью которой является формирование у обучающихся орфографической зоркости.
Особое внимание в данном комплекте уделяется формированию графического навыка и каллиграфического письма. Целью работы по чистописанию является формирование чёткого и каллиграфического письма. На каждом уроке русского языка отводится 5-7 минут для работы по чистописанию.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом и примерной программой начального общего образования предмет «Русский язык» изучается 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени в 1 классе составляет 55 часов в год.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- Понимание важности нового социального статуса «ученик»;
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
- Понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа (на уровне соответствующем возрасту);
- адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
- осознание языка, как основного средства общения людей.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- Восприятия русского языка, как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
- осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
- познавательной мотивации, интереса к русскому языку, как к родному; осознание слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке;
- внимания к мелодичности народной звучащей речи;
- понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми.
Предметные
Учащиеся научатся:
- Различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
- интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
- различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;
- использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твердых согласных;
- узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочения слов;
- различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
- производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;
- применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, об оформлении предложений на письме;
- запоминать написание словарных слов и правильно их воспроизводить;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом 15-20 слов);
- выполнять основные гигиенические требования при письме.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
- определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
- составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3-5 предложений);
- различать слова- названия предметов, признаки предметов и действия предметов;
- различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
- находить родственные слова в группе предложенных слов.
Метапредметные
Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с эталоном, находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащиеся получат возможность научиться:
- Понимать цель выполняемых действий;
- оценивать правильность выполнения задания;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно , и того, что еще не известно.
Познавательные Учащиеся научатся:
- Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста. рубрики, словарь, содержание);
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника ( под руководством учителя);
- моделировать различные языковые единицы (слово предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, используя справочный материал учебника;
- использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
- Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, своей семье, здоровому образу жизни;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя)
6. Содержание учебного предмета. Литературное чтение.
Язык как средство общения
Фонетика, орфоэпия и графика (18ч.)Звуки и буквы русского языка. Различие гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука.Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов.Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.Алфавит. Название букв в алфавите. Знание конфигурации букв рукописного алфавита. Упражнения в совершенствовании техники письма. Закрепление в самостоятельном выполнении правил гигиены письма.Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.Наблюдение над единообразным написанием безударных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простейшими способами подбора проверочных слов.
Слово и его значение (лексика) (7ч.)Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звучания и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными и противоположными значениями. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении, употреблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании слова.Наблюдение над общностью значений родственных слов. Наблюдение над общим значением слов, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов (морфологические наблюдения).
Предложение и текст (4ч.)Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста.Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам.Интонационная законченность предложения. Составление предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи.
Орфография (9ч.)Ознакомление с правилами правописания и их применением на практике:
- обозначение гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу и буквосочетаний чк,чн);
- раздельное написание слов;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях;
- написание слов из словаря;
- большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце.
Повторение изученного в течение года (12ч.)
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ | Тема урока. | Основные виды учебной деятельности. |
1 | Речь устная и письменная. | Различать (на практическом уровне) случаи использования устной и письменной речи (собственной и чужой).Обсуждать (в паре) возможности аудио- видеотехники сохранять и передавать речь. |
2 | Слово и предложение. | Анализировать икорректировать предложения с нарушенным порядком слов.Находить в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений. |
3 | Предложение и текст. | Анализировать икорректировать предложения с нарушенным порядком слов.Находить в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений. |
4 | Знаки препинания. | Определять соответствие интонационных средств смыслу предложения. Воспроизводить одно и то же предложение с логическим ударением на разных словах. |
5 | Слог. | Объяснять слогообразующую роль гласного звука.Определять количество слогов в слове. Восстанавливать слова с нарушенным порядком слогов,конструировать слова из слогов |
6 | Перенос слов. | Обсуждать необходимость переноса слов. Сравнивать деление слов на слоги и для переноса.Запоминать пословицу изаписывать её по памяти |
