Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема: Правописание шипящих с гласными

Тип урока: закрепление изученного материала ;

Цель:  закрепить навык правописания  шипящих с гласными в словах;

Планируемые результаты

предметные: - формировать умения и навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма;

 -закрепить, ранее  изученный,  материал;

-обогащать устную и письменную речи учащихся;

-применять правила при написании слов с данными буквосочетаниями;

-формировать умения обозначать орфограммы на письме.

- личностные: - проявлять интерес к знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Оборудование: презентация, Азбука: 1 класс:  В.Г.Горецкий

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный

≈ 2

"Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке?
Книги,
ручка и тетрадки?»

Звонок звенит, заливается,

Путешествие начинается.

Эмоционально настраиваться на работу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний.

Этап повторение.

Словесный

Приём закрепления и сравнения.

Фронтальный опрос.

Учебный диалог.

Минутка чистописания

≈ 5

-Как учится настоящий ученик? (сам)

Что значит учиться?(если я чего то не знаю, я должен подумать и сам найти способ)

Какой должен быть успешный ученик? (активный, внимательный, доброжелательный)

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

С чего мы начинаем урок? ( с повторения)

-Давайте с вами еще раз вспомним алфавит.

-Перед вами карта. Рассмотрите её. Куда мы отправимся в путешествие? (на остров орфограмм)

Что такое остров?

Какие орфограммы вы знаете?

-А теперь отгадайте загадку:

Синеет море перед нами.

Летают….. над волнами. (чайки)

-Какая буква 4 по счету в этом слове? (к)

-Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Пропишите букву к в одно строчку, отступая две клеточки.

-Перепишите эту загадку себе в тетрадь, выделите в слове чайки орфограмму.

-Какая орфограмма встретилась в слове «чайки» ?

Мотивировать себя на работу

Поддерживать учебный диалог

Рассматривать карту

Отгадывать загадку

Прописывать букву

Выделять орфограмму

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

3.

4.

5.

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

Физ. Минутка

Решение частных задач

Итог урока. Рефлексия.

≈ 10

≈20

=5

Речевая гимнастика:

Жи-жи-жи – ползают ужи.

Жу-жу-жу -  в школу я хожу

Ши-ши-ши – какие малыши

Чу-чу-чу – мячиком стучу

Ча-ча-ча – дали стрекоча

Ща-ща-ща – поймали мы леща

Щу-щу-щу – рыбку отпущу

-Повторяем вместе со мной.

-Какие орфограммы вы здесь встретили?

-Как вы думаете чему посвящен наш урок?

-А чем мы будем заниматься на уроке?

-Как сочетания эти надо писать, чтобы учиться только на пять?

Сочетанья жи и ши пиши только с буквой И !

Сочетанья ча и ща очень любят букву А!

В сочетанья чу и щу всегда вставляйте букву У!

- слова в предложении рассыпались, помогите собрать его:

жил     Маши   кот   У  рыжий. 

-Выдели орфограммы в словах.

-Работа в группах:

1-выписать слова с сочетаниями жи-ши

2- выписать слова с сочетаниями ча-ща

3- выписать слова с сочетаниями чу-щу

На дорогах лужицы,

На асфальте рожицы,

За окном кричат галчата,

Под крыльцом пищат котята,

В бочке плещутся щурята,

В клетке прыгают крольчата,

А у дерева в тиши

Ежиха к ёжику спешит.

-Что встретилось в  этих заданиях?    (орфограммы ЖИ, ча, ща,щу, ши)

А теперь давайте встанем и разомнемся.

-Продолжи:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот)

- постройте звуковую схему этого слова  (работают в парах, один у доски)

 - дайте характеристику каждому звуку, обозначьте его буквой,

- какую ещё работу можете выполнить с этим словом?  (разделить на слоги,  

  поставить ударение)

- что заметили в этом слове? (орфограмму  ЖИ)

-вставьте пропущенные буквы, обозначьте  орфограммы:

ч…й, ш..шка, ж..раф, грущ.., ч..щ.., маш…на, пищ..ть.

-Отгадайте загадки, запишите отгадки, обозначьте орфограммы:

Ног нет , а хожу

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Чайник)

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.(Лыжи)

До чего она легка,

Легче крыльев мотылька.

Бросишь -вновь вернётся,

Дунешь – унесётся. (Пушинка)

Найдите “лишние” слова.

1.Вершина, лужи, дождь, тишина,, ландыши.

2.Шиповник, мячик, чижик, зашипит, , сторожит.

- объясните, почему оно “лишнее”

-запись по вариантам

-Сейчас будем работать по вариантам. Вам даны слоги,  а вам самостоятельно нужно составить слова, записать их в тетрадь и выделить орфограммы:

МА    ЛЫ    ЖИ   ПРУ   НА   ШИ   НА   КА   ШИ   ЛЫ

НИК   КРЫ   МЫ   ШИ   ПОВ   ШИ   ЖИ   МЫ  МА ШИ

-Давайте с вами проверим, что у вас получилось.

