Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Деревянова Татьяна Валерьевна

Урок русского языка. 3 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

Тема урока: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

Тип урока: урок рефлексии.

Формы организации урока: фронтальная, парная, индивидуальная.

Цель: способствовать формированию умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, выполнять её в соответствии с изученным правилом; выявлять причины ошибок и корректировать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Деревянова Татьяна Валерьевна – учитель начальных классов МОУ «НОШ №3 р.п.Озинки»

Предмет: «Русский язык»

Авторы учебника: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова –М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2013.

Класс: 3

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»

Тип урока: урок рефлексии

Формы организации урока: фронтальная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи: литературное чтение

Цель: способствовать формированию умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, выполнять её в соответствии с изученным правилом; выявлять причины ошибок и корректировать их.

Задачи урока:

Обучающие:  формировать умение различать слова мужского и женского рода,  добиваться от обучающихся осознания необходимости применения правила написания орфограммы «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных», выявлять причины своих ошибок и корректировать их; формировать навык грамотного письма.

Развивающие: развивать речь, исследовательские умения и навыки обучающихся; умение работать в коллективе и самостоятельно, анализировать свою деятельность.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, внимание к слову, культурную личность.

Планируемые результаты.

Личностные и метапредметные результаты:

Развивать мотивацию учебной деятельности, интерес к новому;

Учить   самостоятельно принимать решения, прогнозировать  их возможные последствия;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, быть способными к сотрудничеству.

Учить опираться на свой опыт и знания, полученные ранее.

Регулятивные:

Намечать и ставить цель, планировать деятельность, выходить на результаты.

Уметь анализировать, контролировать и оценивать  свою деятельность.

Познавательные:

Уметь использовать полученные ранее знания и применять свой опыт.

Учить осуществлять организацию речевой деятельности в устной форме.

Учить создавать алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные:

Способствовать  доброжелательному отношению друг к другу, чувству партнерства.

Учить выражать свои мысли, уметь оформить их в монологическую или диалогическую форму.

Предметные результаты:

Повторить изученное ранее об имени существительном.

Формировать умение  правильно писать  слова с Ь на конце после шипящих в именах существительных.

Совершенствовать умение распознавать существительные по родам.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Начнём урок!

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я возьмусь.

(беседа на тему «Красивая речь»)

Чистописание. Прописываем соединения букв:

ум, ун, уш, уп, ур

Умную реч.. приятно и слушать.

В сла…ких речах всегда таится гореч….

Назовите орфограммы. В написании каких слов испытывали затруднения.

Настраиваются эмоционально.

Вырабатывают

каллиграфический

подчерк. Принимают и формулируют учебную задачу

Личностные: смыслообразование

Познавательные: целеполагание

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

С.В.Иванов Учебник «Русский язык» часть первая упр.1 стр. 172.

-Я скажу, дружок, на ушко:

Здесь поставлена «ловушка»,

Ты в неё не попадай,

А найди и разгадай!

- Какие правила необходимо вспомнить для правильной записи большинства слов? Почему для записи слов, оканчивающихся звуками  [ч,]

[  щ, ] достаточно вспомнить только одно правило?

Упр. 2 стр. 172 (объясняется смысл пословиц:  Бой красен мужеством, а товарищ дружеством. Всякая вещь хороша на своем месте. Мал ёрш,  да колюч.)

Самостоятельная работа. Упр. 3 стр 173 ( из текста выписать слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных»)

Самопроверка обучающимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов

Записывают, объясняя и обозначая графически орфограммы (Правописание мягкого знака после шипящих на конце им. сущ.)

Проговаривают алгоритм правописания мягкого знака после шипящих.

Индивидуальная

деятельность. (Выписывают слова: тишь, товарищ, лещ, ёрш, мелочь, вещь)

Осуществляют контроль и самоконтроль для установления правильности выполнения задания

Регулятивные:

- прогнозирование

предстоящей работы

Познавательные:

- выявление сущности, особенностей объектов

Коммуникативные:

- построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

- учет разных мнений

Познавательные:

- составление вывода на основе анализа объектов

Регулятивные:

- выполнение пробного учебного действия

  1. Локализация затруднений.

