Конспект урока по обучению грамоте «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е», 1 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 22.10.2019 Школа: 148 Класс: 1 «Г» Кабинет: 223 | ФИО учителя Тельнова Е.М. ФИ студента Комлева А., 46 гр. ФИО методиста Галиуллина Н.К. |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема: «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с буквой Е,е, обозначающей звуки [э, йэ], формирование умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при чтении; формирование умения делить слова на слоги и ставить ударение.
Планируемые результаты
Предметные
знать: чем отличаются гласные и согласные буквы; две позиции буквы Е для распознавания значения буквы ([йэ], [э];
уметь: сопоставлять звук с буквой Ее; составлять слова из слогов; различать позицию буквы Е в слове; читать в соответствии с позицией.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения; формировать этические чувства и ценности.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: учебник «Азбука» 1 часть, Горецкий В.Г., УМК «Школа России»; презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя Наглядный: презентация Практический: психологический настрой | 1-2 мин | - Прозвенел и смолк звонок. -Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я у вас проведу урок обучения грамоте. - Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: частично-поисковый, учебный диалог, беседа, ответы на вопросы Наглядный: презентация | 4-5мин | Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки. Сегодня очень интересный урок: вы познакомитесь с одной необычной (волшебной) буквой. Эта буква вам будет усердно служить, если вы раскроете ее секреты. - На какие две группы делятся звуки русского языка? - Как распознать гласные и согласные звуки? -Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? - Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? - От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? - Значит, какие бывают согласные? - Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость? | Выделяют необходимую информацию -Гласные и согласные. -Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки «петь»; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом. -Гласные – красным. -Синим или зеленым. -От того, какая гласная стоит после согласного. -Твердые или мягкие, звонкие или глухие. -А, о, у, ы, э- указывают на твердость предыдущего согласного звука. -Е, ё, ю, я, и- указывают на мягкость предыдущего согласного звука. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации П.: осознание познавательной задачи |
III. Постановка учебной задачи Словесный, частично-поисковый: учебный диалог, подводящий диалог Словесный: ответы на вопросы, формирующий диалог | 7м | Отгадайте загадку, чтобы узнать, о чём мы будем с вами на уроке говорить. -В лесу мороз крепчает, -Сейчас посмотрите на рисунок и схему. Какое слово там? -Давайте прочитаем его (й-й-эли, йэ-ээли, йэ-л’л’ии) - Ребята, сколько слогов в слове ели? Почему? -Давайте поработаем с первым слогом. Сколько звуков мы слышим? -Какой первый? -Какой этот звук гласный или согласный? -Почему? Что создает преграду? -Какой второй звук? -Какой он? Почему? -Я вам открою первую тайну буквы е: если мы в начале слова слышим слияние [йэ], то мы на письме обозначаем буквой Е. -Давайте теперь разберем 2 слог (ли). Какой первый звук? Обозначаем буквой: л. Какой второй? -Итак где стоит буква Е в этом слове? -Какое первое правило? -Когда еще буква Е обозначает 2 звука? Для этого прочитаем слова: роет, воет. В слове роет, сколько слогов? Почему? -Давайте прочитаем с ударением. На какой слог падает? -Давайте еще раз произнесем слог и послушаем. Сколько звуков обозначает буква Е? Какие? -А в слове воет сколько слогов? Почему? -Давайте прочитаем с ударением. На какой слог падает? -Еще раз произнесем. Сколько звуков обозначает буква е? -Почему? Это же не начало слова. -После какой буквы стоит буква е? -Какой вывод мы сделаем? -Посмотрите на красный квадрат в правом верхнем углу. Почему написано 2 буквы? Чем они отличаются? -Когда нужна заглавная? -А строчная? -Итак, ребята, какая тема нашего урока? -И мы уже знаем 1 роль. Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного. Но у буквы е есть еще роль. Какая эта роль давайте узнаем вместе. -Давайте еще раз вспомним, что мы узнали о букве Е? -Какие цели поставим на урок? | -Ель. -Ели. -2. -Сколько в слове гласных столько и слогов. - Йэ- 2 звука. -Й. -Согласный. -Потому что есть преграда. Язык поднимается к верхнему нёбу, и не пускает воздух. -Э. -Гласный. Воздух выходит свободно, и мы слышим голос. -Первый- е, второй- ли. -Ль -И. -В начале. -Буква Е обозначает два звука в начале слова. -2 слога. Сколько в слове гласных и столько и слогов. -На 1 слог. -2 звука. Слияние [йэ]. -2 слога. Сколько в слове гласных и столько и слогов. -На 1 слог. -2 звука. Слияние [йэ]. -После гласной. -Буква е обозначает два звука после гласного. -Одна заглавная, другая строчная. -В начале предложения и в именах собственных. -Во всем остальных случаях. -Буква е и ее роли -Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного. -Научить давать характеристику звукам [йэ], [э], научиться читать слова с буквой Е. | П.: подведение под понятие П.: построение речевого высказывания Р.: целеполагание П.: осознание познавательной задачи; осуществление операции анализа, синтеза, сравнение, классификация |
IV. Открытие нового знания Словесный: слово учителя Словесный: произнесение звука. Практический: характеристика звука Словесный: формулировка вывода Наглядный: рассматривание буквы Е и сравнение печатной буквы с прописной | 7м | - Ребята, давайте посмотрим на слоги, которые даны нам в учебнике на странице 73. Давайте прочитаем вместе и внимательно прослушаем. И понаблюдаем за согласной буквой. Давайте прочитаем хором все вместе: (се,ре,ле,ве,не,ке,те) -Какая гласная буква есть в каждом слоге? Давайте послушаем какой звук обозначает буква Е в этих слогах, так же как в начале слова или другой? -Какие согласные звуки в этих словах твёрдые или мягкие? -Где стоит буква Е? -Значит, какой вывод можно сделать? -Давай прочитаем правило в учебнике (хором). -Когда буква Е обозначает 2 звука? 1 звук? -На что указывает буква е после согласного? Какой звук обозначает? -Поиграем в игру "Ты - мне, я - тебе". Будем читать слоги, договаривать до целых слов. -Ребята, а теперь давайте поиграем. Когда вы услышите, что буква е обозначает 2 звука, то хлопаете в ладоши, а если один звук, то руки перед собой. Винегрет, ель, пельмени, есть, егерь, еловый, зевнул, неделя, день, ехал. | -Гласная –е. -Другой, звук э. -Мягкие. После согласных. -Если после согласного стоит буква е, тогда согласный читается мягко. -Буква е обозначает два звука в начале слова и после гласного. Один звук после мягкого согласного. -На мягкость предшествующего согласного звука. Гласный звук э. СЕ (селедка, семечко, семья); РЕ (ребро, ребята, редька, решение); ВЕ (весенний, верхушка, вести, ветеран, вешалка, приведение); НЕ (недолёт, недоспелый, недруг - враг, некогда); КЕ (океан, кефир, кепка, кеды); ТЕ (тележка, телефон, телевизор, терем); ЛЕ (олень, колено, лезвие, лекарство, лес). -Винегрет(1), ель(2), пельмени(1), воет(2), есть(2), егерь(2), еловый(2), зевнул(1), неделя(1) роет(2), день(1), ехал(2). | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: поиск и выделение информации П.: построение речевого высказывания К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Практический: выполняют движения | 2 м | Динамическая пауза | Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии | |
V. Первичное закрепление Словесный: диалог учителя и учащихся Практический: выполнение задания учителя | 7м | -А теперь найдите и прочитайте слова в столбиках на стр. 73. -Давайте прочитаем по слогам. С ударением. Как говорим. -Прочитайте где буква е в начале слова. -Прочитайте где буква е после гласного. -Где нет буквы е? Сейчас прочитайте родственные слова, т.е слова, у которых есть общая часть. -Молодцы ребята. А сейчас найдите слова называющие действия. | Ели, еловые, сосны, сосновые, роет, воет, лает, кусает. -Ели, еловые. -Роет, воет, лает, кусает. -Сосны. -Ели- еловые; сосны –сосновые. -Роет- воет; лает- кусает. | П: поиск и выделение информации К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: поиск и выделение необходимой информации |