-Прочитайте правило про жи и ши:

ЖИ и ШИ такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ
Только с буквой “И” пиши!

-Вставить сочетания чу-щу в слова.

(Щу)ка,  (чу)лок,  (чу)до, та(щу),  (чу)жой.

-Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

-Запишите эти слова в строчку, через запятую, выделяя орфограмму.

-Проговорите  скороговорку  и запишите в тетрадь по памяти. (После выполнения задание проверяется.)

Iгр.    Часовщик, прищурив глаз,

          Чинит часики для нас.

IIгр.   В живом уголке жили ежи да ужи.

IIIгр.  Волки рыщут, пищу ищут.

-В данном задании вам нужно вставить пропущенные буквосочетания:

Летела сорока лесом,

Глядела на все с интересом,

Все видела, все приме..ла (ча)

И всем обо всем сооб..ла. (ща)

-Запишите слова в два столбика: ча и ща:

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, гуща и свеча-

Все слова на ча и ща.

-Разделите слова на слоги:

Часовой (завод), чайный (сервис), прощальный , дощатый (забор), частый, начальная (школа).

- Давайте еще раз хором произнесем правило .

- Я запомнил, что ча-ща….(пиши с а)

-А чу-щу пиши с буквой (у).

Подводим итоги урока: 

- Вот и подошла к концу наша игра. Написание, каких сочетаний мы закрепляли.

- Давайте еще раз хором произнесем правило .

- Я запомнил, что ча-ща….(пиши с а)

-Я буду всегда правильно писать.. (ча-ща).

 -Урок окончен, Спасибо за хорошую  работу на уроке.

 

Выполнять  речевую гимнастику

Формулировать тему и цели урока

Повторять правило

Составлять предложение

Работать по группам

Выписывать слова

Разминаться

Находить недостающее слово

Проводить звуковой анализ слова

Вставлять пропущенные буквы

Отгадывать загадки

Записывать отгадки

Выделять орфограммы

Находить лишнее слово

Объяснять свой выбор

Работать по вариантам

Составлять слова

Читать правило

Вставлять сочетания

Проговаривать скороговорку

Записывать скороговорку

Вставлять пропущенные буквосочетания

Записывать слова в столбики

Закреплять правило написаний слов

Обобщать информацию

Подводить итог

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л: установка на ЗОЖ.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синеет море перед нами. Летают….. над волнами.

Слайд 2

Жи-жи-жи – ползают ужи. Жу-жу-жу - в школу я хожу Ши-ши-ши – какие малыши Чу-чу-чу – мячиком стучу Ча-ча-ча – дали стрекоча Ща-ща-ща – поймали мы леща Щу-щу-щу – рыбку отпущу

Слайд 3

жил Маши кот У рыжий.

Слайд 4

На дорогах лужицы, На асфальте рожицы, За окном кричат галчата, Под крыльцом пищат котята, В бочке плещутся щурята, В клетке прыгают крольчата, А у дерева в тиши Ежиха к ёжику спешит.

Слайд 5

ч… й , ш .. шка , ж.. раф , грущ .., ч.. щ .., маш …на, пищ .. ть .

Слайд 6

1.Вершина, лужи, дождь , тишина,, ландыши . 2.Шиповник, мячик , чижик, зашипит, , сторожит.

Слайд 7

МА ЛЫ ЖИ ПРУ НА ШИ НА КА ШИ ЛЫ НИК КРЫ МЫ ШИ ПОВ ШИ ЖИ МЫ МА ШИ

Слайд 8

ЖИ и ШИ такие слоги, Что всегда к ребятам строги. ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ Только с буквой “И” пиши!

Слайд 9

.. ка , .. лок , ..до , та.., .. жой .

Слайд 15

Iгр . Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. IIгр . В живом уголке жили ежи да ужи. IIIгр . Волки рыщут, пищу ищут.

Слайд 16

Летела сорока лесом, Глядела на все с интересом, Все видела, все приме.. ла И всем обо всем сооб .. ла

Слайд 17

Пища, чаща, роща, куча, Саранча, кочан и туча, Дача, гуща и свеча- Все слова на ча и ща .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по Обучению грамоте на тему: "Правописание ЖИ- ШИ. Закрепление" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по Обучению грамоте на тему: "Правописание ЖИ- ШИ. Закрепление"  1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по Обучению грамоте на тему: "Правописание ЧА- ЩА. Закрепление" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по Обучению грамоте на тему: "Правописание ЧА- ЩА. Закрепление" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Особенности диалогической речи " 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Род имён существительных" 3 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация на тему: "Род имён существительных" 3 класс. ПНШ...

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание чк-чн, щн" 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание чк-чн, щн" 1  класс Школа России...