7 | Перенос слов. | Анализировать слова и выбиратьподходящее правило переноса слов на письме. Конструировать слова из заданного слова с помощью перестановки букв (решать анаграммы) |
8 | Звуки и буквы. | Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Выполнять звуко-буквенный анализ.Корректировать слова путем замены в них букв |
9 | Алфавит. | Правильно называть буквы русского алфавита.Объяснять необходимость существования алфавита.Распределять слова по алфавиту. |
10 | Гласные звуки. | Соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки.Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки. |
11 | Ударение. | Находить ударный гласный в слове.Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения. Экспериментировать с изменением ударения в словах. |
12 | Ударные и безударные гласные. | Находить в словах безударные гласные звуки. Фиксировать случаи расхождения произношения гласных и обозначения их буквами. |
13 | Ударные и безударные гласные. | |
14 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Ударные и безударные гласные». | |
15 | Согласные звуки. | Объяснять смыслоразличительную роль согласных звуков, приводить свои примеры. Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих согласные звуки. |
16 | Парные твёрдые и мягкие согласные звуки. | Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки иобозначать их на письме. Осознавать отсутствие специальных букв для обозначения мягких и твёрдых согласных |
17 | Мягкий знак – показатель мягкости. Списывание. | Характеризовать роль мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я как показателей мягкости предшествующих согласных звуков. Изменять предложение по образцу |
18 | Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные звуки. | Дифференцировать в словах парные звуки (по твердости–мягкости и по звонкости–глухости).Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. |
19 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. | |
20 | Непарные звонкие и глухие согласные звуки. | Определять непарные согласные звуки (звонкие и глухие).Подбирать близкие по значению слова и слова с противоположным значением. Дополнять предложение подходящими по смыслу словами |
21 | Р.Р. Обучающее изложение по «Парные звонкие и глухие согласные». | Выбирать одинаковые по смыслу пословицы. Сравнивать в словах количество букв и звуков. Устанавливать границы предложений в непунктированном тексте. |
22 | Работа над ошибками. Шипящие согласные звуки. | Находить и правильноназывать повторяющиеся звуки в скороговорках.Дифференцировать в словах шипящие звуки ж, ш, ч, щ. Запоминать правильное произношение слов, предложенных в учебнике |
23 | Сочетания жи-ши. | Сравнивать произношение и написание сочетаний жи и ши.Восстанавливать слова, вставляя пропущенные буквы и слоги. |
24 | Сочетания ча-ща. | |
25 | Сочетания чу-щу. | |
26 | Работа над ошибками. Сочетания чк, чн. | |
27 | Закрепление по теме «Шипящие согласные звуки». Диктант по теме «Шипящие согласные звуки». | Списывать текст,расставлять знаки препинания.Восстанавливать текст стихотворения, подбирая рифмы по смыслу. |
28 | Работа над ошибками. Большая буква в фамилиях, именах, отчествах. | Различать имена собственные и имена нарицательные (без использования терминов).Сопоставлять (при работе в парах) полные и краткие имена. |
29 | Большая буква в кличках животных. Устное сочинение «Домашние питомцы». | Соотносить название животного с его кличкой. Сопоставлять иобъяснять случаи употребления прописной или строчной буквы в словах (майка — Майка). |
30 | Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек. | Объяснять написание в словах больших букв. Выбирать слова идополнять ими двустишия.Рассказывать о своём городе (деревне, улице). |
31 | Закрепление по теме «Имена собственные и нарицательные» Списывание по теме урока. | |
32 | Работа над ошибками. Кто? Что? | Дифференцировать слова, отвечающие на вопросы кто? ичто?. Дополнять группы слов своими примерами.Составлять различные слова из данного набора букв. |
33 | Предлог. | Объяснять роль предлога для связи слов в предложении. Правильноиспользовать предлоги в своей речи. Определять название предмета по его описанию. |
34 | Какой? Какая? Какое? Какие? | Находить среди группы слов «лишнее». Подбирать к словам-названиям предметов слова-названия признаков и наоборот. |
35 | Что делал? Что делает? | |
36 | Закрепление по теме «Части речи». Р.Р. Обучающее сочинение. | Подбирать к словам-названиям предметов слова-названия действий. Образовывать глаголы от имён существительных по образцу (без использования терминов).. |
37 | Работа над ошибками. Родственные слова. | Выполнять задания по образцу. Находить близкие по значению слова. Выявлять общие признаки одушевлённых и неодушевлённых предметов (без использования терминов). |
38 | Родственные слова. | |
39 | Комплексное повторение тем, изученных в классе. | Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки и контролировать их написание по орфографическому словарику. Объяснять прямое и переносное значение слов.Записывать слова в алфавитном порядке. |
40 | Контрольное списывание. | Сочинять рассказ о своей маме, используя упражнение-образец. Заучивать четверостишие, записывать его по памяти. Узнавать предмет по его описанию. Узнавать значение слов из толкового словарика |
41 | Работа над ошибками. | |
42 | Комплексное повторение тем, изученных в классе. | |
43 | Контрольный диктант за год. | |
44 | Комплексное повторение тем, изученных в классе. | Высказывать своё мнение по поводу выводов главного героя из стихотворения «После первых уроков». Выполнять звуко-буквенный анализ слов по образцу. |
45 | Работа над ошибками. | |
46 | Комплексное повторение тем, изученных в классе. | |
47 | Комплексное повторение тем, изученных в классе. | |
48-50 51-55 | Комплексное повторение тем, изученных в классе. Резерв | |
8.Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Учебники и учебные пособия:
Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. «Русский язык». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
Т.М. Андрианова, В.А.Илюхина. Рабочая тетрадь в 2-х частях к учебнику «Русский язык». – М.: АСТ, «Астрель». 2015г
Интернет-ресурсы:
Презентации к урокам с сайтов Интернет « В помощь учителю», «Коллекции презентаций» «Детские электронные презентации и клипы».
Справочно-информационные и методические материалы:
Универсальное мультимедийное пособие к учебникам «Русский язык. 1 класс».
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю.»
Техническое обеспечение:
Смарт- доск. Ноутбук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...