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практический: выполнение упражнения по заданию | 7-9мин | Чтение текста с.73 Прочитайте сначала про себя. Хором. В парах сначала 1 вариант второму, потом второй вариант первому. -Прочитай 1 предложение. Сколько мы слышим звуков в слове ели? Почему? -Прочитай 2 предложение. Сколько мы слышим звуком в слове роет? Почему? - Каким еще порядок слов может быть в предложении? Игра «Кто больше запомнит слов из текста» «Е» похожа на расчёску, -В каких словах нам попалась буква е? | -2, потому что е в начале слова. -2, т.к после гласного. -Лиса около ели. -Сделать, может, всем,все. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: контроль П: поиск и выделение необходимой информации |
VII. Включение в систему знаний
Словесный: беседа | 3мин | -Давайте еще раз прочитаем правило в конце страницы. -Теперь поиграем в игру «добавь букву».Добавьте букву, чтобы можно было сказать: красивые ....(лес) -А теперь замените один слог, чтобы «леса» превратились в жаркое, любимое всеми нами время года. -На что похожа буква? Ева гребнем причесалась — Е на грядке пригодилась — | -Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного. -Леса. -Лето. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К: умение полно и точно выражать мысли |
VIII. Рефлексия деятельности
Словесный: обобщающая беседа | 2-3мин | Деятельностная -Ребята, с какой темой мы сегодня работали на уроке? А почему ее называют хитрой? Когда буква Е обозначат звук [‘э]? когда [йэ]? - Как вы думаете, достигли мы целей? Какие цели мы ставили? -Что нового вы узнали? Что запомнили? -Все хорошо потрудились, спасибо за урок, до свидания! | Проводят самоанализ деятельности. -Буква е и ее роли. -Потому что она может обозначать 2 роли 1 роль- 2 звука[йэ] и 2 роль- обозначает 1 звук[‘э]. -Когда стоит после согласного. -Когда стоит в начале слова и после гласного. -Да, научились давать характеристику звукам [йэ], [э], научились читать слова с буквой Е. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р:осуществление итогового контроля |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обучению грамоте "Звуки [Ж] [Ш] и буквы Ж и Ш. Дикие животные"
Интегрированный урок-повторение по обучению грамоте....
Конспект урока по обучению грамоте " Звуки [з] и [з\']. Буквы З и з
Конспект урока по обучению грамоте " Звуки [з] и [з']. Буквы З и з...
Конспект урока по обучению грамоте, тема: Прописная и строчная буква "Тт" (1 класс, УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: создание условия для формирования навыка письма прописной и строчной буквы «Тт».Планируемые результаты:Предметные: Знать правила посадки и письма;Уметь писать пр...
Конспект урока по обучению грамоте «Звук [о]. Буква О, о» 1 класс (УМК «Школа России»)
Тема: Звук [о]. Буква О, оЦели деятельности учителя: знакомство с гласным звуком [о] и способом его обозначения на письме с помощью букв О, о.Планируемые результаты:...
Конспект урока по обучении грамоте "Звук [a], буква Аа" 1 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕТема: Звук [a], буква АаЦели деятельности учителя: знакомство со звуком [a] и буквой Аа.Планируемые результаты:Предметные: Знать гласный звук [а], заглавную и стро...
Технологическая карта урока по обучению грамоте «Звуки [й’а], [а]. Буквы «Я я» (УМК "Школа России", 1 класс)
Дата: 16.11.2021Школа: №152Класс: 1 «в»Урок: 2Время: 8.50-9.30 Кабинет: 110Студент: Закирова ЭльвираГруппа: 45Учитель: Берсенева Е.М._________________________Методист: Кошкаров...
Конспект урока по обучению грамоте «Звуки [т], [т’], буквы Т, т» (1 класс, УМК «Школа России»)
Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока:формирование у обучающихся представления о согласных звуках [т], [т’] и способы обозначения звуков буквах Т, т.Дидактические:1. Познаком...