Уточните, где можно ошибиться, выполняя задание? Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце?

Повторите ещё раз тему урока.

Какова цель урока?

Повторяют алгоритм написания мягкого знака после шипящих.

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»

Будем учиться правильно писать слова с шипящим на конце имен существительных.

Познавательные:

-осознание и произвольное построение речевого высказывания

- подведение под понятие

Регулятивные:

- умение высказывать свое

предположение на основе работы с материалом учебника

- прогнозирование предстоящей работы

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Составим план, по которому мы будем работать:

  1. Определим место затруднения.
  2. Определим часть речи.
  3. Определим род имени существительного.

Вспомним и сравним свой вывод с правилом учебника (стр .170)

Рабочая тетрадь часть 1, стр 49 упр.4.

-Прочитайте задание . Какую работу необходимо выполнить?  Найдите ошибки. Назовите алгоритм действия.

Принимают учебную задачу. Применяют правило проверки.

  • выполнение пробного учебного действия

Коммуникативные:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Познавательные:

- постановка и формулирование проблемы

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификации

  1. Обобщение затруднений во внешней речи

Работа в парах.

Рабочая тетрадь часть 1, стр.48 упр. 1

- Прочитайте задание и расскажите, что нужно сделать? (записать свои примеры слов, оканчивающиеся на шипящий звук)

- Что нужно, для того, чтобы правильно выполнить задание?

Работают в парах.

Подбирают слова и применяют правило правописания мягкого знака после шипящих

Познавательные:

  • анализ, сравнение, обобщение

Коммуникативные:

  • оформление своих мыслей в устной форме
  • готовность к взаимодействию
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Работаем самостоятельно.

- Докажите, что работу которую вы выполнили, сделала  правильно.

Применяют правило на практике. Доказывают, что слова, которые подобрали в правый столбик нужно писать без мягкого знака, а в левый – с мягким знаком на конце.

Коммуникативные:

  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные:

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

  • самооценка на основе критерия успешности

  1. Включение в систему знаний и повторение

Задание: Запишите ответы в строчку.
1) Часть суток с вечера до утра…(ночь) 
2) Приспособление, с помощью, которой открывают дверь…(ключ)

3) Друг Карлсона…(Малыш) 
4) Растение на болоте… (камыш)
5) Друг всегда придёт на…(помощь)

6) Суп со свёклой и овощами… (борщ)
7) Она бывает устная и письменная… (речь)

8) Небольшой грызун с узкой мордочкой…(мышь) 
9) Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками…(еж)

Повторяют правило и применяют его на практике

Взаимопроверка

Познавательные:

  • Анализ, анализ, сравнение, обобщение

Коммуникативные:

  • оформление своих мыслей в устной форме готовность к взаимодействию
  • умение работать в паре
  • осознание ответственности за общее дело
  1. Рефлексия деятельности
  • Какова тема нашего урока?
  • Какую цель перед собой поставили?
  • Каким способом действовали?
  • Достигли ли поставленной цели?
  • Что у вас получалось сегодня лучше всего?
  • В чем испытали затруднения?
  • Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
  • Оцените свою работу. Обоснуйте свой вывод.

Обсуждение домашнего задания:

  • обязательная часть – упражнение 2 с.48 « Рабочая тетрадь».

по желанию –  найти и написать загадки и пословицы, в которых встречаются слова на изученную тему (6 предложений)

Обобщают, анализируют, делают выводы.

Повторяют алгоритм правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Регулятивные:

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения  

Личностные:

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные:

  • построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные: 

  • рефлексия способов и условий действия

Познавательные:

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

  • самооценка на основе критерия успешности
  • адекватное понимание
  • причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

За время урока на 10-ой и 20-ой минуте проводится физминутка в том числе и для глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

урок по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. 3 класс "Школа России"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Урок русского языка для 3 класса по программе "Школа России"  с применением ТРКМЧП....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тип урока:  урок закрепления  предметных умений с использованием ЭОР  при ведущей роли учителя....

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящихна конце имен существительных женского рода. 3 класс...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода

Данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим план...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных...